Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы задач, решаемых спектральными методами

Типы излучения

Единицы измерения длин волн и частоты.

Длины волн измеряются в следующих единицах:

Å – Ангстрем, 1Å = 10-8 см (десять минус восьмая степень доли см);

нм – нанометр (одна миллиардная доля метра), 1нм = 10-9 м = 10-7 см = 10Å;

мкм – микрометр (одна миллионная доля метра), 1мкм = 10-6 м = 10-4 см;

см, м.

Частоты измеряются в Гц (1Гц =1колебание/с), 1МГц = 106 Гц.

 

Весь диапазон длин волн, используемых в спектральных методах, разбит на поддиапазоны, типы излучения, как это представлено в таблице:

 

Излучение Диапазон λ, см λ, см hν, Дж/моль Процессы, происходящие при взаи- модействии вещества с излучением (вид спектроскопии)
γ-Излуч.   Рентген. Излучение     УФ и ви- Димое из- лучение   ИК-излу- чение     Микро- волны   Радио- волны 10-11-10-8   10-8-10-6   10-6-10-4   10-4-10-2   10-2-100     > 100 10-10 10-7   2×10-5 10-3       1011   1,2×108   6×106   1,2×104       0,024 Перестройка ядер (γ-резонанс)   Изменение состояния внутренних электронов атомов (рентгеновськая спектроскопия)   Изменение состояния валентных электронов атомов и молекул (электронная спектроскопия)   Изменение колебательных состоя-ний атомов в молекулах (колеба-тельная спектроскопия: ИКС, СКР)   Изменение вращательных состояний молекул (микроволновая спектро-скопия), изменение спиновых состо-яний электронов (ЭПР)   Изменение спиновых состояний ядер (ЯМР, ЯКР)

 

Энергия связи: С-С – 3,5×105, СºС – 8,1×105 Дж/моль

Вся область электромагнитного спектра не может быть исследована при помощи одного типа приборов, так как экспериментальные методы сильно изменяются при изменении типа излучения. Однако, основные блоки приборов остаются одними и теми же по назначению (но разными по устройству и конструкции, а принцип их действия может фундаментально изменяться) независимо от вида излучения. Для наблюдения спектров поглощения при любых длинах волн требуются следующие основные блоки:

· Источник излучения;

· Кювета с образцом;

· Монохроматор – диспергирующее устройство, позволяющее выделить из потока полихроматических волн монохроматичемкое излучение (характеризуется одной длиной волны, а кванты этого излучения имеют одинаковую энергию);

· Приемник излучения для измерения интенсивности излучения, прошедшего через образец;

· Регистрирующее устройство (гальванометр, дисплей или самописец).

 

При решении химических проблем спектральные методы позволяют решать две задачи – прямую и обратную.

Прямая задача – установление изменения излучения, поля или потока частиц вследствие взаимодействия с веществом с известным набором свойств, в том числе и строения его молекулы.

Обратная задача – установление совокупности свойств вещества, в том числе и строения его молекул, исходя из изменений излучения, поля или потока частиц вследствие их взаимодействия с исследуемым веществом.

Каждый спектральный метод решает только ему присущие задачи, имея при этом определенные ограничения. Каждый химик должен знать эти возможности и ограничения, чтобы поставить исследовательскую задачу корректно, когда метод может ее решить. Некорректно поставленная задача, когда метод решить ее в принципе не может, повлечет за собой бесполезную трату человеческих ресурсов, времени и материальных средств. В этом случае химик будет некомпетентным и не соответствующим своему положению и должности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природа света. Категории тяжести труда | Магнитные свойства ядер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.