Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор материала конструкции

При выборе материала конструкции необходимо учитывать целый ряд факторов: стоимость материала, возможность применения высокопроизводительных процессов обработки, однородность, неизменность механических свойств во всем возможном при эксплуатации диапазоне температур, долговечность. Однако наибольшее внимание при выборе материала должно уделяться обеспечению необходимой прочности и жесткости конструкции при наименьшей массе.

Критерием, связывающим прочность и массу и позволяющим, следовательно, сравнивать различные материалы, является удельная прочность.

Масса детали, имеющей площадь поперечного сечения , длину и выполненной из материала

с плотностью будет

Площадь определяется действующей нагрузкой и допускаемым напряжением при рассматриваемом виде деформации. Так, при растяжении силой потребная площадь сечения детали ,

где – предел прочности материала при растяжении.

Подставив в выражение для , получим: .

Отношение носит название удельной прочности при растяжении.

Для каждого вида деформации есть свои выражения для удельной прочности. Чем выше значение удельной прочности, тем меньше масса детали.

Критерием, связывающим жесткость и массу, является удельная жесткость – отношение модуля упругости

к плотности -

В настоящее время в самолетостроении основными конструкционными материалами являются высокопрочные магниевые и алюминиевые сплавы, легированные стали и титановые сплавы. В последнее время начали широко внедряться композиционные материалы.

При выборе материала необходимо учитывать температурные условия, в которых работает конструкция. С ростом температуры удельная прочность и удельная жесткость материалов падают.

 

В таблице, приведены характеристики удельной прочности и удельной жесткости магниевых, алюминиевых, титановых сплавов и сталей для нормальных температурных условий.

 

На рис. 6 приведены зависимости от температуры для пяти применяемых в самолетостроении материалов: алюминиевого сплава Д16Т, легированных сталей 30ХГСА и 30ХГСНА, коррозионно-стойкой жаропрочной стали Х18Н9Т и титанового сплава ВТ6.

 

       
 
   
 

 

 

 


Рис.6

При температурах до основными конструкционными материалами являются высокопрочные алюминиевые сплавы.

Из них изготовляются обшивка, лонжероны, стрингеры, нервюры, шпангоуты, различные кронштейны. Большие по размерам нагруженные детали – кронштейны, корпусы колес и т.п., а также многие детали управления изготавливаются из магниевых сплавов. Сильно нагруженные детали шасси, узлы крепления агрегатов, пояса лонжеронов в корневых сечениях и т.п. изготовляются из легированных высококачественных сталей.

Применение титановых сплавов в этом диапазоне температур, несмотря на их высокую удельную прочность, не является целесообразным из-за их относительно высокой стоимости.

При температурах лучшими конструкционными материалами являются титановые сплавы, а при температурах до – жаропрочные стали.

Применение композиционных материалов в конструкции позволяет значительно снизить ее массу. В настоящее время начинают широко использоваться в самолетостроении волокна стекла, углерода, бора и некоторых других материалов в соединении с так называемой матрицей, в качестве которой используются искусственные смолы, алюминий, магний, титан или их сплавы.

Материалы с матрицей из искусственных смол носят название полимерных композиционных материалов. Из этих материалов в конструкции самолетов нашли применение стекло-, угле- и боропластики.

Характеристики этих материалов (при растяжении в направлении волокон) приведены в таблице.

 
 

 
 

 

 


Стеклопластики целесообразно использовать для деталей конструкционного назначения, работающих преимущественно на растяжение при температурах, не превышающих 100...150. Из них можно изготовлять лонжероны, нервюры и обшивку триммеров, сервокомпенсаторов, небольших по размеру элеронов и рулей и т.п.

Углепластики обладают высоким модулем упругости, превышающим модуль упругости алюминиевых сплавов примерно в два раза. Из них изготовляют обшивку, панели, подкрепляющие элементы силового набора планера самолета. Такие конструкции работают надежно в диапазоне температур до 200, а некоторые углепластики сохраняют высокие прочностные характеристики и до 300.

Из полимерных материалов самыми высокими прочностными и жесткостными характеристиками обладают боропластики. Модуль упругости боропластиков в 3,0...3,5 раза превышает модуль упругости алюминиевых сплавов. Кроме того, боропластики имеют высокий предел динамической и статической выносливости, малую ползучесть и деформативность в направлении волокон, повышенную тепло- и электропроводность. В сравнении с углепластиками они обладают повышенной (в 2,0...2,5 раза) прочностью при сжатии. Из боро­пластиков изготовляют панели обшивки, элементы силового набора, они используются для подкрепления металлических силовых элементов – лонжеронов, силовых нервюр, панелей и т.п. Боропластики сохраняют высокие механические характеристики до 200...300.

К недостаткам угле- и боропластиков следует отнести сравнительно низкие значения удельной вязкости и прочности при сдвиге.

Очень высокие механические характеристики имеют и композиционные материалы на основе металлов, армированных волокнами углерода и бора. Так, композиционные материалы с алюминиевой матрицей и бороволокном с плотностью = 2,6...2,7 г/см3 имеют предел прочности при растяжении= 1100...1200 МПа и модуль упругости Е = 220...240 ГПа.

Величина их удельной прочности = 410...450 более чем в два раза превышает этот показатель для алюминиевых сплавов, а диапазон температуры, при которой они сохраняют свои характеристики, повышается до 450. Кроме того, металлическая матрица в отличие от полимерной хорошо воспринимает сдвигающие нагрузки.

Широкое использование композиционных материалов, особенно на основе бороволокна, ограничивается их пока высокой стоимостью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к конструкции самолёта | Типы соединений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.