Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция шейха ‘Абдуль-Мухсина Али ‘Убайкана




 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему имаму, господину посланников Мухаммаду, его семье, его сподвижникам, и всем тем, кто последовал его путем вплоть до Дня воздаяния!

Одним из важных вопросов, которому следует уделить внимание тем, кто призывает к Всевышнему Аллаху, является изучение вопросов, которые важны для настоящего и будущего положения мусульман. Тема данной лекции особенно важна в наше время, когда увеличилось число разногласий, споров и людей, которые говорят: «Истина со мной».

Нет сомнений в том, что многим известно о том, что группой, впавшей в заблуждение в вопросах обвинения в неверии (такфир), являются хариджиты.

Некоторые люди предполагают, что хариджиты, о которых известил пророк r, это были лишь те люди, которые выступали против ‘Али, и после их поражения вследствие тяжелых боев они бесследно исчезли. Однако это не так, ибо не проходило время, чтобы не появлялась эта группа, которая хоть и не соответствовала полностью убеждениям первых хариджитов, однако в чем-то походила на них.

С дозволения Аллаха именно это и является той темой, которую нам хотелось бы раскрыть.

Вступление

 

Поистине, Всевышний Аллах послал Своего пророка Мухаммада r с совершенным, легким, обширным и полезным для Его рабов шариатом. После чего посланник Аллаха r укрепил исламское государство в Медине, где шариатские законы заняли свое место, и объединил мусульман вокруг единой основы и единого мазхаба. Между ними не было никаких разногласий, помимо некоторых незначительных вещей, которые существуют с прежних времен. Для разрешения данных проблем было отведено широкое место для иджтихада [36] и независимого суждения, которые осуществлялись обладателями знания. Для каждого муджтахида [37] уготована награда, как сказал пророк r: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». [38] аль-Бухари 3/268, Муслим 1716.

Вопросы же вероубеждения (‘акида) и методологии (минхадж) являются той областью, где иджтихад неприемлем. Ни во времена посланника Аллаха r, ни во времена Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, между сподвижниками не было разногласий в этих вопросах. Поистине сподвижники обладали одним вероубеждением и одной методологией.

Позднее произошли некоторые события, которые привели к расколу и разногласиям.

В свое время посланник Аллаха r побуждал свою общину к облегчению религии для людей и удерживал их от ее затруднения, а также приказывал мусульманам быть кроткими. Сообщается, что Джарир ибн ‘Абдуллах сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха r сказал: «Тот, кто лишен доброты, тот лишен всего блага». Этот хадис передали Муслим и Абу Дауд, а в версии Муслима слово «всего» отсутствует.

Абу ад-Дарда также передал следующие слова посланника Аллах r, который сказал: «Тот, кому была дарована его доля доброты, получил свою долю блага. А тот, кого лишили его доли доброты, лишился своей доли блага». Ахмад 6/451, ат-Тирмизи, 2013, аль-Хумайди 393, аль-Байхакъи 10/193. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Также передается от Абу Мусы аль-Аш’ари, что когда посланник Аллаха r посылал своих сподвижников с каким-либо поручением, то наказывал им: «Облегчайте, а не создавайте трудности, несите благие вести, а не внушайте отвращение (к религии)!» Муслим, 1734.

Посланник Аллаха r сказал: «Остерегайтесь излишеств в религии». Излишество – это нарушение границ дозволенного. Именно излишество стало причиной заблуждения хариджитов, и именно по этой причине они сошли с истинного пути. Поэтому посланник Аллаха r сказал о них: «Они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» аль-Бухари 5058 и Муслим 1064. То есть стрела, пущенная в мишень, попадает в нее с одной, а выходит с другой стороны. И пророк r уподобил их стреле, которая вылетела из насквозь пробитой мишени, так как они быстро вошли в Ислам и быстро его покинули.[39]

Посланник Аллаха r говорил: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!» [40] Ахмад 1/347; ан-Насаи 3057; Ибн Маджах 3029; Ибн Абу Шайба 1397; Ибн Абу ‘Асым 98; Ибн Хузайма 2867 и др. Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, ан-Науауи, Ибн Таймийя и аль-Альбани назвали хадис достоверным.

То есть избегайте излишеств в религии, так как те, которые были до вас, излишествовали и вели аскетичный образ жизни, и они стали совершать то, что Аллах не предписал для них, и поэтому Аллах увеличил Свои требования по отношению к ним.[41] Однако мы не станем подробно рассматривать вопрос излишества, так как это большая тема.

Посланник Аллаха r также сказал: «Поистине, оно (излишество) погубило тех, кто жил до вас, и побудило их проливать кровь и считать запретное дозволенным». Муслим 2578.

Также посланник Аллаха r сказал: «Поистине эта религия крепка. Так углубляйся же в нее постепенно, ибо тот, кто не рассчитает тяжесть своего груза, не уйдет далеко и погубит свое верховое животное». Ахмад 3/199, аль-Байхакъи 4743. Достоверность версии этого хадиса, которую передает Анас, подтвердили имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. «Сахихуль-джами’» 2246.

Посланник Аллаха r приказал придерживаться джама’ата мусульман, и запретил разобщение и раскол.[42] Он сравнил джама’а со стадом овец, а того, кто откололся от него, он уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка. Пророк r сказал: «Поистине, волк пожирает ту овцу, которая отбилась от стада». Ахмад 5/196; Абу Дауд, 547; ан-Насаи 846; Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аз-Захаби, ан-Науауи, ас-Суюты и аль-Альбани.

Никто не в состоянии победить единый джама’ат мусульман. Вероятнее всего, что враг победит малочисленную группу, отколовшуюся от джама’ата. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «‘Умар обратился к нам в местности аль-Джабийа [43] со следующими словами: «О люди! Я обращаюсь к вам с теми же словами, с которыми обратился к нам посланник Аллаха r, сказав: «Я завещаю вам следовать путем моих сподвижников, затем тех, кто последовал за ними, а затем тех, кто последовал за ними. После этого широко распространиться ложь. Даже когда с человека не станут требовать клятвы (за ложь от имени Аллаха), он будет клясться, и когда с него не будут требовать свидетельства (за его лживость), он будет свидетельствовать. И пусть мужчина не остается наедине с (посторонней) женщиной, иначе третьим с ними будет шайтан. Будьте в джама’а и остерегайтесь разобщенности! Поистине, шайтан с одним, а от двоих он отстраняется. И тот, кто желает середину Рая, пусть следует джама’а. А тот, кого радуют его благие дела и огорчают плохие, тот правоверный!» Ахмад 1/18; ат-Тирмизи 2165; Ибн Маджах 2363; Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Пророк r, приказав нам придерживаться джама’ата, также запретил нам разделяться и разногласить, сказав: «Поистине тех, которые были до вас, погубило множество вопросов и разногласие с их пророками». аль-Бухари 7288; Муслим 1337. В другом хадисе посланник Аллаха r сказал: «Поистине эта община разделиться на 73 группы и все они окажутся в Огне, за исключением одной». Ахмад 2/332; ат-Тирмизи 2640; Абу Дауд 4596; Ибн Маджах 3991; ад-Дарими 2514; аль-Баззар 2755; Это известный хадис, который передавался многочисленными путями. Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, аш-Шатыби, ас-Суюты, Ибн Таймийя, Ибн Касир, Ахмад Шакир и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Также посланник Аллаха r приказал нам присягнуть на верность мусульманским правителям, ибо «Каждый, кто умрет, не присягнув правителю, умрет смертью джахилии». [44] Муслим 1815. Некоторые люди, впав в заблуждение, думают, что они не обязаны повиноваться правителю, так как они не шли к нему в индивидуальном порядке, не пожимали ему руку и не присягали ему на верность. Однако это нелепая ошибка. Когда сподвижники давали клятву на верность Абу Бакру, мусульмане все не отправились на встречу с ним индивидуально. Это сделали достойные и влиятельные люди из их среды, и тем самым присяга была узаконена для всех. Таким образом, присяга мусульман, не встретившихся с Абу Бакром, была принята. И это является единогласным мнением мусульман (иджма’), которого они придерживались во все времена и на любой земле. Поэтому не следует утверждать, что присяга принимается только в том случае, когда она совершается индивидуально, в противном же случае оно не является законным. Если обладатели власти получили право на присягу, правление, получили полномочия, и их власть была узаконена, то присяга им имеет силу.[45] Имам Ахмад об этом говорил: «Если кто-либо захватит власть мечом и станет правителем, именуемым амиром-правоверных, то недозволенно не для кого, кто верит в Аллаха и в Судный день, проводить ночь, не считая его правителем, будь он праведный или нечестивый!»

То есть, недозволенно человеку проводить даже одну ночь, не признав его правления. А тот, кто поступает таким образом, может погубить себя, умерев смертью времен невежества. Прибегаем к защите Аллаха от подобного зла!

Наш пророк r приказал нам подчиняться мусульманским правителям, также Великий и Всевышний Аллах ясно разъяснил нам это же, сказав: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас» (ан-Ниса 4: 59).

Всевышний Аллах приказал нам подчиняться сначала Ему Самому, затем Его посланнику r, а после – обладателям власти в дозволенных делах. Поэтому, если они станут приказывать то, что не приводит к непокорности Аллаху, тогда мусульманин обязан подчиняться им. Никому недозволенно говорить: «Я буду подчиняться им лишь в тех делах, в которых есть покорность Аллаху». Потому что посланник Аллаха r запретил подчиняться правителям лишь в том случае, если в их приказах существует ослушание Аллаха. Из слов посланника Аллаха r становится ясно, что мусульманин обязан слушать и подчиниться правителю, если тот приказывает ему что-либо, и в этом приказе нет ничего, что противоречило бы законам Аллаха. Это ясно просматривается в тех вопросах, которые не противоречат законам Аллаха.[46] В пример можно привести правила дорожного движения и тому подобные законы. Важно то, чтобы эти законы, не противоречили законам Всевышнего Аллаха. Правитель ради всеобщего блага и пользы может обязать людей соблюдать подобные законы и подчинение ему в этом обязательно. Если же люди не станут подчиняться приказам правителя, тогда в обществе увеличится число произвола и тем самым будет нарушена стабильность. Поэтому посланник Аллаха r сказал: «Повинующийся мне повинуется Аллаху, а тот, кто ослушается меня, ослушается Аллаха. Тот, кто станет повиноваться правителю, проявит повиновение мне, а тот, кто ослушается правителя, ослушается меня». аль-Бухари 2957; Муслим 1835.

Существует множество доводов относительно этого вопроса. Я уже раскрыл эту тему подробнее в своем труде «Права правителей и повинующихся».

Также посланник Аллаха r приказал воевать против тех людей, которые желают внести раскол в единство мусульман, нарушить стабильность и создать анархию. Посланник Аллаха r сказал: «Если вам придется давать присягу двум халифам, то убейте одного из них!» Муслим 1853. В другом хадисе говорится: «Если в то время, когда вы будете объединены вокруг одного правителя, появится кто-то, кто попытается внести раздор между вами и расколоть ваше единство, то убейте его». [47] Муслим 1852.

Запрещается поддерживать претендента на власть, даже если он лучше, чем уже существующий правитель. Потому что, если дела мусульман были приведены в порядок одним человеком, после чего была дана возможность другому сместить раннего правителя, то это непременно приведет к хаосу и пролитию невинной крови среди людей. Таким образом, он нанесет урон единству мусульман, прольет много крови, унизит достоинство людей и распространит большую смуту. Одно из утвердившихся шариатских правил гласит: «Меньшему вреду отдается предпочтение перед тем, в чем еще больше вреда!» [48]

Появление хариджитов

 

Хариджиты появились в то время, когда между мусульманами существовал раскол,[49] о чем сообщил посланник Аллаха r: «Их признаком будет появление среди них темного мужчины, одна рука которого подобна женской груди или повисшему куску мяса. Они появятся в то время, когда между мусульманами будет раскол». аль-Бухари 3610; Муслим 1064.

В сообщении от Зайда ибн Уахба аль-Джухани[50] говорится, что он находился в войске ‘Али, когда тот отправился в поход против хариджитов. ‘Али говорил: «О люди! Я слышал, как посланник Аллаха r сказал: «В моей общине появятся люди читающие Коран, и ваше чтение по сравнению с их чтением, и ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут ничтожны. Они будут читать Коран, считая, что он на их стороне, однако Коран будет против них. Их молитвы не пройдут ниже их ключиц, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» И если бы войско, которое встретится с ними (на поле боя) знало, что им было гарантировано словами пророка r, то они непременно оставили бы другие праведные деяния. Их признак – это появление среди них мужчины, у которого есть предплечье, но отсутствует локоть, верхняя часть которого подобна соску женской груди, и оно покрыто белыми волосами. Отправляясь к Муавийи и жителям Шама, вы оставляете их (хариджитов) позади, вместе со своими детьми и имуществом! Клянусь Аллахом, они (хариджиты) пролили запретную кровь и посягнули на скот людей! Поэтому действуйте (воюйте против них) с именем Аллаха!»

Саляма ибн Кухайль сказал: «Зайд ибн Уахб однажды сказал мне: «В тот самый день (когда мы выступили против хариджитов) дойдя до моста (который находился там) во главе их был Абдуллах ибн Уахб ар-Расиби. [51] ‘Абдуллах ибн Уахб сказал им: «Метните ваши копья и обнажите свои мечи, ибо я думаю, что они атакуют вас, подобно тому, как они сделали это в день Харуры». Они немного отступили и со стороны метнули свои копья в противоположную от них сторону, а затем обнажили свои мечи. Люди, находящиеся в войске ‘Али двинулись на них с выставленными копьями и вонзили их в них, а затем стали убивать их одного за другим. В тот день из войска ‘Али погибли только двое. ‘Али сказал: «Ищите среди них калеку». Они искали, но не нашли. Тогда ‘Али поднялся с места и подошел к тому месту, где было множество трупов, и сказал: «Поднимайте их одного за другим». Наконец они нашли его под трупами других людей. И тогда ‘Али воскликнув: «Аллах Велик!», сказал: «Правдив был Аллах и Его посланник r ». Затем ‘Убайда ас-Сальмани [52] подойдя к нему, сказал: «О амир правоверных! Заклинаю тебя Тем, кроме Которого нет иного божества достойного поклонения, ты слышал об этом от посланника Аллаха r ?» Он ответил: «Да, клянусь Тем, кроме Которого нет иного божества достойного поклонения, я слышал эти слова от самого Посланника Аллаха r ». Убайда попросил ‘Али поклясться трижды, и он сделал это». Муслим 1066.

Также передается от Абу Са’ида, который рассказывал, что посланник Аллаха r упомянул о группе людей, которые появятся в его общине, в то время, когда между мусульманами будут разногласия, и их будут именовать «бритоголовые».Он r говорил: «Они являются самыми худшими из созданий, и одна из двух групп, которая будет ближе к истине, вступит с ними в бой». Далее Абу Са’ид сказал: «О жители Ирака, и вы убили их!» Муслим 1065.

Посланник Аллаха r говорил: «Разделится моя община на две группы. И аль-Марикъа (вышедшие) будет между ними. Самая близкая к истине из этих двух групп уничтожит их». Муслим 1065; Ахмад 3/79. Здесь приводится версия Ахмада.

Ибн Касир сказал: «Этот хадис является доказательством пророчества Мухаммада r. Это событие произошло именно так, как об этом рассказал посланник Аллаха r. В отличии от убеждений невежественных и несправедливых шиитов-рафидитов, которые считают жителей Шама неверными (так как они поддерживали Му’ауийу), этот хадис доказывает что, обе стороны, как сторонники Му’ауийи, т.е. жители Шама, так и сторонники ‘Али, т.е. жители Ирака (несмотря на произошедшее между ними) являются мусульманами. Также этот хадис указывает на то, что сторонники ‘Али были ближе к истине, чем сторонники Му’ауии. Это мазхаб ахлю-Сунна уаль-джама’а, что ‘Али был прав. Му’ауия в сражении с ним опирался на свой вывод (иджтихад) и допустил ошибку, но он получит одну награду инша-Аллах. А ‘Али за вынесенное им верное решение будет награжден вдвойне. В сборнике имама аль-Бухари сообщается со слов ‘Амра бин аль-Аса, что посланник Аллаха r сказал: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно» ”. См. «аль-Бидая уа ан-нихая» 10/563.

‘Али сражался с хариджитами и после битвы Саффайн в Шаме, когда он вернулся в Куфу. Когда он вошел в Куфу, от его армии откололась одна группа. Упоминается, что их численность составляла 16 или 12 тысяч человек, или меньше этого. Они, отколовшись от армии ‘Али, подняли мятеж против него. Они были недовольны некоторыми действиями ‘Али. По этой причине ‘Али отправил к ним ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, для того, чтобы он внес некоторую ясность в это дело. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас дискуссировал с ними на многие темы, и ответил на все их сомнения. Когда они удостоверились в ошибочности своих убеждений, то многие раскаялись и отошли от этого пути, а некоторые слепо продолжали упорствовать.

Упоминается также, что и сам ‘Али отправился на встречу с ними и обсудил с ними те вопросы, которыми они были недовольны, после чего они отошли от своих убеждений и вошли с ним в Куфу.

Затем они, нарушив договор, вновь вернулись к своим прежним убеждениям.[53] Они призывали друг друга на свой путь под лозунгом «побуждения к одобряемому и запрещение порицаемого» (аль-амр биль ма’руф уа-ннахий ‘аниль-мункар). Затем они отправились в местность под названием ан-Нахрауан,[54] и там ‘Али сразился с ними. См. «аль-Бидайа уа ан-нихайа» 10/564.

Из характерных черт этих невежд было то, что они были более усердны в поклонении, чем другие. Посланник Аллаха r поведал, что они будут усердней в молитвах и других видах поклонения, чем самые лучшие люди этой общины, которые имели самые правильные вероубеждения. Он r говорил: «Поистине ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными». Муслим 1064.

Однако, несмотря на их многочисленное поклонение – это им не принесет никакой пользы! Возникает вопрос: почему?! Потому что Аллах принимает деяния только тогда, когда они соответствуют двум условиям:

1. Деяние должно быть совершено искренне ради довольства Аллаха. Это значит, что при совершении деяний должны отсутствовать показуха (рийа) и другие тому подобные факторы.

2. Деяние должно соответствовать Сунне посланника Аллаха r.

Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше [55]» (Худ 11: 7).

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в отношении этого аята сказал: “Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!” Его спросили: “А что значит: искренними и правильными?” Он ответил: “Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне”. Абу Ну’айм в “аль-Хилия” 8/95.

Искренность является условием для принятия деяний, которые совершаются мусульманином ради довольства Аллаха. Если при совершении деяния ради Аллаха к намерению примешается еще что-либо, то такое деяние не примется. Если кто-либо, совершая поклонение не на основе знания станет совершать это искренне, избегая показухи, и при этом не примет во внимание соответствие деяния Сунне, то такое поклонение у него также не примется, даже если оно будет искренним. Поэтому мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его деяния соответствовали шариату, были правильными и искренними ради Всевышнего Аллаха.

Деяния вышеупомянутых хариджитов возможно были искренними. Несмотря на их усердие в поклонении, они все же вышли из религии по причине их излишества, невежества и обвинения мусульман в неверии!

Доказательством их невежества являются события, произошедшие во времена ‘Али бин Абу Талиба. ‘Али призвал их сражаться против врагов и проявлять терпение. Когда ‘Али решил атаковать жителей Шама, ему сказали, что хариджиты распространяют смуту, проливают кровь, чинят разбой и покушаются на честь людей. Среди их невинных жертв были сподвижник посланника Аллаха r ‘Абдуллах ибн Хаббаб, которого хариджиты взяли в плен вместе с его беременной женой.

Хариджиты спросили его: “Кто ты?” Он ответил: “Я сподвижник посланника Аллаха r ‘Абдуллах ибн Хаббаб, и вы наводите на меня страх [56]. Они сказали ему: “Не переживай. Расскажи нам то, что ты слышал от своего отца”. Он сказал: “Я слышал, как мой отец сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха r говорил: «Наступит время смут, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий лучше бегущего [57]» ”. Ахмад 5/110, ‘Абдур-Раззакъ 18578, ат-Табарани 3631. аль-Къушайри, ас-Сан’ани, Ахмад Шакир и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Затем они повели его вместе с собой связанным. По дороге они встретили свинью, которая принадлежала одному зиммийю.[58] Один из них ударил ее мечом и рассек ей кожу. Другой же сказал: “Почему ты сделал это?! Она же принадлежит зиммийю!” Затем он отправился к хозяину свиньи и стал мягко говорить с ним, пока не оставил его довольным. Также, когда один из них взял финик, который упал с дерева, чтобы его съесть, другой сказал ему: “Ты взял это, не спросив разрешения и не заплатив за него!” Тогда он тотчас же вынул его изо рта. Однако, несмотря на все это, они зарезали ‘Абдуллаха ибн Хаббаба, а его жене, несмотря на ее слова: “Я беременная женщина, неужели вы не устрашитесь Всемогущего Аллаха?”, они отрубили голову и, вспоров живот, выбросили ребенка”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 10/583.

Обратите внимание! Они щепетильны в менее важных делах, но в таком великом деле, как пролитие крови мусульман они беспечны! Они решили проблему с хозяином свиньи и оставили его довольным, тогда как он был неверным! Также они были осторожны и не съели упавший с пальмы финик, однако они не проявили свою богобоязненность в убийстве мусульманина!

Подобных примеров множество и в наши дни. К примеру, они проявляют чрезмерную осторожность в употреблении мяса, поступающего из стран неверных, являющиеся христианскими,[59] однако не опасаются обвинять мусульман в неверии, говоря: «Такой-то неверный, такой-то неверный!» А когда их спрашивают: «Каковы ваши доводы?», они потом начинают искать доказательства.[60] Ради того, что бы обвинить в неверии кого-либо из правителей или других людей, они пытаются растолковать некоторые шариатские доводы так, как это соответствует их страстям. Потому что их планы не воплотятся в жизнь, и они не смогут говорить об обязательности выступлений против правителя (хурудж), если не обвинят его в неверии.

Ведь людям известно, что недозволенно выступать против правителя мусульман, пока он не станет неверным. Поэтому все начинается с обвинений в неверии в адрес правителя, а затем пытаются убедить людей в том, что их правитель вышел из Ислама. А когда люди согласятся с этим, они направляют их внимание на восстание против него.

В настоящее время эта беда поразила множество мусульман. Вопрос такфира является сложным вопросом, а не легким. Поэтому нельзя называть неверными людей, кроме тех, кого назвали неверными Аллах и Его посланник r и тех, в чьем неверии мусульмане единогласны.[61]

‘Али рассказывал: «Однажды посланник Аллаха r послал аз-Зубайра, аль-Микдад бин аль-Асуада и меня для совершения одного дела и сказал: «Отправляйтесь к саду Хах, [62] там будет женщина, а у нее письмо. Заберите у нее это письмо». Мы нагоняли своих лошадей, пока не достигли сада. Там мы увидели женщину и сказали: «Отдай нам письмо!» Она ответила: «У меня нет письма!». Мы сказали: «Либо ты отдашь нам его, либо мы сорвем с тебя одежду!» После этого, она достала письмо из своей косы, и мы вернулись с ним к посланнику Аллаха r. В письме Хатыб ибн Абу Бальта’а написал некоторым мекканским язычникам о делах посланника Аллаха r. [63] Посланник Аллаха r сказал: «Что это, о Хатыб?» [64] Он ответил: «О Посланник Аллаха, не спеши делать выводы относительно меня! Я из пришлых людей в племя курайшитов и не являлся одним из них. У мухаджиров в Мекке есть кровная родня, которая защитит их имущество и семьи. А я по причине отсутствия кровного родства с ними, хотел найти союзника среди них, который бы защитил мою семью. Я не сделал это из-за своего неверия, отказа от религии или предрасположенности к неверию!» Посланник Аллаха r сказал: «Он сказал вам правду!» В это время ‘Умар сказал: «О Посланник Аллаха! Разреши мне отрубить голову этому лицемеру!» Пророк r ответил: «Он участвовал в битве при Бадре. А разве ты не знаешь, что Аллах сказал об участниках Бадра: “Делайте что пожелаете, ибы вы прощены!”» аль-Бухари 3983; Муслим 2494.

Нет сомнений в том, что помощь неверным против верующих является неверием, и Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником» (аль-Мумтахина 60: 1).

Как видно, внешне действие Хатыба походило на неверие (куфр). Однако на вопрос посланника Аллаха r: «Что это о Хатыб?», он ответил тем, что хотел найти среди курайшитов защитника для своей семьи и имущества и что сделал это не по причине сомнений в религии.

Внешне действие Хатыба является неверием, однако его внутренне намерение не подтверждало его внешнее деяние. И по этой причине было недозволенно обвинять его в неверии и выводить его из Ислама. [65]

К этому также относится хадис: «Жил человек, который совершал грехи. Когда к нему приблизилась смерть, он сказал своим сыновьям: «Когда я умру, сожгите меня и в ветреный день развейте мой пепел. Клянусь Аллахом, если у Него хватит мощи воскресить меня, то Он накажет меня так, как не наказывал никого другого». Они сделали, как просил их отец. Затем Аллах приказал земле: «Собери все то, что относится к нему!» Таким образом, земля выполнила приказ, и он увидел себя стоящим. В это время Всевышний Аллах сказал ему: «Что заставило тебя сделать это?» Он ответил: «Страх перед Тобой, о мой Господь!» И Аллах простил его». аль-Бухари, 3481; Муслим, 2756.

То есть этот человек совершил подобное деяние из-за страха перед Аллахом.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Этот человек сомневался в могуществе Всевышнего Аллаха и в том, что Он воскресит его, после того как будет развеян его прах. Согласно его убеждению, это казалось ему невозможным. А подобное убеждение согласно единогласному мнению мусульман является неверием (куфр). Однако этот человек был невежественен и не знал этого. Но в тоже время он был верующим, который страшился наказания Аллаха. И именно по этой причине Аллах простил его». См. «Маджму’уль-фатауа» 3/231.

Вопрос обвинения в неверии не является настолько незначительным и легким, чтобы обвинять какого-либо мусульманина в неверии, не имея веских доводов. Даже если найдутся веские доводы, то обвинение должно исходить от обладателей знания.[66]

Хафиз Ибн Касир сказал о хариджитах: «Я говорю: Это самые странные люди из сынов Адама. Свят Аллах, Который сделал разными Свои творения и записал все в великом предопределении. Что может быть лучше, чем слова некоторых праведных предшественников (саляфов) о хариджитах, которые говорили, что под словами Всевышнего: «Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо!”» (Аль-Кахф 18: 103-105) имеются в виду хариджиты. Суть в том, что эти невежды пребывают в глубоком заблуждении. Они несчастны в своих словах и делах. Они решили отделиться от основной массы мусульман. После того, как они собрались и укрепились в Мадаине, они созывали своих братьев и единомышленников, чтобы собраться вместе. Зайд ибн Хусайн ат-Таи сказал им: «Вы не сможете войти в Мадаин группами, так как там имеется сильное войско, которое помешает вам. Вы скажите вашим людям, чтобы они собрались на мосту, который пролегает через реку Джух. Выходите из Куфы по одному, а не группами, чтобы ничего не заподозрили». Они написали общее письмо своим единомышленникам из Басры и других мест, в котором указали место сбора и призвали к объединению. После этого известия они, дабы не сталкиваться с препятствиями, стали по одному выходить из города. Они покинули свои дома так, что об этом не узнали их родители, братья, дяди и тети. По их мнению, их невежественные действия, которые были совершены не на основе знания, а на основе их небольшого разума, приведут к довольству Аллаха. Однако, они не знали, что эти действия являются большим грехом, ведущим в адский Огонь, и были приукрашены для них Иблисом, который был отдален от Милости Аллаха и изгнан из небес за свою вражду, которую он испытывал к Адаму и его потомкам!» См. « Аль-бидайа уа ан-нихайа» 7/228.

Посланник Аллаха r приказал нам сражаться с теми, кто выступает против правителей и не подчиняется им.[67] Также велел и Всемогущий Аллах, сказавший: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха» (Аль-Худжурат 49: 9).

Как видно из аята, Всевышний Аллах велел сражаться против той группы мусульман, которая несправедлива.[68]

Также посланник Аллаха r указал на то, что ‘Али будет прав в борьбе против хариджитов, и те которые воевали вместе с ним, вели борьбу против угнетателей. Поэтому, если группа людей впадет в крайность относительно правителя мусульман и выступит против него, то всем мусульманам во главе с обладающими властью необходимо сразиться с ними.

В хадисах сообщается, что появление хариджитов не ограничивается определенным веком. Напротив, они будут появляться и в последующие века и даже во времена Дадджаля. Посланник Аллаха r сказал: «В последние времена появится группа людей, и как будто этот человек [69] будет среди них. Они будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! И они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени! Их основным признаком будут их бритые головы. Они будут появляться каждый век, и последние из них выйдут с Дадджалем. Они наихудшие люди из числа моей уммы, поэтому, где бы вы их ни встретили, убивайте их». Этот хадис передал ан-Насаи.

В этом хадисе посланник Аллаха r сказал: «Они будут появляться каждый век, и последние из них выйдут с Дадджалем». Как сказано в хадисе, эти люди будут существовать всегда, вплоть до Судного дня и до появления Дадджаля. И даже одна группа из них выйдет вместе с Дадджалем.

Ученые упоминают об этом хадисе, когда приводят сообщения о хариджитах, выступавших против ‘Али. Однако если мы обратим внимание, то убедимся в том, что этот хадис также касается тех людей, которые не так давно посчитали Запретную мечеть (Масджид аль-харам) дозволенной, закрыли ее двери, убили множество мусульман и препятствовали людям совершать в ней молитвы почти пол месяца.[70]

‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха r сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах и бестолковые в умах, которые станут произносить слова лучшего из созданий (пророка r ), однако они отойдут от Ислама подобно выпущенной из лука стреле. Вера этих людей не пройдет ниже их глоток, а поэтому, где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибо поистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду». аль-Бухари 3611; Муслим 1066.

Эти качества (молодость и глупость) не были присуще хариджитам, которые подняли мятеж против ‘Али, и ведь в хадисе говорится: «В последние времена». В большинстве хадисов касающихся хариджитов не упоминаются слова: «В последние времена», а упоминаются слова «Появится группа людей». Однако известно, что хариджиты, поднявшие мятеж против ‘Али жили в первые времена.

В вышеприведенном хадисе говорится «молодые в годах». Ибн аль-Асир сказал: «Слова «молодые в годах» соответственно указывают на начальные годы молодости». См. «ан-Нихая» 1/351. Они не достигли зрелого возраста и не познали истину. Это также относится и к тем, кто захватил Запретную мечеть, тогда как хариджиты, выступившие против ‘Али были людьми зрелого возраста, среди которых были и старики.

Также в хадисе говорится «и бестолковые в умах». Ибн аль-Асир сказал: «Имеется в виду человек, который слаб с точки зрения понимания, разума, сознания и осмотрительности». См. «ан-Нихайа» 1/434. Данные описания относятся и к вышеупомянутым людям. Однако хариджиты времен ‘Али были людьми разумными, а не бестолковыми.

Затем в хадисе говорится «станут произносить слова лучшего из созданий». Это означает, что они будут говорить словами посланника Аллаха r. Это толкование считается правильным согласно некоторым комментаторам хадисов. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 13/80. Хариджиты же времен ‘Али говорили: «Нам достаточно Книги нашего Господа».

Однако люди, восставшие несколько лет назад в Мекке, считали, что они следуют изречениям пророка r. Конечно же, они не были правы, как они думали, а пребывали в заблуждении. Они говорили словами наилучшего из созданий, и думали, что следуют им и являются из приверженцев хадисов (ахль хадис). Однако они заблуждались, ибо они не были таковыми, поскольку не поняли хадисов посланника Аллаха r. На самом же деле они были молоды, о чем известно тем, кто в курсе того, что происходило. Большинство из них были молодыми, со слабым пониманием, невежды, которые не участвовали в религиозных собраниях. На мой взгляд, данный хадис целиком соответствует этим людям. Как бы то ни было, они вышли за пределы повиновения, восстали против правителя и совершили злодеяние.

Однако это не означает, что хариджиты вышли из Ислама и являются неверными. ‘Али не называл их неверными. Однако достаточно того, что они являются людьми заблудшими. Поэтому необходимо их убивать и сражаться с ними, пока в общине Мухаммада r не останется никого из них, ибо поистине, нечестие и зло приносимое ими велико![71]

В одном из хадисов сообщается: «Принесут присягу одному человеку между местом стояния Ибрахима и стенами Каабы. Никто не станет считать этот дом дозволенным (для пролития крови), кроме этих людей. И когда они посчитают этот Дом дозволенным, то не спрашивай о гибели арабов!» Ахмад 2/351; Ибн Хиббан 6872; ат-Тайалиси 2373; Ибн аль-Джа’д 2810. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Некоторые богословы относят этот хадис ко времени появления Махди. Однако я считаю, что этот хадис относится к тем, кто присягнул на участие в вышеупомянутой смуте. Потому что Кааба не будет дозволенной для кровопролития после присяги на верность Махди. Однако, когда присягнули этому человеку (Джухайману), Кааба стала дозволенной (там была пролита кровь). А Аллаху ведомо лучше!

Из всего вышеупомянутого становится ясно, что те, которые выступали против правителей на протяжении веков, достойны называться хариджитами, и достойны наказания, которое заслуживают хариджиты, а это смерть![72] Необходимо поступать с ними так же, как поступили с теми, кто не так давно совершил теракт.[73] Поистине, убийство невинных людей в этой стране является ошибочным иджтихадом, который не приемлет шариат. Ранее упоминались слова посланника Аллаха r, где говорилось об одной награде тому муджтахиду, который вынес решение, но ошибся, и двойной награде тому, кто оказался прав. Однако к каким вопросам относится это правило?! К второстепенным вопросам. А что касается проявления иджтихада в вопросах ‘акыды и манхаджа, то нет за это никакой награды. От иджтихада необходимо воздерживаться в тех вопросах, относительно которых есть тексты Корана и Сунны. На это указывает веление посланника Аллаха r убивать хариджитов, и они, как об этом говорится в хадисах, больше всех достойны смерти. Пророк r не говорил о том, что хариджиты будут награждены за свои деяния, а напротив, награды будут удостоены те, которые станут убивать их.[74] Убитые хариджиты являются самыми худшими из людей. В некоторых хадисах упоминалось, что они будут собаками из числа обитателей Ада.[75] В этом мире их велено убивать, а в мире будущем их воздаянием окажется Огонь, как сказал об этом посланник Аллаха r. Нет у них оправдания за их ошибочный иджтихад, так как в вопросах ‘акыды и манхаджа нет места иджтихаду! Необходимо следовать манхаджу саляфов (праведных предшественников) и придерживаться ученых, следующих их путем, которые могут отличить истину от лжи.

Ибн Касир сказал: «В день ан-Нахрауана люди говорили: «О повелитель правоверных, хвала Аллаху, Который уничтожил их!» ‘Али сказал: «Нет, клянусь Аллахом, они все еще остаются в чреслах мужчин и утробах женщин!» т.е. они еще появятся. «Они появятся среди худших и объединят свои силы для мятежа, после того как найдут своих сторонников».

Ибн Касир также сказал: «Места земных поклонов ‘Абдуллаха Ибн Уахба ар-Расиби огрубели от его усердного поклонения и частых земных поклонов (намаза). Его даже называли обладателем свидетельства».

Хайсам ибн ‘Адий передал от Исмаила, а он от Халида, а тот от ‘Алькамы ибн ‘Амира: «Спросили у ‘Али: «Являются ли люди ан-Нахрауана многобожниками?» Он ответил: «Они избежали многобожия». Его спросили: «Они являются лицемерами?» Он ответил: «Лицемеры мало поминают Аллаха». Его снова спросили: «О амир правоверных, кто же они тогда?» Он сказал: «Это наши братья [76], которые выступили против нас, и по причине чего мы с ними сражаемся». Это передал Ибн Касир от Ибн Джарира». См. «аль-Бидайа уа ан-нихайа» 10/590.

Причины возникновения хариджитских воззрений в наши дни

 

Эта страна[77] не является местом зарождения такфира. Этот ложный и мерзкий манхадж возник за пределами этой страны. Возникает вопрос, а как же он проник в эту страну?

Хвала Аллаху, что эта страна продолжает следовать путем достойных доверия ученых из числа праведных предшественников. В последние века распространение саляфитского призыва в этой стране, началось в результате деятельности Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба. В распространении этого призыва он руководствовался воззрениями Ибн Таймийи, Ибн аль-Къайима и других ученых саляфитов. Он добился распространения призыва с помощью правителя Ибн Са’уда, да смилостивится Аллах над ним, его сыновьями и внуками, которые распространяли правильный призыв. И сейчас мы находимся именно в том самом благе. Люди, объединившись вокруг единого манхаджа, не противостояли ученым, а ученые не разногласили между собой, следуя этим путем. Тот, кто желает увеличить свои знания относительно манхаджа этих ученых, пусть обратится к посланию «ад-Дурару-ссаниййа», в котором собраны научные труды этих ученых.

Основы такфира были проложены людьми, приехавшими в эту страну и распространившими эти воззрения среди молодежи. Это те люди, религиозным источником которых является не саляфитский призыв. Они сеяли семена раздора среди молодежи и призывали их присоединяться к заблудшим группировкам.

Многие молодые люди, уехавшие отсюда в Афганистан, встретили там людей, которые донесли до них мысли такфира. И эти люди, покинули свои страны, так как боялись, что будут наказаны за выступления против правителей. На самом же деле они должны были оставаться в своих странах и призывать людей к религии, используя при этом наилучшие методы, заниматься делами, приносящими пользу людям и не сталкиваться с людьми, которые могли причинить им зло. Однако манхадж хариджитов – это распространение смуты, паники, открытое выступление против правителей, выявление и обнародование их недостатков и т.п.

Результатом их столкновений с правительством явилось то, что они были арестованы, измучены и сосланы из страны. Некоторые, покинув свои страны, стали высказывать протесты, обвиняя в неверии правителей, ученых, и мусульман в общем.[78]

Они являются самыми невежественными людьми в вопросах вероубеждения и манхаджа. Некоторые из них, заучив несколько хадисов или определенный религиозный вопрос, считают себя муфтиями или шейхуль-Исламами. Затем они обвиняют в неверии все исламское сообщество, считая правым только себя. А некоторые молодые люди, не обладающие знанием, обольщаются ими и попадают под их влияние.

Именно этим методом пользовались люди, которые участвовали во взрывах. Они вынесли ошибочный иджтихад, считая свои воззрения верными, и по этой причине лишились оправдания, поскольку они не перенимали знания у ученых. Необходимо всем строго придерживаться пути ученых и не отдалятся от них. Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха r сказал: «Благословение вместе с вашими пожилыми». Этот хадис передали Ибн Хиббан, аль-Хатыб, аль-Када’и и Абу Ну’айм с достоверной цепочкой передатчиков.

Однако, к великому сожалению они обвинили в неверии шейха ‘Абдуль-‘Азиза Ибн База,[79] да смилостивиться над ним Аллах, зная о его правильном манхадже и том, что он являлся учеником Мухаммада ибн Ибрахима, и что он следовал путем своих предшественников, которые были и до шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, таких как Ибн Таймийя, Ибн аль-Къайим, четыре имама, таби’ины и сподвижники. И, несмотря на это, они назвали его неверным и объявили, что не следует от него принимать никаких знаний.[80]

Как же сегодняшний день походит на дни минувшие. Хариджиты времен ‘Али считали и даже были убеждены в том, что их действия правдивы и что посредством этих действий они приближаются к Аллаху. Поэтому в битве при Нахрауане они говорили: «Суд принадлежит только Аллаху, спешите в Рай, спешите…!» Абу Айюб рассказывал: «Во время битвы я нанес удар в спину одному из хариджитов и сказал ему: «Счастливого пути в Ад, о враг Аллаха!» А он мне ответил: «Ты узнаешь позже о том, кто из нас окажется в нем». [81] См. «Тарих ат-Табари» 3/122.

Обратите внимание на их стойкость и терпение в сражении, и их сильную веру даже при смерти, несмотря на их глубокое заблуждение!

Одна из основных причин распространения смут и заблуждений – это объединение людей вокруг различных личностей, считающих себя знатоками религии, и оставление мудрых ученых, которые требовали знания и учили других в течение шестидесяти, семидесяти или восьмидесяти лет. Эти ученые получали знания от своих учителей, читали их книги и являются лучшими знатоками манхаджа. Всякий, кто станет слушать и перенимать знания у них, избежит этой беды по милости Аллаха. А каждый, кто оставит ученых и станет следовать своим собственным суждениям, опираться только на известные ему малочисленные хадисы или же последует за невеждами, обязательно окажется в заблуждении. Аль-Манауи в «Файд аль-Къадир», комментируя слова посланника Аллаха r: «Благословение с вашими пожилыми», сказал, что следует находиться с ними, чтобы перенять у них мудрость и следовать их пути.

Однако мы убеждены в том, что никто не застрахован от ошибок, кроме посланника Аллаха r. Слова каждого человека могут быть приняты и отвергнуты, помимо слов посланника Аллаха r. По нашему мнению хадисы посланника Аллаха r превыше чьих-либо мнений, желаний и предполагаемых благодеяний.

Аллах Всевышний сказал: «Когда до них (мусульман) доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, [82] то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (ан-Ниса 4: 83).

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди относительно этого аята сказал: “Это упрек от Аллаха Его рабам за этот недостойный поступок! Если до верующих дойдет важное известие, касающееся всеобщего блага, связанное с безопасностью и радостью для верующих или же с опасностью для них, то им не следует поспешно распространять его. Им надлежит удостовериться в его правдивости и передать его посланнику r, или людям, обладающим влиянием среди людей, которые обладают знаниями и благоразумием, которые осведомлены о происходящих событиях и разбираются в вопросах пользы и вреда. Если такие люди решат, что разглашение полученных сведений принесет правоверным пользу, придаст им силы, доставит им радость и поможет противостоять врагам, то всенародно объявляют об этом. Если же они решат, что разглашение их не принесет мусульманам никакой пользы или принесет больше вреда, чем пользы, то это не разглашается. Вот почему Аллах сказал: «об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это», т.е. важные сведения должны узнать люди, которые могут проанализировать их благодаря своим правильным взглядам и праведным познаниям. В этом доказательство на важное правило, согласно которому исследование любого вопроса следует поручать тем, кто способен справиться с этим. И не следует никому решать важные вопросы раньше таких людей, [83] поскольку они ближе к правильному решению и избеганию ошибки”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 185.

Поистине человек со слабыми знаниями и недостаточным опытом не сравниться с человеком знающим и опытным, учитывающим вопросы пользы и вреда.[84] Ведь для предотвращения большого зла совершается малое зло. Многие люди, пренебрегая этим правилом, сразу переходят к хадису (‘Убады бин ас-Самита): «И мы поклялись (пророку r ), что не будем пытаться лишить власти законного правителя, если только не увидим, что он впал в явное неверие, относительно чего будут у нас доказательства от Аллаха». аль-Бухари 7056; Муслим 1709.

После этого они думают, что имеют право выступить против правителя, которого они предварительно обвинили в неверии, и считают себя муджахидами на пути Аллаха.

Это ошибочное понимание джихада. Некоторые считают, что если они способны сражаться против любых неверных с оружием в руках, то это будет считаться джихадом на пути Аллаха. Однако это явное заблуждение. Ученые ахлю-Сунна уаль-джама’а в своих трудах по вероубеждению отмечали, что «джихад совершается вместе с правителем, независимо от того, является он праведным или нечестивым». [85] И недозволенно вести джихад, кроме как под руководством правителя мусульман.[86] Если правитель мусульман призывает людей к совершению джихада, то они должны ответить на этот призыв. Если же правитель прекратит джихад, то никому не следует продолжать его, а если кто сделает это, то совершит ошибку и это деяние будет отвергнуто. Если правители сознательно прекратят джихад, имея силу для его продолжения, то совершат греховный поступок. Но даже в этом случае никто не имеет права возобновлять джихад без их разрешения.

Далее допустим, что правитель станет неверным, в чем все будут единогласны, то как должен совершаться выход против него? Абуль-Ма’али аль-Джууейни[87] сказал по этому поводу: «Это не касается рядовых людей, это дело влиятельных и знающих людей». См. «Гъийас аль-умам» 96.

Если правитель стал неверным, то заменить его могут только люди, обладающие соответствующими полномочиями, но при условии что не начнется смута и не прольется кровь. Именно такого отношения придерживался имам Ахмад к аббасидским правителям, которые считали Коран сотворенным. Они заставляли людей принять эти убеждения, причиняли страдания имаму Ахмаду и другим богословам того времени, чтобы добиться от них признания этих убеждений. Безусловно, эти слова являются словами неверия, и имам Ахмад обвинял в неверии людей за произнесение этих слов.[88] Однако, когда к нему пришла группа людей и сказала: «Мы желаем выступить против правителей!», он сказал им: «Я не дозволяю это! Если подымится меч, начнется смута, прольется кровь и распространится разбой на дорогах. Проявляйте терпение до тех пор, пока не избавитесь от плохого правителя, и не придет хороший». [89]

Подобные взгляды являлись основными принципами имамов из числа праведных предшественников.

Таким образом, если правитель станет неверным, то только влиятельные люди имеют право сместить его с должности, при этом не распространяя смуту и не проливая кровь людей. Рядовые мусульмане не имеют право на это по следующим причинам:

во-первых, они могут обвинить правителя в неверии незаслуженно;

во-вторых, если подымется на свержение правителя часть народа, а другая нет, то начнется смута;

и в-третьих, они не в состоянии, в отличие от влиятельных людей, полноценно разрешить этот вопрос.[90]

Кто-то может сказать: «Такой-то глава государства судит законами неверных, значит, он является неверным!» Мы же ответим ему, что множество великих ученых уже обсудили эту тему. Это тема называется «Суд не на основании ниспосланного Аллахом» (Хукм би гъайри ма анзаля-Ллах).[91]

Ибн ‘Аббас об этих аятах сказал: «Это неверие (куфр), которое меньше неверия. Нечестие (фиск), которое меньше нечестия. И несправедливость (зульм), которая меньше несправедливости». [92]

Если кто-либо, оставив законы Аллаха, выносит решения согласно конституции, то мы не должны объявлять его неверным и выводить его из Ислама. Однако если мы определим причину этого, и узнаем, что человек считает мирские законы лучше божественных или вовсе не считает божественные законы правильными, то в этом случае он, безусловно, является неверным. Если же человек выносит решения не по закону Аллаха по причине того, что он потакает своим страстям, либо делает это ради мирских благ, либо ради сохранения должности, но при всем при этом убежден, что законы Аллаха лучше, то этого человека нельзя обвинять в неверии и выводить его из Ислама. Этот человек подобен тому, кто судит не по закону Аллаха, получив за это взятку. Согласно единогласному мнению исламской общины, подобный человек не считается неверным, а считается совершившим большой грех. Это является мнением исламских ученых. Если в том, чтобы обвинить, кого бы то ни было в неверии, существует хотя бы малое сомнение, то этого сомнения достаточно, чтобы отдалиться от обвинения в неверии.[93]

Посланник Аллаха r повелевал скрывать недостатки мусульман и находить для них оправдания. Было сказано: «Найди своему брату-мусульманину оправдание». [94] Поэтому мусульманин должен стараться скрывать недостатки других мусульман, защищать их от наказаний и приговоров к смерти. Этого требует шариат.

Обвинять кого-либо в неверии, основываясь на предположениях, не является признаком богобоязненности. Истинная богобоязненность – это удерживание себя от обвинений в неверии в адрес мусульман и от покушения на их честь и жизнь.

Также следует отметить, что человек должен благодарить Аллаха за те блага, которые Он даровал ему. Некоторые люди, оказываясь в плохом положении, жалуются и говорят: «Почему я оказался в таком положении? Почему мусульмане этой страны в таком положении?» И они начинают оскорблять и порочить (правителей), желая изменить подобное положение. Несомненно, это действие является ошибочным. Посланник Аллаха r сказал: «Смотрите на тех, кто в худшем, чем у вас положении, и не смотрите на тех, кто в положении лучшем, чем у вас, ибо так вы не будете неблагодарными за блага, дарованные Аллахом». Муслим 2963.

Если кто-либо заболеет, то, смотря на здоровых людей, он не должен говорить: «Почему же я болен, а они здоровы?» Напротив, он должен посмотреть на тех, чья болезнь хуже его болезни, и тогда он осознает милость, оказанную ему Аллахом, и возблагодарит Его. Также человек со средним достатком не должен смотреть на богачей, а должен смотреть на тех бедняков, которые не находят даже куска хлеба, и станет благодарить Аллаха.

Не следует желать трудностей, подобно тем трудностям, которые перенесли посланник Аллаха r и его сподвижники, а следует благодарить Аллаха за дарованные им блага.[95] Несомненно, каждый из нас желал бы прожить дни веры вместе с посланником Аллаха r, однако это не реально. Даже, можно отметить, что подобные дни впоследствии были только в период правления ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза. Поэтому в наше переполненное смутой время люди должны обращать внимание на тех, кто находится в худшем положении, чем они. Существуют страны, где люди не могут открыто совершать богоугодные дела, отпускать бороду и т.п. А когда они совершают это, то их подвергают мучениям и наказаниям. Другие не могут отправиться для совершения утренней молитвы, так как им это не разрешают. Поэтому, люди должны благодарить Аллаха за то, что они могут совершать эти действия, и быть в числе приверженцев религии и праведных людей!

Существование в этой стране знающих, добропорядочных, праведных людей не говорит о том, что здесь не совершаются ошибки или деяния, противоречащие шариату. Конечно же, они существуют. Когда же не совершались ошибки?! Мусульманину следует сохранить то, что он имеет и искать пути для улучшения своего положения. Безусловно, стремиться к лучшему положению, ухудшая существующее является глупостью. Напротив, следует сохранить существующее положение, для того, чтобы в будущем усердствовать для создания лучшего положения.

Среди мусульманских государств существовало государство, правителя которого обвиняли в неверии. Ученые этой страны были в бедственном положении. Некоторые из них были убиты, повешены и подвергнуты различным видам истязаний. Вскоре в этой стране возникла смута и началась гражданская война. Предыдущая власть рухнула, и началась анархия. В таком положении проливалось много крови, совершалось покушение на честь людей, дороги были блокированы и люди умирали от голода.[96] Поэтому некоторые ученые, жившие там, говорили: «О если бы мы жили в прежнее время! То положение было намного лучше, чем это! Конечно, наше положение было не такое уж хорошее, однако лучше, чем сегодня. Мы не добились улучшения ни религии, ни мирского благополучия!»[97] Поэтому, отдается предпочтение малому злу для предотвращения большого зла. Это одно из правил шариата.

Я прошу Всевышнего Аллаха даровать всем нам правильное понимание Его Книги, Сунны Его посланника r и пути саляфов. И прошу Его показать нам истину истиной и помочь нам в следовании ей, и показать нам ложь ложью, и помочь нам отдалиться от нее. Также прошу Аллаха, чтобы Он отвел от нас сомнения относительно истины, для того, чтобы мы не впали в заблуждение. Поистине все в руках Аллаха и Он способен на всякую вещь.

 

И да пребудут мир и благословение Аллаха над посланником Его Мухаммадом,

его семьей и его благородными сподвижниками!

 

Конец лекции


[1] Эти вступительные слова именуются «Хутбатуль-хаджа». Пророк r обучал этому своих сподвижников и сам произносил ее перед пятничной и другими проповедями, а также заключением брака (никаха). Сообщение о хутбатуль-хаджа передается от шести сподвижников, и все эти версии усиливают друг друга, в связи с чем достоверность этого хадиса подтвердили многие имамы, среди которых ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн Таймийя, аль-Альбани и др. См. «Хутбатуль-хаджа» шейха аль-Альбани.

[2] Т.е. как много пользы приносят ученые людям, но как много вреда причиняют люди ученым, пороча и злословя о них.

[3] Причиной блистательности этой работы, опровергающей взгляды хариджитов, является тот факт, что сам шейх аль-‘Убайкан в начале 90-ых годов был последователем кутбистов, течения, черпающего свои идеологические воззрения из книг современного мыслителя Сайд Кутба. Кутбисты всячески поощряли и восхваляли шейха, всюду сопровождая его, а также массово посещая его мечеть. Но вскоре, по милости Аллаха, шейх осознал вредоносность их призыва, узнал истину и покинул их ряды. Став их непримиримым врагом, он начал открыто выступать против любых проявлений смуты и мятежа со стороны подобных группировок, разоблачая их порочные убеждения и предостерегая мусульман от их зла. Бывшие же сторонники и почитатели шейха из числа кутбистов, после его отказа от их взглядов и дальнейшего сотрудничества с ними, дали ему прозвище «‘Убайкан – муфтий амрикан» (т.е. муфтий, дающий фетвы в угоду американцев). Подобная несправедливость по отношению к шейху ‘Убайкану – еще одно свидетельство того, как приверженцы нововведений и своих страстей относятся к ученым, желая этими гнусными способами отвратить мусульман от обладателей знания и ввергнуть их во мрак невежества и смуты. Прочитав данную работу, читатель сам сможет понять, кем являются те, кто порочит этого человека и почему они это делают.

[4] Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и хафиз Ибн Касир говорили: “Поистине, первое нововведение (аль-бид’а) и раскол в Исламской умме произошли из-за смуты хариджитов!” См. “Маджму’уль-фатауа” и “Тафсир Ибн Касир”12/468.

[5] Здесь речь идет о выходе из общины мусульман, объединившихся вокруг правителя. В шариате слово «аль-джама’а» означает следование истине, а что касается повиновения и оставления выхода против правителя мусульман, то это также относится к истине. Ибн Мас’уд сказал: “О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному джама’а, ибо джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!” аль-Лялякаи 160, иснад достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 1/61.

Имам аль-Бухари сказал: “И повелел пророк r следовать аль-джама’а, а это – обладающие знанием”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/648.

Аль-Джама’а – это сподвижники пророка r, которые следовали истине. А после смерти сподвижников пророка r, джама’а – это ученые, которые лучше всех знают путь, по которому шли сподвижники. И те мусульмане, которые следуют Корану и Сунне именно так, как понимали их сподвижники и держатся за наследников пророков – ученых, те и следуют аль-джама’а, даже если живут в разных городах!

[6] Хариджитов прозвали «аль-мухаккима» (производное от слова аль-хукм “суд”) по причине их крайних взглядов и неправильного понимания вопроса «Суда не на основании ниспосланного Аллахом».

[7] Речь идет о сражении, произошедшем между ‘Али и Му’ауией, котором известил еще сам пророк r, и таково было установление Всевышнего. Обе эти группы следовали истине, но все же, как говорили ученые ахлю-Сунна, ‘Али и его сторонники были ближе к истине, чем Му’ауия и его сторонники, ибо на это есть множество указаний от самого пророка r. См. “аль-‘Ауасым” 307, имама Ибн аль-‘Араби, “Шарху Сахих Муслим” 7/168, имама ан-Науауи и “Маджму’уль-фатауа” 4/467, шейхуль-Ислама Ибн Таймии.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Большинство из тех, кто желал вступить в сражение, не хотели подчиняться ни ‘Али, ни Му’ауии, которые требовали от мусульман прекратить кровопролитие. Однако, как это часто происходит, когда разгорается огонь смуты, даже правители не могут потушить его”. См. “Минхаджу-Ссунна” 2/224.

Ибн ‘Аббас говорил: “Не ругай никого из сподвижников Мухаммада r, ибо поистине, Всевышний Аллах повелел испрашивать для них прощение, зная о том, что между ними произойдет сражение!” аль-Лялякаи в “Шарху усули и’тикад ахлю-Сунна уаль-джама’а” 7/124.

[8] Посланник Аллаха r сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены», и пророк r повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут разгромлены. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет Даджаль!» Ахмад 2/174, Ибн Маджа 173. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. также «Сахихуль-джами’» 8171. Подобный хадис также приводит и имам ан-Насаи 4103, а хафиз Ибн Хаджар назвал его достоверным.

В этих хадисах содержится опровержение тем, кто считает, что хариджиты – это древняя секта, существовавшая лишь во времена сподвижников. Это заблуждение, ибо они существовали тогда, есть сейчас и будут вплоть до Судного дня. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк r известил нас в хадисах, что хариджиты не перестанут появляться вплоть до появления Даджаля”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/495.

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Есть ли в наше время люди, которые имеют убеждения хариджитов?» Шейх ответил: “Свят Аллах, конечно есть! А разве обвинение в неверии мусульман, а еще хуже этого - их убийства и притеснение, не являются мазхабом хариджитов?! Их мазхаб вращается около трех вещей: обвинение в неверии мусульман; выход из подчинения правителя мусульман; и дозволение пролития крови мусульман. Это мазхаб хариджитов. Если человек имеет указанные убеждения, то он становится хариджитом, даже если не будет говорить вслух об этом, и не будет делать ничего из этого”. См. “Сыфат аль-хауаридж” 11.

Шейх Салих ас-Садлян говорил: “Хариджиты нашего времени – хуже хариджитов первых поколений!”

Удивительным является тот факт, что современные хариджиты никогда не упоминают о секте «хариджитов» и даже не произносят этого слова, как будто это нечто несуществующее. Выступая на различных интернет-сайтах и обсуждая различные течения и секты, они никогда не говорят о хариджитах. Они только и говорят о неких «мадхалитах». Однако пророк r указал на опасность именно секты хариджитов, и выделил из многочисленных течений в Исламе, которые будут появляться и вплоть до Судного Дня, именно их! Все дело в том, что эти несчастные люди не хотят признавать, что им присущи качества хариджитов, или же то, что они сами являются ими. Если, исходя из хадисов о том, что хариджиты будут вплоть до конца Света, спросить у них: «Кто является хариджитами наших дней?», на кого же они укажут?!

[9] Зуль-Хууайсара – это прародитель всех хариджитов, который, однажды, подойдя к пророку r, делившему трофеи, сказал: «О Мухаммад, побойся Аллаха, будь справедлив!», в другой версии сказано, что он сказал пророку r: «Это было сделано неискренне». аль-Бухари 4351, Муслим 164.

[10] Т.е. Коран не будет проникать в их сердца.

[11] Так именуется договор, который заключили между собой сподвижники, выбрав судьями Абу Мусу и ‘Амра ибн аль-Аса. Хариджиты посчитали это принятием решения не на основании ниспосланного Аллахом и назвали сподвижников пророка r неверными.

[12] Жители Ирака отправили от себя делегацию к ‘Усману для того, чтобы выразить свое несогласие с его политикой и изложить свои претензии и требования. Не добившись выполнения своих условий и требований, эти люди устроили осаду дома ‘Усмана, не позволяя ему выходить и блокируя поступление в дом еды и питья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.