Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правопорядок. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка

Законность как политико-правовой режим, складывающий­ся в отношениях, регулируемых правом, - не самоцель. Она пред­полагает достижение необходимой упорядоченности правом об­щественных отношений. Такую их упорядоченность принято на­зывать правовым порядком.

Правопорядоктакое состояние, регулируемых правом, об­щественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснителького их исполнения.

Правопорядок, следовательно, выступает результатом законности. Это, по существу, реализованная за­конность, проявляющаяся в системе урегулированных правом отношений.

Таким образом, основой правопорядка служит пра­во, а условием его достижения — законность.

Поскольку социальное назначение права - регулирование общественных отношений, обеспечение их государственной упо­рядоченности, то правопорядок может рассматриваться и как цель такого регулирования, и как его итог, т.е. реально достиг­нутая правовая урегулированность общественных отношений. Основные черты, или признаки, правопорядка могут быть опре­делены следующим образом:

- это порядок, складывающийся в общественных отношениях;

- он определяется правовыми нормами;

- устанавливается вследствие соблюдения законности;

- представляет собой упорядоченность, необходимую органи­зованность общественной жизни;

- обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.

Названные черты характеризуют правопорядок с качествен­ной стороны. Не меньшее значение имеет и его содержательная сторона, полнота. Понятно, что говорить об абсолютном право­порядке не приходится - это идеальная ситуация, остающаяся целью правового регулирования. В деятельности государства при­сутствуют многообразные, постоянно совершенствуемые направ­ления и формы обеспечения правопорядка.

Исходными, отправ­ными положениями в этой деятельности могут и должны слу­жить выдвигаемые правовой наукой принципы, правопорядка: оп­ределенность, системность, единство, устойчивость, государствен­ная гарантированностъ.

Определенность правопорядка заключается в соответствии регулируемых правом общественных отношений требованиям формально определенных правовых норм. Этим правопорядок принципиально отличается от отношений, складывающихся под воздействием иных социальных норм, лишенных четких и жест­ких форм их реального выражения.

Системность правопорядка предопределяется системой са­мого права, результатом действия которого он является. Правопорядок - не случайная совокупность не связанных между со­бой отношений отдельных субъектов права, а именно система отношений (экономических, политических, социальных, идеоло­гических), не только объективно складывающихся и предметно обусловленных, но и организуемых, закрепляемых, охраняемых государством посредством права в форме правоотношений.

Единство правопорядка, как и единство законности, должно иметь место в масштабе всей страны. Недопустимо существова­ние различных правопорядков в разных регионах (областях, рай­онах, городах) государства, тем более унитарного. Однако на практике в определенных сферах правового регулирования (взима­ние налогов, предоставление льгот, организация рыночной тор­говли и т.п.) такой разнобой обнаруживается. Как правило, он проистекает от противоречий в действующем законодательстве и обусловленных этим различных его трактовок на местах. Не исключены и злоупотребления в сфере законности. Для устра­нения фактов такого рода государство должно использовать юри­дические средства обеспечения законности и охраны правопо­рядка. В то же время недопустимые различия в правопорядке на местах не следует смешивать с учетом региональных особен­ностей, прямо предусмотренных действующим законодатель­ством.

Устойчивость правопорядка. При использовании гарантий законности и юридических средств охраны правопорядка он при­обретает такое важное качество, как стабильность. Тем не ме­нее опасность дестабилизации угрожает ему постоянно, особенно в периоды социального переустройства, проведения реформ, не всегда продуманных и обоснованных, а также в условиях про­бельного и противоречивого законодательства. Следовательно, угроза дестабилизации правопорядка должна предотвращаться как в области правотворчества, так и сфере правоприменения.

Государственная гарантированностъ. Реализация правовых предписаний, соблюдение законности и в конечном счете форми­рование правопорядка, охрана его от нарушений обеспечиваются государством. Не случайно одной из функций государства (именно государства, а не отдельных его органов, скажем правоохрани­тельных) является охрана правопорядка. Это значит, что за обес­печение правопорядка в стране ответственны все три или четыре ветви государственной власти. И практика показывает полезность координации их деятельности в этом отношении со сто­роны главы государства.

Таким образом, правопорядок - прямое следствие и выра­жение единства права и государственной власти. Это такой по­рядок, при котором правовое положение всех субъектов права и их взаимоотношения не только четко определены нормативны­ми правовыми актами, но и всесторонне защищены государством.

В то же время было бы неверно отождествлять правопоря­док и государство, точно так же, как правопорядок и право.

Государство, право, правопорядок - различные явления и на­учные категории. Они неразрывно связаны между собой и взаи­мообусловлены, но самостоятельны и специфичны как в инсти­туционном, так и в функциональном отношении. Взаимодей­ствие государства и права, с одной стороны, и правопорядка - с другой, опосредуется таким правовым явлением, как законность. Адекватной же политико-правовой формой такого взаимодей­ствия в современном обществе являются организация и функ­ционирование правового государства.

Правопорядок выступает важнейшей составной частью бо­лее широкого социального явления - общественного порядка. В отличие от правопорядка общественный порядок формируется под воздействием не только правовых, но и других социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм и др.). Сле­довательно, общественный порядок означает такое состояние урегулированности общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм.

В отличие от правопорядка общественный порядок обеспе­чивается преимущественно средствами общественного воздействия. Это не значит, что общественный порядок безразличен государ­ству, что оно не участвует в его обеспечении. Во-первых, присут­ствие в структуре общественного порядка в качестве его важней­шей части правопорядка само по себе обусловливает позитивное государственное воздействие на общественный порядок. Во-вто­рых, общественный порядок как целое не может не оказывать влияние на правопорядок как свою составную часть. Он присут­ствует в качестве элемента объективной стороны ряда преступ­лений (преступления против общественного порядка и обществен­ной нравственности) и административных проступков (правона­рушения, посягающие на общественный порядок).

Существует понимание общественного порядка в широком и в узком смысле. В широком, можно сказать, в научном его пони­мании общественный порядок охватывает все общественные от­ношения, регулируемые социальными нормами, вне зависимости от пространственных их характеристик. В узком смысле обще­ственный порядок понимают как порядок отношений только в общественных местах (улицы, парки, кинотеатры, дискотеки и т.п.).

Такая трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах. Ее нельзя игнорировать, а тем более отрицать с точки зрения его обеспечения государством. Дело в том, что государство, его орга­ны не могут и не должны переходить те границы в общественном порядке, за которыми находятся нравственные, сугубо личные от­ношения людей.

Во всяком государственно-организованном обществе необ­ходимыми условиями его нормального функционирования яв­ляются не только законность, правопорядок и общественный порядок в целом, но и дисциплина, в первую очередь дисциплина государственная.

Если рассматривать дисциплину с правовых позиций, то в основе ее нельзя не увидеть законность. Однако законность и дисциплина как социальные явления и как научные категории не совпадают ни по своему содержанию, ни по месту в системе социального регулирования. Если законность означает точное и неуклонное исполнение правовых предписаний, причем незави­симо от объективных и субъективных оснований такого их ис­полнения, то дисциплина предполагает не только простое вы­полнение требований правовых норм, но и инициативное, от­ветственное отношение к порученному делу. Дисциплина проявляется в деловой активности, творческом решении поставлен­ных задач.

В зависимости от сферы реализации дисциплина может быть государственной, производственной, трудовой, воинской, учебной и т.д. Каждая из них имеет свои подвиды, определяемые конк­ретными условиями общественной деятельности. Государствен­ная дисциплина, в частности, реализуется в сфере осуществления функций государства, отдельных его органов и учреждений. Раз­новидностями государственной дисциплины являются плановая, финансовая, служебная и др. Обеспечение государственной дис­циплины имеет решающее значение для достижения высокой эффективности работы государственного аппарата.

Государственная дисциплина, как и другие ее виды, наряду с законностью и правопорядком - необходимое условие формиро­вания правового государства, развития демократии, обеспечения прав и свобод личности. Важнейшие средства ее обеспечения -контроль, стимулирование, поощрение, ответственность - имеют правовую форму. В то же время важную роль в укреплении дисциплины играет воспитание в различных его формах - пра­вовое, нравственное, служебное. В современных условиях воспи­тание трудящихся во всех сферах общественной жизни в духе укрепления законности и дисциплины является одной из важ­нейших государственных задач.

 

 

Иногда на первый план выдвигаются ценност­ные характеристики законности (реализация идеи социальной справедливости, совершенствование государственно-правовой фор­мы организации общества). Несмотря на заметные различия во взглядах на законность, они по существу не противоречат друг другу, а скорее отражают различные грани этого правового явле­ния, не ставя под сомнение его содержание.

Главное в любой теоретической конструкции, в определении понятия того или иного общественного явления или научной категории — установление его сущностного содержания.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционная законность и конституционное правосудие | Некоторые предварительные понятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.