КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История экономических учений
Лекция 4 И тд М=1000*[1+(1-0.2)+(1-0.2)2+(1-0.2)+...+] [1+(1-0.2)+(1-0.2)2+(1-0.2)+...+]- убывающая геометрическая прогрессия b/1-q=1/1-(1-0.2)=1/0.8=1/0.2=5 0.2=r 1/r=m-это банковский мультипликатор
С понятием деньги связано такое понятие, как цена С точки зрения теории стоимости(стоимостной концепции ценообразования) цена есть денежное выражение стоимости Стоимость -воплощенный в товаре труд
С точки классической полит.экономии,стоимость измеряется в часах рабочего времени,но рынок учитывает не всякие затраты труда,а так называемые «общественно необходимые»затраты труда Общественно необходимые затраты труда -это средние затраты,которые тяготеют к индивидуальным затратам труда того производителя (той группы товаров производителя),которой доставляет на рынок большую часть продукции
Общественно необходимые затраты труда могут быть рассчитаны по следующей формуле:
Q-количество продукции,произведенные товаропроизводителем Т-ОНЗТ(ОНРВ)
ti-это индивидуальное рабочее время время производителя i-количество товаров производителя
У Адама Смита,как представителя стоимостной концепции есть двоякое определение цены: С одной стороны под ценой он понимает денежное выражение стоимости и это с его точки зрения является характерным для примитивных обществ Примитивных обществ-общество до капитализма(до 18 века) В капиталистическом обществе с точки зрения Смита,цена представляет собой сумму факторных доходов (заработная плата,прибыль,рента)источником которых является исключительно труд.
С точки зрения Сея,цена-есть сумма факторных доходов,но в отличие от Смита,Сей считал,что источником каждого дохода является соответствующий фактор производства
Концепция ценообразования связана с теорией предельной полезности. Различают в экономической теории Кардинолисткий (количественный) и Ординалисткий( порядковый) подходы
Кординалисткий подход связан с австрийской школой полит.экономией(второй половиной 19 века и 1/3 20 века) Основными представителями данного подхода были:Карл Менгер(1840-1921),Фридриг фон Визер(1851-1926) и Ойген Бем-Баверк(1851-1914)
Кординалисткий подход
Полезность -удовлетворение получаемое человека от потребления того или иного блага.
Два вида полезностей: 1. Абстрактное(родовая)полезность -это полезность связанная с потребительскими свойствами предмета,которая никакого влияния на цену не оказывает. 2. Субъективная(предельная)полезность-это предвкушаемая степень удовольствия,получаемая конкретным человеком от конкретной единицы блага. И этот вид полезности оказывает непосредственное влияние на формирование установление цены. Цена таким образом зависит от степени насышения тем или иным благом: 1)От количества блага,чем больше этого блага тем цена меньше 2)Вкусы и предпочтения потребителя и всё то что оказывает влияния на эти предпочтения(религия,климатические,национальные,реклама,мода) Для измерения полезности была взята некая абстрактная единица «ютиль», ввел это понятие Джон Бетам(1742-1832)-английский статист
MU -marginal utility(предельная полезность) TU -total utility(общая полезность) Q -quantitet(количество блага) TUнаст=MUнаст+TUпред.ед. TU=20+15=35 В том случае если мы рассматриваем дискретные величины то предельная полезность определяется рассчитывается:
Предельная полезность показывает:на сколько возрастает общая полезность при увеличении количества блага на 1
С точки зрения теории стоимости: обмен всегда есть обмен эквивалентов С точки зрения теории предельной полезности: обмен есть обмен не эквивалентов(если потребитель оценивает полезность денег больше чем полезность блага,он отказывается от покупки, а если он считает более значимо благо,то он его приобретает,уплачивая N количество денег) С точки зрения Кординалисткого подхода теории полезности,потребитель,завершая покупки,когда предельная полезность денег совпадает с предельной полезностью блага,таким образом цена,с точки зрения данной теории,есть предельная полезность последней единицы блага,выраженная в денежной формой.
Начиная с определенного момента в нашем примере с третьего пирожка предельная полезность падает,тогда когда общая полезность растет(за исключение последнего 6 пирожка) В экономической теории данное закономерность получило название «первый закон Госсена» Герман Генрих Госсен(1810-1858) Учитывая абстрактный характер измерения полезности на смену Кординалисткого (количественный)подхода,данной теории,пришел Ординалистский(порядковый) подход Вильфредо Парето (1848-1923) Джон Хикс(1904-1989)
Данный подход исходит из четырех основополагающих аксиом: 1. «Аксиома полной упорядоченности»-каждый потребитель в отношении любого из благ может выразить своё отношение к ним в виде предпочтения или безразличия. Спрайт>Кока-кола Спрайт=Кока-кола 2. «Аксиома транзитивности(переходность)»основанная на формальной логике Аристотеля А>B и B>C => A>C А=B и В=С => А=С 3. «аксиома ненасышения» - каждый потребитель,принимая решения о приобретение одной из двух групп благ, обладающих одинаковой полезностью,отдаст предпочтение той группе благ в которой, по крайне мере,на 1 единицу блага будет больше. 4. «аксиома независимости потребителя» - каждый потребитель, принимая решения о покупке того или иного блага,исходит из своих собственных предпочтений и не смотрит на других,ему чужды зависть и сострадание. Предпочтение потребителей,данный подход иллюстрирует в виде кривых безразличия.Данная модель исходит из того,что рассматриваются потребление двух благ или двух групп благ, приносящих одинаковое полезность потребителю,а поскольку они приносят одинаковую полезность то к их соотношению в потреблении у него формируется безразличие
СД-бюджетная линия Е-точка равновесия потребителя Точка равновесия потребителя(Е) показывает-что данное соотношение в потреблении двух благ (А и Б) доставляет потребителю наибольшее удовольствие.
Карта кривых безразличия: Составление карт кривых безразличия позволяет анализировать различные социальные группы людей с точки зрения величины данного подхода, и как следствие изучать и формировать спрос
OF-линия доход потребления
Последовательно снижения цены на одно из благ предприятие может добиться увеличение его потребления
Соединяя точки кривых безразличия с бюджетной линией мы получим кривую «цена потребления»
Рыночная концепция ценообразования.(19.10.12) Вопросы темы: Понятия рынка и её классификация
Рынок -это место встречи производителя и потребителя(продавца и покупателя) обмена товарами и услугами. Рынок-это система отношений между продавцом и покупателем. Рынок-это определенная форма экономической системы. Рынок-это сфера обращения товаров и услуг.
Классификация рынка: 1. С точки зрения объектов сделок(что продается что покупается) рынок делится на следующие виды: Финансовый рынок(рынок ценных бумаг,валютный рынок), рынок товаров и услуг, рынок факторов производства. 2. С точки зрения субъектов сделок: Оптовый рынок(отражает отношения между производителями и предприятиями), розничный рынок(отражает отношение между производителями и потребителями), государственный рынок, потребительский рынок(это рынок выражающий отношения внутри домашних хозяйств и предполагающий реализацию избытка продукта). 3. С точки зрения масштабов сделок: местный или локальный, региональный, национальный, межнациональный, мировой. 4. С точки зрения рыночных структур,признаками которой является: А)количество участников сделок и их доля на рынке.
Б)тип товара(степень стантартизации товара) В)степень свободы получения информации о рынке Г)степень свободы вхождения в рынок.
Исходя из этого в экономической теории выделяют три основных рыночных структуры с точки зрения покупателя: 1)монопсония(«моно»-один, «псония»-покупать) 2)алигопсония(«алиго»-несколько) 3)полипсония(«поли»-много)
5. С точки зрения продавца: Монополия Алигополия(aligo-несколько) Дуополия(duo-два) Монополистическая конкуренция
По парное сочетание структур с точки зрения продавца и покупателя формирует специфический механизм конкуренции и ценообразования
*-нет выбора **-в зависимости какая отрасль рассматривается
Разновидность Монополии(олигополии) в историческом развитии: 1. Пул(ринг) -это единовременное соглашения между предприятиями в целях осуществления какой то операции или сделки. 2. Картель -соглашение между предприятиями на долговременной основе,предусматривающее установления единой цены на покупку комплектующих и готовый продукции а так же установления единой условий найма рабочей силы. 3. Синдикат -это объединение предприятий,в котором утрачивается их коммерческая самостоятельность.закупкой комплектующих и сбытом готовой продукции занимается отдельная самостоятельная организации получившая название синдикатская контора 4. Трест -это объединение предприятий в котором утрачивается как коммерческая так и производственная самостоятельность (как правило в трест входят предприятия одной отрасли). 5. Концерн -это объединение предприятий различных отраслей общественного производства но связанные между собой единой технологической цепочкой. 6. Кангломерат -это объединение предприятий разных сфер общественного производства, головной компании в котором является организация,имеющая отношения к финансовой сфере(банк,страховая компания,инвистиционная компания,фонд) В современный период времени чаще всего употребляется понятие Корпорация ,представляющая собой международную компанию.Различают две разновидности международных компаний: Транснациональная корпорация(ТНК),многонациональная корпорация(МНК) ТНК-доминирующая компания занимающая капитал одной страны МНК-это компания,основанная на капитале нескольких стран. По определению Гарвордской школы экономики, ТНК -это компания,имеющая не менее 5 филиалов(дочерних компаний) за рубежом. Основные элементы рынка (спрос,предложение,равновесная цена). Альфред маршал(1842-1924) Леон Вальрас(1834-1910) Характеристика спроса: Спрос -количество товара в денежном выражении,которое готовы продать в определенном месте,в определенное время по всему диапазону цен. В экономической теории от понятия спрос отличают понятие величина или объём спроса.
Величина или объём спроса -это количество товара в натуральном выражении, которое готовы продать в определённый момент времени в определенном месте по определенной цене
Между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость,называемой «закон спроса» Эта зависимость может быть отражена в виде функции/таблицы/графика
Воспроизводство
Воспроизводство-возобновление производства Воспроизводство-это есть непрерывный процесс производства
Воспроизводство -производство взятое не как отдельный акт а как непрерывно повторяющийся процесс.
Воспроизводство предполагает: 1. Непрерывный процесс производства экономических благ 2. Возобновление экономических отношений между субъектами хозяйства
С точки зрения эффективности использования факторов производства различают два типа воспроизводства: 1. Экстенсивный тип -это воспроизводство на основе неизменных факторов воспроизводства 2. Интенсивный тип-предполагает воспроизводство на основе более производительных факторов производства
В реальном виде нет ни того ни другого вида воспроизводства, точнее говорить о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном виде воспроизводства.
С точки зрения характера использования прибавочного продукта и количества воссоздаваемых благ,различают 3 вида воспроизводства: 1. Простое воспроизводство- воспроизводство в неизменных масштабах 2. Расширенное воспроизводство-это воспроизводство в увеличивающихся масштабах 3. Суженное воспроизводство-это воспроизводство в уменьшающихся масштабах
Проблема воспроизводство в теории Франсуа Кине Франсуа Кине рассматривает 1. закрытую экономику 2. Рассматривал простое воспроизводство 3. Движение товаров и денег рассматривал между 3 основными классами(землевладельцами,производительным классом,к которыми относил всех занятых в сельском хозяйстве и бесплодным классам-это совокупность занятых во всех остальных сферах производства помимо сельского хозяйства)
Производительным классам назван потому,с точки зрения Кинэ,является потому что создает чистый продукт(прибавочный продукт) Земельная рента -единственная денежная форма,которая полностью употребляется землевладельцами
Франсуа Кинэ рассматривает равновесная состояния ( спрос=предложению)
Франсуа Кинэ делит все инвестиции(авансы) на 2 вида: 1. Первоначальный авансы-это инвестиции,которые окупаются в течении 10 лет 2. Ежегодные авансы-те инвестиции,которые окупаются в течении 1 года
В экономической теории принято говорить,что Франсуа Кинэ впервые рассматривает модель воспроизводства в работе «экономическая таблица»
1,2 -это земля 3,4 - это рента 5,6,9 - это деньги 7,16 -мануфактурные изделия потребительского назначения 10,11 - продукты сельскохозяйственного производства потребительского назначения 8 - мануфактурные изделия и продукты сельскохозяйственного производства потребительского назначения 12,14 - это сырьё для мануфактурного производства 13,15 - средства производства поступающие от ремесленников к фермерам
Проблема воспроизводства в теории Адама Смита Адма Смит так же как Франсуа исходит из равновесного состояния экономики В отличае от Франсука Кинэ,который исследовал закрытую экономику,Смит рассматривает открытую экономику,другими словами включает в проблему воспроизводства экспортно-импортные отношения
Наряду с простым воспроизводством,Смит рассматривает расширенное воспроизводство. Так же как и Франсуа Кинэ,Смит исходит из концепции чистого продукта,но в отличие о него считает что денежной формой денежного продукта может быть прибыль и процент Как следствие, Смит исходит из того,что чистый продукт создается не только в сфере сельскохозяйственного производства но и во всей сфере материального производства. Наряду с чистым продуктом,Смит вводит понятие «совокупного общественного продукта»(СОП),которое используется и в современной эк.теории
С овокупного общественного продукта- это продукт,который является результатом материального производства
С точки зрения Смита, СОП может измеряться как сумма цен товаров а с другой стороны как сумма доходов ренты прибыли и процентов Воспроизводства рассматривается как движение материальных и финансовых ресурсов между 3 основными классами(землевладельцами,капиталистами и наемными работниками)
Смит вводит понятие «смешенный доход» как следствие нескольких доходов Смешенный доход - доход от нескольких факторов производства Смит рассматривает проблему «перераспределения дохода» между сферами материального и нематериального производства Смит производит деление капитала на основной и оборотный,который используется в современной эк.теории и практике
Основной капитал-это капитал который окупается в течении нескольких производственных циклов Оборотный капитал - это капитал,который окупается в течении одного производственного цикла
Воспроизводство в теории К.Маркса
Рассматривается равновесное состояние в экономике Рассматривает закрытую экономику Так же как и Смит,рассматривает деление капитала на Основной и Оборотный Материальное производство Маркс делит на два подразделения: 1. Производство предметов производства 2. Производство предметов потребления
В отличии от Адами Смита,который отожествлял совокупность национального дохода Марк проводит различии(пояснение смотри ниже)
Стоимостная структура совокупного общественного продукта совпадает с стоимостной структурой отдельно взятого товара
W=C+V+M
СОП=1(С+V+М)+2 (С+V+М) НД=1(V+M)+2 (V+М)
Маркс рассматривает,как и Смит, как простое и расширенное воспроизводство Исследуя расширенное воспроизводство,рассматривает экстенсивный тип.
Условия реализации (равновесия) совокупного общественного продукта при простом воспроизводстве Рассматриваем 1 подразделение
АД-совокупный предложение АS-совокупный спрос
1c+2c=1c+1v+1m
1v+1m+2v+2m=2c+2v+2m=>
1v+1m=2c
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |