Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии




В настоящее время психология как учебный предмет входит в учебные планы и программы школьного образования, среднего специального и высшего образования, системы повышения квалификации.

Особенности построения психологических курсов во многом определяются возрастными особенностями школьников, студентов, слушателей курсов повышения квалификации. Но основой дифференциации программ психологических дисциплин является цель преподавания.

 

Например, в школе преподавание психологии выступает как средство формирования общегуманитарной культуры учащихся. Психологические знания здесь встроены в такие учебные предметы и факультативные курсы, как «Этика и психология семейной жизни», «Тренинг личностного роста», «Человековедение», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Методика преподавания психологических курсов соответствует общедидактическим принципам.

 

Психология в этих программах может изучаться как факультативный, и как обязательный предмет. Цели и содержание обучения психологии в средней общеобразовательной школе не должны дублировать цели и содержание высшего профессионального образования. Основным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся. В учебно-воспитательной программе психология выполняет общеобразовательную, общекультурную и развивающую функции. В старших профильных классах преподавание психологии может играть профориентационную роль, способствовать более близкому знакомству со сферой будущего среднего специального или высшего профессионального образования.

 

Цели преподавания психологии по данным образовательным программам:

 

обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и общей культуры;

 

знакомство с методами психологического познания и психологической практики;

 

обучение психологии как средству самопознания;

 

обучение психологии как средству саморазвития;

 

обучение психологии как средству познания других людей;

 

6) профессиональная ориентация.

Перед преподавателем психологии в школе стоят следующие задачи:

1. способствовать формированию мировоззрения учащихся и активной жизненной позиции;

2. воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию через самосознание, самораскрытие и самообразование;

3. развивать у учащихся умение применять теоретические знания психологии на практике, уметь наблюдать и анализировать жизненные ситуации, находить источники первопричину (мотив) человеческого поведения и поступков;

4. привить уважение к личности каждого человека, к его индивидуально-характерологическим особенностям, жизненным целям, ценностям, взглядам, позициям;

5. помочь в становлении характера, цельности натуры с богатым и разнообразным внутренним миром и творческим подходом к жизни;

6. научить постигать знания путем рассуждений, сомнений, поиска истины.

 

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психо­логии в школах:

1) предметно-ориентированные;

2) личностно-ориентированные.


В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также уме­ния их практического использования. Программа может быть научно- или прак­тически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного мате­риала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечислен­ных в программе, может быть оценено и оценивается. В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступа­ют как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя мо­жет подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы.

На этапе среднего специального и высшего образования принципиальное понимание роли и места психологических дисциплин в учебных программах определяется тем, на каких факультетах они читаются.

 

Цели преподавания психологии в программе высшего профессионального образования по специальности «психология»:

 

1) обучение фундаментальным психологическим знаниям;

 

2) обучение прикладным психологическим знаниям;

 

3) обучение научно-исследовательским умениям;

 

4) обучение практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач;

 

5) обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей;

 

6) формирование психологической культуры.

 

7) формирование общей психологической культуры студентов.

 

Деятельность преподавателя при сохранении общих, типологических характеристик педагогической деятельности имеет свои специфические характеристики. Преподаватель высшей школы, как и любой педагог, реализуя свою основную функцию – передачу знаний, делает это с учетом как минимум двух моментов:

 

- субъекты, которым преподаватель передает знания – студенты, - имеют свои возрастные и социально-ролевые отличия;

 

- сама ступень системы образования (высшая школа) подразумевает не только и не столько задачу передачи знаний, сколько задачу формирования профессиональной идентичности и профессионального сознания.

 

В настоящее время психологические знания включены в обязательные курсы «Педагогика и психология» при подготовке специалистов любого профиля. Задача этого курса – продолжение формирования общекультурных мировоззренческих гуманитарных представлений. Об этом свидетельствуют его принадлежность к блоку общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, где предмет «Педагогика и психология» изучается наряду с такими дисциплинами, как «Общественная история», «Культурология», «Философия», «Социология» и др.

 

Иная картина расположения психологических дисциплин просматривается в образовательных стандартах высшего профессионального, а также среднего специального образования при подготовке психологов, педагогов, социальных работников, медиков, управленческих кадров и т.д. При подготовке этих категорий специалистов такие предметы, как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Основы специальной психологии», «Педагогическая психология» и др. включены в блоки «Общие профессиональные дисциплины» и «Дисциплины предметной подготовки».

 

Цели преподавания психологии по данным образовательным программам:

 

обучение основам психологических знаний;

 

знакомство с методами психологии;

 

обучение прикладным психологическим знаниям, соответствующим профессиональной специализации студентов;

 

обучение применению психологических знаний для решения практических задач в рамках будущей профессиональной деятельности;

 

формирование общей психологической культуры студентов.

 

Принципиальные отличия места и роли психологических дисциплин в подготовке по психологическим и социально-педагогическим направлениям заключается в том, что:

 

- на психологических факультетах изучение психологии выступает как средство формирования профессионального сознания, а на других как средство психологизации профессионального (педагогического) сознания;

 

- пропорциональное соотношение изучаемых психологических дисциплин на психологических факультетах больше, чем на непсихологических;

 

- дифференциация психологических курсов на психологических факультетах выше, чем на непсихологических;

 

Такое же соотношение в методике преподавания психологии просматривается и на курсах повышения квалификации в зависимости от специальности слушателей.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Понятие методики преподавания, ее объекта и предмета.

 

2. В чем заключаются особенности психологического знания?

 

3. Цели изучения психологии в различных специализациях.

Кто лучше может преподавать психологию: психолог или педагог?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.