Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды трансакций (взаимодействий) в контакте




Понятие о коммуникативных позициях личности

ПОЗИЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ

Человек как коммуникант (согласно концепции трансакционизма) располагает по крайней мере тремя личностными позициями. Они, по мнению автора этой концепции, Э. Берна, сосуществуют в рамках одной и той же личности, дополняя друг друга.

1. Позиция ребенка или "дитя", позиция Д. Сохраняется от раннего возраста. Сосредотачивает в себе сильные и слабые стороны детской натуры. К сильным следу­­­ет отнести раскованность, творческие порывы, импульсивную жизнерадостность, фан­­­тазию, любопытство. К слабым - пугливость, неуверенность, беспомощность, довер­­­чивость, несдержанность.

2. Позиция родителя, позиция Р. Усваивается в детстве за счет обожания стар­­­ших и подражания им. Ее сильные стороны: уверенность в правоте моральных требо­­­ваний, способность к авторитетному тону, к покровительству и защите слабого. Ме­­­нее привлекательные черты: безапеляционность, догматизм, сознание превосходства и права карать.

3. Позиция взрослого, позиция В. Ее становление совпадает с подростковым возрастом, когда у ребенка формируется "чувство взрослости". Предусматривает расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках, понимание относитель­­­ности догм. При этом излишний скептицизм, скованность (недостаток спонтанности), бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни.

Если человек недостаточно хорошо овладел одной из этих позиций, его поведе­­­ние становится неадаптивным: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым.

 

При взаимодействии людей в контакте возможно несколько вариантов трансакций:

1. Коммуникативный стимул посылается с одной позиции и с нее же воспринима­­­ется партнером по контакту. По терминологии К.К.Станиславского, описывавшего аналогичные взаимоотношения между актсрами на сцене, это "пристройка рядом".

2. Стимул посылается с позиции Р к позиции В, либо от Р к Д, либо от В к Р, либо от Д к Р. Ответ поступает с той позиции, на которую направлен стимул. В первом и втором случае для первого партнсра происходит "пристройка сверху", а в третьем и четвсртом - "пристройка снизу".

Нередко подобные трансакции являются фиксированными. Например, светсткая бе­­­седа малознакомых пенсионеров может ограничиваться трансакциями В - В. В ситуа­­­ция пикника или же костюмированного бала фиксируются трансакции Д - Д, другие же считаются неуместными. отношения между преподавателем и студентом предписывают трансакции в позициях Р - В, а между учительницей и школьниками - Р -Д. Для жен­­­щин естественны (и даже желательны) трансакции типа В - Р или даже Д - Р.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.