Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика наблюдения




НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Программа исследования

Последовательность осуществления программы любого социально-психологического исследования можно представить в виде следующих этапов: 1) сбор данных, необхо­­­димых для обоснования правомерности выдвинутой гипотезы; 2) анализ собранного материала (выбор способа упорядочения материала, представление его в виде, удоб­­­ном для анализа, сопоставления, сравнения, статистический анализ данных); 3) вы­­­явление надежности полученных данных (проверка н выяснение, в какой степени мож­­­но доверять полученным результатам); 4) содержательная интерпретация результатов анализа; 5) выводы и практические рекомендации.

В процессе подготовки исследования и выдвижения гипотезы необходимо выделять зависимые и независимые переменные. Установление характера связи между ними (вы­­­явление того, случайна она или нет) и является целью предпринимаемого исследова­­­ния. Независимые переменные - это те конкретные психолого- педагогические ситуа­­­ции, специальным образом организовананные, в которые будет, например, поставлен класс или ученик. Предполагаемые изменения, которые ожидает увидеть и зафиксиро­­­вать исследователь, в этом случае будут зависимыми переменными. Например, в си­­­туации, когда изучается зависимость эффективности деятельности группы от коли­­­чества входящих в нее членов, независимой переменной будет число членов данной группы. Это значит, что экспериментатор изменяет ее по своему плану, определяя количественный состав группы а той или иной серии эксперимента. Эффективность деятельности группы - зависимая переменная, она может принимать различные значе­­­ния.

 

Наблюдение - это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа и использования для нужд практи­­­ческой деятельности. Метод наблюдения можно охарактеризовать как один из основ­­­ных эмпирических методов социально-психологического исследования. Он не является специфическим методом социальной психологии, а относится к числу общенаучных ме­­­тодов. Важно различать наблюдение как научный метод и просто наблюдение.

Наблюдение как метод научного исследования подчиняется ряду правил и требо­­­ваний. К ним относятся, во-первых, обязательное наличие цели наблюдения и ее со­­­ответствие целям исследования; во-вторых, выбор способов наблюдения и способов фиксации наблюдаемых явлений; в-третьих, планомерное проведение наблюдения по определенной схеме; в-четвертых, проверка результатов наблюдения с точки зрения их обоснованности и надежности.

Эти требования предъявляются к любому научному наблюдению, в том числе и со­­­циально-психологическому. Но наблюдение в социальной психологии обладает и свои­­­ми специфическими особенностями, которые связаны прежде всего со спецификой наб­­­людаемых объектов и явлений. Так, говоря о наблюдении как методе социально-пси­­­хологического исследования, выделяют следующие его виды: наблюдение включенное и невключенное; открытое и скрытое; полевое и лабораторное. Таким образом, специ­­­фика социально-психологического наблюдения проступает уже в особенностях его классификации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.