Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФОНЕТИКА. АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ

Лекция 2

План

1. Фонетика: определение, предмет, объект.

2. Акустический аспект фонетики.

3. Строение речевого аппарата, артикуляция.

4. Классификация звуков речи.

5. Слог и слогоделение.

6. Просодические средства языка.

1. Фонетика– это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Об­щая фонетикаисследует закономерности, характерные для звуковой сторо­ны любого языка. Сопоставительная фонетиказанимается выявлением об­щего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языковизучает особенно­сти звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фо­нетикаи описательная фонетика.Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи, и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.


В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как акустическая фонетика; артикуляционная фонетика; перцептивная фонетика; функцио­нальная фонетика, или фонология; акцентология, или учение о словесном ударении; интонология, или учение об интонации:

- акустическаяфонетика исследует чисто физические особенности (ха­рактеристики, параметры) звуков речи отдельных языков;

- артикуляционнаяфонетика исследует деятельность человеческого ре­чевого аппарата, физиологию речи, в результате которой производятся звуки;

- перцептивнаяфонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха;

- функциональнаяфонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм.

В кругу остальных языковедческих единиц – грамматики, лексикологии –фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует, прежде всего, с грамматикой. Это взаимодейст­вие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой фор­мы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. На­пример, определенные виды чередований оказываются морфологизованны-ми, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем (ср. в русском языке: будить – бужу, водить – вожу, друг – дружок или в немецком языке: sprechen-sprach, stechen-stach).



2. Акустический аспект фонетики.Раздел фонетики «акустика речи»изучает физические признаки речи.

Звуки речи– это колебания воздушной среды, вызванные органами ре­чи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон– это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум– это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а соглас­ные – из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука– это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высо­ту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц – одно колебание в се­кунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кош­ки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 –4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки – 1000 Гц. Поэтому самые прият­ные для человека звуки – шум моря, леса – имеют частоту около 1000 Гц.

Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 – 200 Гц в от­личие от женщин, говорящих с частотой в 150 – 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды ко­лебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 – 30 Дб, обычная речь – от 40 до 60 Дб, громкость крика доходит до 80 – 90 Дб. Певцы могут петь с силой до 110–130 Дб. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 Дб. При силе звука свыше 130 Дб начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем удар­ная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной вы­соты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость – это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измере­ния – фон,равный децибелу.

Длительность звука(время колебания) измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

Основной тон– это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

Обертон– частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если ос­новной тон – 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий – 120 Гц, и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при воспри­ятии звуковой волны, имеющей частоту, одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интона­ция речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменени­ем частоты обертонов.

Тембр– это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он за­висит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отли­чать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален, как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

Форманта– это обертон, усиленный резонатором, который характери­зует данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наи­большее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты – самые важные в спектре гласного звука первые две фор­манты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.

Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопреде­лима, но гласные с определенной надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно арти­куляционным признакам (первая форманта – степени подъема языка, а вторая - степени продвинутости языка). Следует только иметь в виду, что приводи­мые количественные данные приблизительны, даже условны, так как иссле­дователи дают различные данные, но соотношения гласных при расхождении в цифрах остаются у всех примерно одинаковыми, т.е. первая форманта, на­пример у гласной [и], всегда будет меньше, чем у [а], а вторая больше.

Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотно­сятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характери­стик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из по­тока речи.

3. Строение речевого аппарата.Раздел фонетики, изучающий устрой­ство речевого аппарата, называется антропофоникой,или физиологией речи.Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую чело­веком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

Устройство речевого аппарата человека.Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом – совокупностью органов человеческого организма, при­способленной для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широ­ком смысле охватывает:

1) центральную нервную систему,

2) органы слуха и зрения,

3) органы речи.

Центральная нервная система представлена головным мозгом, который через моторный центр речи (зону Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи.

К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

• дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;

• органы произ­несения (артикуля­ции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

По роли в произнесении зву­ков органы речи разделяются на активные и пассивные;

- активныеорганы речи производят те или иные движе­ния, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся голо­совые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;

- пассивныеорганы не производят самостоятельной работы при звуко­образовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным орга­нам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Голосовые связкинаходятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи и состоит из следующих хрящей трех видов, соеди­ненных друг с другом:

перстневидный хрящ,расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;

щитовидный хрящ,расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин – 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;

парный черпаловидный хрящв виде двух треугольников, располо­женных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками.Они сходятся и рас­ходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель раз­личной формы.

• При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

• При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они снача­ла напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропус­кая толчок воздуха. При этом они вибрируют.

• При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гор­танных звуков (например, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосо­вые связки при этом не колеблются.

У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм).

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох ис­пользуется также при зевании.

Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называе­мым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для соз­дания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции: 1) в зависимости от своего положения он меняет форму и объем ре­зонатора; 2) создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опу­щено, то воздушная струя свободно проходит через нос и в результате воз­никает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов.

 

Русские и латинские названия органов речи и их производные

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ФОНЕТИКА. АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.19.123
Генерация страницы за: 0.114 сек.