Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнометодология

 

Этнометодология ¾ слово, имеющее греческие корни: методы, пути, приемы повседневной жизнедеятельности. Иными словам, мир, с точки зрения обыкновенного человека, осознается под углом зрения его практического исполнения; людям ¾ как существам рациональным ¾ необходимо и они обладают практическим мышлением, которое не всегда, а чаще никогда не подчиняется правилам логики.

 

Этнометодология ¾ научная область, изучающая остов знаний, которые люди называют здравый смысл, ряд соответствующих процедур и соображений, благодаря которым члены социума придают обстоятельствам, в которых они оказываются, смысл, определяют свой способ действий в этих обстоятельствах и воздействия на них.

Понять природу этнометодологии можно обратившись к определениям, которые давал ее основатель Гарольд Гарфинкель. Как и Дюркгейм, он считал социальные явления фундаментальным социологическим феноменом, но истолковывал его по-другому. Согласно Д. они носят внешний и принудительный характер в отношении индивидов. Сторонники такой точки зрения считают, что акторы принуждаются или их действия обуславливаются социальными структурами и интитутами и почти неспособны к независимым суждениям. По замечаниям представителей этнометодологии, эти социологи склонны относиться к действующим субъектам как к остолопам.

Этнометология, напротив, расценивает объективность социальных явлений как свершения участников ¾ как результат их методологических действий. Гарфинкель таким образом представляет то, что находиться в фокусе этнометодологии:

«Для этнометодологии объективная реальность социальных фактов ¾ это локально и эндогенно осуществляемое, естественно организованное, рефлексивно объяснимое, непрестанно практическое дело, везде, всегда, исключительно, всецело являющееся созданием участников, у которых нет перерывов, возможности уклониться от этого, сокрыться, передать его другому, отсрочить или заплатить выкуп, ¾ и, следовательно, выступающее фундаментальным социологическим феноменом».

Иначе говоря, этнометодология изучает организацию повседневной жизни, или, по словам того же Гарфинкеля, «вечное, обычное общество». По словам Поллнера, это «необыкновенная организация обыкновенного».

 

Согласно Э. теории рациональность является не рациональностью «в себе», не объективной рациональностью, но рациональностью, которая связана с определенным социальным действием.

 

Этнометодологию невозможно назвать макросоциологией, но ее приверженности также не считают ее и микросоциологией. Последние не признают людей остолопами, но и рассматривают их как бесконечно рефлектирующими, познающими себя и все рассчитывающими. Скорее, вслед за Щюцем, они признают, что самые распространенные действия ¾ рутинные и относительно необдуманные. Гилберт утверждает, что представители этнометодологии изучают не акторов или индивидов, а участников. Однако те строго и исключительно рассматриваются «как действия участников ¾ практически отработанные действия, в результате которых производится то, что воспринимается ими как большая структура организации или малая структура взаимодействия или личности. В итоге представителей Э. не интерсуют ни микро-, ни макроструктуры. Они исследуют «искусные» действия, создающие структуры обоих типов.

 

Одним из ключевых положений Гарфинкеля относительно этнометодов является мысль об их рефлективной объяснимости.

Объяснения (оценки) ¾ это способы, с помощью которых акторы истолковывают (описывают, критически осмысляют и идеализируют) конкретные ситуации.

Истолкование ¾ это процесс выдвижения людьми «объяснений» для логического осмысления мира.

Сторонники Э. уделяют большое внимание анализу объяснений, данных человеком, а также способами, каким эти отчеты воспринимаются и принимаются (или отклоняются) другими. Именно поэтому особое место отводиться анализу разговоров. Этнометодолога интересует природа объяснения, а более широко ¾ практики истолкования.

При анализе объяснения этнометодолог придерживается позиции «этнометодологического безразличия». Т.е. они не выносят суждений о природе таких объяснений, рассматривая их лишь в плане использования в практических действиях. Кроме того, ими анализируются методы, необходимые как говорящему так и слушающему, чтобы выдвигать, принимать или отвергать данные истолкования.

Развивая эти идеи, представители Э. указывают, что социологи, как и все, предлагают именно объяснения. Следовательно, сообщения о социологических исследованиях следует расценивать как объяснения и анализировать, подобно иным отчетам. Явно такой взгляд разрушает иллюзию деятельности социологов и вообще всех ученых. Значительная доля социологического знания состоит из интерпретаций, основанных на здравом смысле. Соответственно последователи Э. изучают объяснения социологов точно также как толкования непрофессионалов. В результате повседневная деятельность социологов и прочих ученых подвергается в Э. критическому разбору.

Важно отметить, что объяснения рефлексивны в том плане, что включаются в формирование ситуаций, которую выявляют и которую предназначены рассматривать. Таим образом, стремясь описать действия людей, мы перестраиваем природу того, что они делают. В процессе изучения социальной жизни социологи перестраивают то, что изучают.

 

Э. Гарфинкель разрабатывал начиная с 1940 годов, но систематизировал научные данные лишь с 1967 году, когда вышла в свет книга «Исследования по Э.». С того времени Э. разрослась, что привело к образованию целого ряда направлений. По словам Дона Циммермана Э. включает в себя «ряд более или менее отличных друг от друга, а порой и совершенно несовместимых направлений исследования». Пол Аткинсон заметил, что ей недостает последовательности, а некоторые ее представители ушли слишком далеко от базовых предпосылок подхода.

 

В 1991 году вышла книга Мэйнарда и Клаймана, в которой исследуется контекст социальных институтов. Первоначально, Э. исследовали практики людей в случайной обстановке. Затем стала изучаться повседневная практическая деятельность людей в рамках определенных социальных институтов; судов, медучреждений, полицейских участках и т.д. Цль этих исследований выявить как люди исполняют свои оффициальные задачи и как в процессе этого создаются интитуты, в рамках которых осуществляются данные задачи.

 

Анализ разговоров. Его целью является «детальное понимание фундаментальных структур взаимодействия в процессе разговора» (Циммерман).

По определению Циммермана, «разговор ¾ это взаимодействие, выявляющее признаки стабильности и упорядоченности, анализируемое самим исполнением разговаривающих». Хотя существуют правила и процедуры разговоров, они не детерминируют сам разговор, будучи задействованы скорее, чтобы его исполнить. Центральным предметом анализа разговоров является присущая ему стесненность в отношении того, что говориться, а не какие-либо внешние силы, сдерживающие беседу. Разговоры рассматриваются как внутренне, последовательно упорядоченные.

Циммерман выделяет пять основных принципов данного исследовательского метода:

1 – сбор и анализ деталей, связанных с разговором. Это не только слова, но и запинки, обрыв, повторное начинания, молчания, вздохи, откашливание, фырканье, смех и смешки, тональное ударение и т.п., которое включает в себя и невербальное поведение, которое можно проанализировать с помощью видеозаписи.

2 – мельчайшие детали разговора следует считать строго упорядоченным исполнением.

3 – взаимодействие вообще и разговор, в частности, обладают свойствами стабильности, упорядоченности, которые характеризуют «исполнение» субъектов. Рассматривая разговоры, представители Э. трактуют их так, как если бы они были автономными, отдельными от познавательного процесса субъектов явлениями, а также исследуют более широкий контекст, в котором они происходят.

4 – «фундаментальная структура разговора ¾ это последовательная его организация». «Процесс речевого взаимодействия управляем благодаря локальной или очередной основе». Здесь Циммерман упоминает различие разговоров «сформированных контекстом» и «обновляющих контекст». Первые называются так потому, что произнесенное в данный момент регулируется предшествующим контекстом. Вторые ¾ часть контекста будущих высказываний.

5 – возможность использования аудио- и видеозаписи для более детального исследования разговора.

 

 

Суть Э. не в теоретических посылках. С точки зрения Э. банальна. Однако эмпирические исследования и практика работ Э. представляет несомненный интерес.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример программы исследования | Гражданство и национальная идентичность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.