Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл жизни человека

Взаимодействие (интеракция) –систематические устойчивые действия, направленные на получение ответной реакции со стороны партнера. Компоненты взаимодействия: этика, психологическое состояние. Выражается взаимодействие в сотрудничестве (кооперация) и соперничестве (конкуренция).

3. Понимание (процесс социальной перцепции). Социальной перцепция – способы восприятия, интерпретации и понимания друг друга.

 

Структура:

А) стереотип – устойчивые упрощенные образы;

Б) эмпатия – способ понимания эмоционального состояния. Формы эмпатии: повторение (воспроизведение эмоции), переживание (ситуацию, направленную на другой объект вы переживаете, как свою), сопереживание (например, успех не вызывает зависти)

В) Аттракция – познание человека на основе возникшей симпатии.

Г) Казуальная атрибутика (определенная система понимания причин поведения): личностная (всегда виноват Я), обстоятельственная (виноваты обстоятельства), стимульная (причина в предмете).

Д) Идентификация (встать на место другого человека ).

Средства общения:

1. Вербальные (речь устная и письменная)

2. Невербальные (жесты, мимика, пантомимика)

 

Барьеры общения:

  1. Фонетический
  2. Логическое непонимание
  3. Социально-культурные различия.

 

Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.

Цель – некий мысленный ориентир, Содержание цели определяется историческими условиями, воспитанием, социальным окружением, возрастными особенностями, внутренним миром человека.

Смысл жизни – определение конечной цели существования человека. Он определяет сознательное выстраивание иерархии ценностей, делает возможным осознание своих возможностей и стремления их реализовать.

 

Реализация смысла жизни зависит от общественных условий.

Концепции смысла жизни:

Аскетизм – отречение от удовольствий, удовлетворение только необходимых потребностей.

Гедонизм - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.

Прагматизм – достижение максимальной пользы, когда цель оправдывает средства.

Утилитари́зм — направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Эвдемонизм – стремление к счастью, как подлинному назначению человеческой жизни.

Альтруизм – самопожертвование для достижения идеала или общественной пользы.

 

Жизнь как биологическое явление целесообразна сама по себе. В социально-историческом контексте смысловым оправданием является деятельность.

Внутренний мир человека – сложная система отношения к окружающему миру и к самому себе.

Структура внутреннего мира:

  1. Познание – процесс приобретения знаний.
  2. Эмоции – кратковременные переживания (удивление, радость, гнев)
  3. Чувства – эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
  4. Мировоззрение
  5. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов и представлений об окружающем мире.

Структура мировоззрения:

Знания – система результатов познавательной деятельности человека

Духовные ценности – личная и социально-культурная значимость определенных объектов и явлений.

Принципы – руководящее положение, основное правило.

Идеалы – высшие ценности, образцы.

Убеждения – уверенность в своих взглядах, знаниях, оценках.

Идея – мысленный образ чего-либо.

 

Особенности формирования мировоззрения:

  1. Историчность
  2. Подходы:

- догматизм – способ мышления, оперирующий неизменными положениями, которые не подвергаются критике;

- скептицизм – философское направление, построенное на сомнении как на принципе мышления;

- критицизм – критическое отношение к чему-либо. Следует принципу: «сначала проверь, потом поверь».

 

Пути формирования мировоззрения:

  1. Стихийный (жизненный опыт, обстоятельства)
  2. Осознанный (целенаправленное изучение принципов, идей и т.д.)

 

Типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское)
  2. Мифологическое
  3. Религиозное или атеистическое
  4. Научное

 

Духовный мир в целом определяет понятие менталитет человека, т.е. совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.

 

В структуре духовного мира, как и в структуре мышления, большую роль играет сознание.

Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания:

  1. Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя.
  2. Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе.
  3. Эмоциональные компоненты (личные переживания, воспоминания)
  4. Ценностно-смысловые компоненты – духовные идеалы, воображение, интуиция.

 

Важнейшее свойство сознания – его активность, т.е. способность отражать мир целенаправленно, избирательно. Сознание служит основой для преобразовательной деятельности человека.

 

Сознание не единственный уровень психической деятельности.

Бессознательное – это явления, процессы, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное проявляется в ошибках, оговорках, забывании, фантазиях, снах.

Самосознание – осознание самого себя. Самосознание может быть непосредственным (выражается в самонаблюдении), или опосредованным (анализ собственной деятельности).

Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу. Самооценка субъективна, в ее основе лежит собственное мнение и мнение окружающих.

 

Самооценка бывает реалистическая (соответствующая действительности) и нереалистическая (завышенная или заниженная)

 

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.

 

Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.

 

Типы социального поведения:

1. Массовое – активность, не имеющая цели (мода, паника)

2. Групповое – совместное деятельность в социальной группе.

3. Просоциальное – на основе помощи, поддержки других людей.

4. Асоциальное

5. Девиантное –отклоняющееся от принятых норм.

6. Делинквентное – противоправное поведение.

 

Образцы принятого в обществе поведения:

Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события. На основе нравов формируются привычки.

 

Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.

 

Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.

Свобода – способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.

 

Основой свободы является возможность выбора. Но эта возможность порождает ответственность за принятое решение.

 

Ответственность – социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.

 

Институтом такого поведения выступает совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.

 

Социальная ответственность – это склонность человека действовать в соответствии с интересами других людей.

 

Мера свободы и необходимости в разные исторические эпохи рассматривалась по-разному.

Это мера формирует различные типы личности (относительно свободы):

Фаталисты – все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.

Волюнтаристы – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.

Реалисты – взвешенный подход к свободе и необходимости.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Достижение нового знания | Понятие цели задачи ВХЗ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.