Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России

 

Современная внешняя политика России не может быть понята без изучения международных процессов и экономических реалий, проблем народонаселения, социальных и культурно-исторических аспектов.

Грани, отделяющие внутреннюю политику от внешней, экономику от политики, а политику от культуры, весьма подвижны. Они имеют лишь условные границы.

Процесс становления внешней политики России проходит на фоне динамичных глобальных трансформаций, имеющих, как межгосударственный, так и транснациональный характер.

 

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

 

Следствия глобализации:

1. Мировое разделение труда,

2. Миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов,

3. Стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов,

4. Сближение и слияние культур разных стран.

 

Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.

Проявление глобализации:

1. Скачкообразное увеличение масштабов и темпов перемещения капиталов.

2. Опережающий рост международной торговли по сравнению с ВВП всех стран

3. Создание сетей международных производств с быстрым размещением мощностей по выпуску стандартизированной и унифицированной продукции

4. Формирование мировых финансовых рынков, на которых многие операции осуществляются быстро и практически круглосуточно

5. Становление финансовой сферы как самодовлеющей силы, определяющей возможности развития промышленности, с/х, инфраструктуры, сферы услуг; сегодня финансовая сфера становится «реальной экономикой»

6. Практически мгновенное распространение информации об изменениях на финансовых и других рынках за счет развития телекоммуникационных систем, программного обеспечения, в результате чего решения о перемещении капиталов, продажах и покупке валют, ценных бумаг, долговых обязательств и прочие принимаются в реальном масштабе времени, часто чисто рефлекторно

7. Выход мировых финансовых рынков из-под юрисдикции отдельных, даже наиболее крупных государств

8. Возникновение мощных субъектов мировой экономики за счет слияний и поглощений транснациональных корпораций

9. Резкое расширение рынков труда и изменение их структуры, произошедшее под воздействием внедрения новых технологий, с одной стороны, привело к массовой миграции в развитые страны и заметно изменило традиционный этнический состав населения развитых стран, породив социальное напряжение в ряде из них; с другой – к миграции производства, новых форм организации экономики из Европы и США в регионы, сохранявшие до того преимущественно традиционный уклад жизни. Это, в свою очередь, породило феномен «анклавной модернизации» во многих странах третьего мира и также способствовало росту социальной напряженности



10. Возникновение своего рода метаинфраструктуры перераспределения доходов в пользу государств промышленно развитого Севера

11.В рамках мировой экономики проявляются контуры ее специализированных сегментов. Формируется мировая система «экономического плюрализма» с тремя центрами: Северная и Южная Америка под эгидой США, Европа под эгидой ЕС, Юго-Восточная Азия под эгидой Японии

У глобализации есть различные аспекты, которые затрагивают мир несколькими различными способами, такими как:

· Индустриальный - появление международных рынков производства и более широкого доступа к диапазону иностранных продуктов для потребителей и компаний

· Финансовый- появление международных финансовых рынков и лучшего доступа к внешнему финансированию для корпоративных, национальных и поднациональных заемщиков

· Экономический - реализация глобального Общего рынка, основанного на свободе обмена товарами и капиталом.

· Политический - политическая глобализация - создание мирового правительства, которое должно регулировать отношения среди наций и гарантировать права, являющиеся результатом социально-экономической глобализации.

· Информационный - увеличиваются потоки информации между географически отдаленными странами

· Культурный - рост культурных контактов; появление новых категорий сознания, таких как Глобализм - который воплощает культурное распространение, желание потреблять и обладать иностранными продуктами и идеями, принимая новую технологию и методы, и участвовать в "мировой культуре"

· Экологический- появление глобальных экологических призывов, которые не могут быть решены без международного сотрудничества, например, изменение климата, грунтовые воды и загрязнение воздуха, истощение рыбных запасов океана, и распространение агрессивных разновидностей флоры и фауны.

· Социальный- достижение свободного обращения людей всех наций

· Транспортный - меньше и меньше европейских автомобилей на европейских дорогах с каждым годом (то же самое может также быть сказано об американских автомобилях на американских дорогах).

Человечество вступило в крайне сложную эпоху своего существования, когда мир одновременно организуется и хаотизируется, глобализуется и локализуется, объединяется и разделяется.

Получив наибольшее развитие в экономической сфере, глобализация в конце ХХ в. вышла за ее рамки и стала реально перестраивать политическую структуру мира.

Противоречия глобализации:

1. между общечеловеческими интересами во взаимозависимом мире и национальными и этническими особенностями

2. между глобализацией и стремлением к идентичности, самоопределению народов, социальных общностей, личностей

3. между гражданским порядком, сохраняющимся внутри государств, и «естественным состоянием», царящим в рамках международных отношений и др.

Экономическим базисом глобализации является безусловное господство так называемых транснациональных корпораций, в первую очередь финансовых.

 

Минусы глобализации:

1. Увеличивается взаимозависимость всех стран мира.

2. Глобализация мировой финансовой системы привела к резкому усилению влияния финансовых факторов на обеспечение национальной безопасности государств мира.

3. Более 90% стран мира имеют внешний долг.

4. Идет активное соперничество за мировое лидерство в финансовой сфере между двумя основными валютами мира – долларом и евро.

5. Усложнился и сам характер общемировых проблем. Экологические, демографические, ресурсные проблемы оказались теснейшим образом переплетены друг с другом, неразрывно связаны с общим состоянием мировой экономики и социального развития в различных странах и регионах мира. Все это привело к заметному сужению возможностей национальных правительств решать экологические и другие проблемы в локальных, ограниченных рамками своих государств масштабах, без тесной координации действий друг с другом.

6. В этом же направлении действует и такой глобальный фактор, как «отрыв» от национальной почвы все большего числа компаний и фирм, создающих свои отделения, филиалы, дочерние предприятия на территории других государств, а также рост числа неправительственных организаций и частных лиц, работающих за границей.

Плюсы глобализации:

1. Глобализация экономики создает благоприятные предпосылки для международного сотрудничества в решении общемировых проблем

2. Открылись уникальные возможности для широкого международного обмена научными идеями и осуществления совместных исследований и разработок учеными и специалистами разных стран в таких сложнейших и практически мало изученных отраслях знаний

3. Появились новые предпосылки для развития связей и интеграции между национальными правительственными учреждениями, неправительственными и другими структурами разных государств, выработки согласованной стратегии и совместных программ, направленных на достижение общей для всех цели – обеспечение экологически устойчивого сбалансированного развития

Глобализация оказывает влияние на все стороны жизни мирового сообщества:

Глобализация и дипломатия

Глобализация современного мира вынуждает страны даже при наличии враждебных отношений идти на переговоры и обсуждение тех или иных вопросов.

Международные переговоры выступают важнейшим фактором глобального развития мира. Глобализация и взаимозависимость мира привели также к увеличению значения дипломатии, осуществляемой на высоком и высочайшем уровне

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и глобализация.

Сейчас начинается информационная эра, для которой характерно создание единого глобального мирового информационного пространства. Возрастающая роль информации и информационных систем – исторический факт, лежащий в основе концепций информационного общества.

В политической сфере все большее значение приобретают не силовые, а информационные и идеологические факторы.

 

Политика и глобализация

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета.

С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк.

С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

Регионализация и глобализация.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая восьмёрка и Большая двадцатка; причём второй касается в основном экономических проблем.

Глобализация экономики.

Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы.

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран — одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.

Возникающие задачи экономики, часто, обсуждаются влиятельными политиками и экономистами вместе (Всемирный экономический форум).

Культура и глобализация.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Глобальная наука. Формируется глобальная наука, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры (интернациональные форумы, журналы, издательства). Социология в числе других наук, и как система теоретического знания, и как общественный институт, становится глобальной.

Глобальный язык. Возник глобальный язык – английский, на котором проходит общение между различными странами и народами. Он связывает людей разных национальностей и цветов кожи, но, вместе с тем, его усиленное распространение угрожает в ряде отраслей общественной жизни (политике, бизнесе, науке) позициям даже очень развитых языков – русскому, китайскому, немецкому, французскому, испанскому и другим языкам. Сфера действия последних сужается даже на их национальных территориях. Национальные языки засоряются английским космополитическим сленгом, синтаксическими кальками, национальные языки деградируют до уровня смеси с английским языком.

Глобальный образ жизни. Возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации. Такая глобальная унификация уничтожает национальное своеобразие, местную самобытность во всех сферах жизни.

Можно выделить некоторые основные черты современных переходных процессов.

Во-первых, в глобальной политике США последних десятилетий все более усиливаются черты силового давления и гегемонистского подхода к решению спорных проблем мирового развития.

Во-вторых, последние два десятилетия высветили в новом ракурсе ключевую роль экономики в международных политических процессах.

В-третьих, особой темой мировой повестки дня стала «энергети­ческая политика».

Таким образом, глобальные трансформации создают особую историческую ситуацию, когда мир одновременно переживает рас­пад и рождение новой системы международных отношений.

Осо­бенность нынешнего времени состоит в том, что одновременно разворачиваются интеграционные и дезинтеграционные процессы, происходит динамичное размежевание новых и старых компонен­тов международных взаимосвязей, расширяются представления о нормах политической жизни и ресурсах влияния того или иного государства.

 

Европейская политика России складывалась в начале 1990-х гг. из нескольких направлений. Ключевое значение имели взаимоотно­шения с Европейским союзом и российско-германские двусторонние контакты. Во время своего первого визита в ФРГ в ноябре 1991 г. Б. Н. Ельцин выдвинул идею, что «Европа — наш общий дом», предлагая создать благоприятные условия для всестороннего экономического сотрудничества.

В 1975 г. была образована «семерка» ведущих экономических дер­жав — Германии, Великобритании, США, Франции, Италии, Канады и Японии. До конца 1970-х гг. повестка дня ежегодных заседаний G7 была преимущественно экономической, но впоследствии стала охватыватъ глобальные вопросы мирового развития. Решения обсуждались в закрытом порядке, принимались на основе консенсуса и не являлись формально обязательными. Хотя ООН сохраняла функции главного официального органа миросистемного урегулирования, узкому кругу лидеров самых влиятельных государств было легче договоритъся и выработать согласованные позиции на совещаниях формата «семерки», чем на расширенных заседаниях ООН.

В июле 1991 г. на совещании «семерки» в Лондоне был приглашен впервые в качестве гостя Президент СССР М. С. Горбачев. Затем в 1992 г. также был приглашен Президент России Б. Н. Ельцин. С это го времени российский Президент регулярно стал присутствовать на заседаниях.

Если Соединенные Штаты признали суверенитет России сразу же после официального объявления о прекращении существования СССР, то процесс признания со стороны Европейского союза рас­тянулся. Независимость Российской Федерации была признана ЕС 6 апреля 1992 г.

Россия - НАТО. В этот период были заложены основы страте­гического диалога «Россия — НАТО». В начале 1994 г. была утверж­дена программа «Партнерство во имя мира» между Министерством обороны РФ и НАТО. Помимо позитивных тенденций сотрудничес­тва наметился в то же время круг проблем, чреватых будущими раз­ногласиями, поскольку затрагивал уже сложившиеся представления обеих сторон о национальной и региональной безопасности в целом. Это было связано в первую очередь с перспективой вхождения стран Центральной, Юго-Восточной Европы и Балтии в состав Евросоюза и НАТО, а также с жесткой позицией западных держав относительно будущего Югославии, традиционного партнера России на Балканах.

Поддержка авторитета ООН. Во второй половине 1990-х гг. во внешней политике России сложилось отдельное направление, нацеленное на поддержание международного авторитета ООН.

За Россией, как правопреемницей СССР, сохранился статус од­ного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и право вето.

Партнерство России с Европейским союзом и НАТО: формулы и формы сотрудничества

Организационные основы сотрудничества. В феврале 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, а также участвовала в реформировании СБСЕ (Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе), создании новой политической концепции и структуры ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). На этой основе была разработана Модель общей и всеобщей безопасности для Европы XXI в.

Центральное место в системе отношений Россия — ЕС заняли встречи на высшем уровне (саммиты) по формуле «1+2» — Прези­дент России — Председатель Европейского совета и Председатель Комиссии ЕС, проводимые два раза в год, в период каждого из по­лугодовых председательств. Развивался также диалог в формате Председатель Правительства России — Председатель Комиссии Ев­ропейского союза (КЕС).

Проблема расширения ЕС и НАТО на Восток. Взаимные претензии охва­тывали значительный круг проблем.

Где проходят и будут проходить границы НАТО? Этот вопрос приобрел особую остроту. После завершения эпохи холодной войны НАТО претерпела существенные изменения как институционально­го, так и стратегического характера. Военно-оборонительный аль­янс, созданный в 1949 г. для противодействия советской экспансии, через пятьдесят лет своего существования постепенно трансформи­ровался в новую систему коллективной безопасности, цели и уста­новки которой были достаточно размыты.

В мае 1997 г. в Вест-Пойнте Президент США Б. Клинтон вы­ступил с программной речью, в которой обосновывалась политика расширения НАТО на Восток. Страны бывшего Восточного блока, с территории которых были выведены российские войска в первой половине 1990-х гг., заявили о своем добровольном решении всту­пить в Североатлантический альянс. Решение независимых госу­дарств Балтии — Латвии, Литвы и Эстонии, а также Венгрии, Поль­ши, Чехии и Словакии вызвало резкую реакцию Москвы.

В ответ Государственная Дума выступила с призывом к пар­ламентам европейских стран пересмотреть эти планы и перейти к созданию альтернативной системы коллективной безопасности в Европе. Российские парламентарии видели в этом прямую угрозу национальной безопасности.

Уже в июне 1996 г. на сессии Совета Североатлантического со­дружества в Берлине Е. М. Примаков сделал заявление, которое было воспринято как сенсационное на Западе. Москва не возража­ет против того, чтобы НАТО стала гарантом безопасности стран Центральной Европы. Но при этом Примаков подчеркнул, что имел в виду, как и ранее, лишь политическое расширение блока НАТО.

Определенным компромиссом можно считать подписание в Па­риже в мае 1997 г. Б. Н. Ельциным и Генеральным секретарем НАТО X. Соланой, а также руководителями государств — членов НАТО «Основополагающего акта НАТО - Россия о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора». Был создан Постоянный объединенный совет «Россия - НАТО», в который вошли члены Североатлантического совета и российский представитель. Совет должен был собираться не реже одного раза в месяц. Россия обладала правом решающего голоса при голосовании по вопросу о повестке дня.

Россия получила также возможность стать постоянным сопредседателем в Совете. Однако все эти меры были скорее направлены на то, чтобы умиротворить Россию, нежели дать реальные возможности оказывать какое-либо влияние на политику НАТО.

Складывалась довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, высшее руководство страны открыто выражало недовольство темпами расширения НАТО. С другой стороны, сохраняло нейтральность по отношению к росту ЕС. Россия сама активно стремилась к тесной кооперации с Евросоюзом. Тем не менее отношении между Москвой и Брюсселем испытывали серьезные трудности Потенциал сотрудничества, заложенный в Соглашении о партнерстве между РФ и ЕС, так и не был реализован во второй половине 1990-х гг. Основные дискуссии в российско-европейских отношениях разворачивались на фоне югославского кризиса. Как в случае с балканским урегулированием, так и в процессе «остернизации» Россия занимала последовательную позицию, отстаивая свои национальные интересы.

Глобальное измерение внешней политики РФ

В контексте глобальной политики развиваются стратегии вступ­ления в ВТО, совместная международная борьба с терроризмом, общая борьба с нищетой и бедностью, когда развитые страны ока­зывают безвозмездную помощь странам с низким уровнем жизни. В последние годы прибавилось еще одно направление - это сов­местная работа над предотвращением последствий глобальных эко­логических катастроф и оказание помощи пострадавшим странам. В глобальной политике развиваются три основных вектора — это экономическое взаимодействие, гуманитарное международное со­трудничество, а также вопросы международной безопасности.

Российская дипломатия активно действует в глобальных струк­турах, прежде всего «восьмерки», и многочисленных региональных объединений, в частности ОБСЕ, Шанхайской организации сотруд­ничества, СНГ. Россия последовательно продолжала на протяжении последних восьми лет поддерживать международный авторитет ООН, которую рассматривает как основной центр мирового урегу­лирования конфликтов.

Политическое и экономическое сотрудничество с Европейским союзом

Стратегии развития диалога ЕС - Россия. В 1999 г. Европей­ский Совет принял Коллективную стратегию Европейского союза в отношении России, в которой содержались основные направле­ния сотрудничества на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) и констатировалась необходимость «подготовки основ партнерских отношений России и Европейского союза». В этой формулировке признавался тот факт, что партнерство как форма взаимовыгодной кооперации между РФ и ЕС еще не сложилось. Вместе с тем обе стороны видели основную задачу в укреплении и выполнении всех положений и условий СПС. Были выделены конкретные сферы, в ко­торых предполагалось развивать партнерские отношения:

• формирование зоны свободной торговли;

• энергетический диалог;

• космическая сфера;

• безопасность;

• торговля.

Процесс расширения ЕС и НАТО. Отмеченные выше направления сотрудничества между Россией и ЕС оказались неразрывно связанными с «восточной политикой» ЕС и НАТО. В течение восьми лет эта ключевая проблема воздействовала на ход и глубину двусторонних контактов.

Понятие «восточная политика» имеет не только расширительный смысл — включение в состав Евросоюза стран Центральной и Юго-Восточной Европы и Прибалтики. Одновременно оно определяет также политику ЕС и НАТО на постсоветском пространстве, в государствах СНГ.

Официальную позицию России можно охарактеризовать следующими положениями:

• во-первых, Россия имеет полное право и рассчитывает участвовать в европейских делах как равноправный партнер — не изолированный от остальной части континента новыми разделительными линиями и не являющийся объектом «цивилизаторского воздействия» со стороны других государств или их объединений, а именно как равный среди равных;

• во-вторых, по-прежнему считая контрпродуктивным присоединение к НАТО новых членов на Востоке Европы, Москва рассматривает процесс расширения как объективный, не пытаясь вмешиваться во внутренние дела государств, которые приняли доб­ровольное решение. В то же время Россия настаивает на том, чтобы ее государственные интересы также учитывались.

В течение 1990-х гг. между Евросоюзом и Россией происходили бурные дискуссии относительно расширения ЕС и присоединения к 15 странам — членам ЕС еще новых 10 государств. Решение о при­еме Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии было принято ЕС в декабре 2002 г. Офи­циально эти государства стали членами Евросоюза в 2004 г. ЕС стал ближе к России: почти удвоилась протяженность общей границы -с 1300 до 2200 км, а его доля в российском экспорте превысила 50%.

В начале 2004 г. Россия расширила и конкретизировала Перечень озабоченностей России в связи с расширением, составленный еще в 1999 г. Теперь он уже включал 14 пунктов. Особо подчеркивалось, что Евросоюз принял политические обязательства по минимизации торгово-экономических последствий расширения ЕС для интересов

России, сохранению традиционных товарных потоков и рынков сбыта российских экспортеров в странах «десятки».

Европейский Совет в феврале 2004 г. ультимативно потребо­вал от России распространить СПС на новых членов с момента их вступления, независимо и не взирая на результаты переговоров. ЕС выдвинул России ультиматум («предупреждение») о введении торговых санкций, если она не распространит СПС на новых членов. Несмотря на протесты Торгово-промышленной палаты и Союза рос­сийских промышленников и предпринимателей, указывавших на нарушение норм международного права, Комиссия ЕС (КЕС) и Евро­пейский парламент вежливо, но последовательно давали понять, что отступать от своих решений не намерены.

Одновременно Государственная Дума ратифицировала Киотский протокол, бывший длительное время предметом острых дискус­сий между Россией и Евросоюзом.

Своеобразным итогом переговорного процесса стало Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС, подписан­ное на саммите в Люксембурге 27 апреля 2004 г. Тогда же был подпи­сан Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС), распространяющий действие СПС на новых государств — членов ЕС. В принятом заявлении, состоящем из 16 пунктов, содержались договоренности по наиболее спорным проблемам экономического и политического характера.

Впервые в российско-европейских дискуссиях вокруг проблемы «расширения» партнеры перешли на уровень прагматичных обсуж­дений и реального учета интересов обеих сторон. После окончания переговорного процесса Москва официально констатировала фор­мирование нового климата доверия и партнерства в отношениях с Евросоюзом.

На основе взаимоприемлемых условий была решена проблема «калининградского транзита», которая наиболее остро дискутиро­валась в российско-европейских отношениях в связи с вступлением стран Балтии в ЕС. В результате сложных переговоров по «калинин­градскому пакету» удалось найти трудное, но приемлемое решение. В его основу было положено соглашение, принятое на саммите Рос­сия — ЕС в Брюсселе в ноябре 2002 г. Оно не ставило под сомнение суверенитет России над Калининградской областью и признавало право российских граждан на свободное передвижение между раз­личными частями страны, разделенными границей Евросоюза. Раз­работанная тогда схема транзита людей между Калининградской областью и остальной территорией России была введена в действие и работает до настоящего времени.

Наконец, в дискуссиях о расширении ЕС Россия поставила вопрос о несоблюдении странами Прибалтики Копенгагенских принципов, согласно которым члены ЕС обязались выполнять международную конвенцию о ликвидации расовой дискриминации. Комитет ООН по расовой дискриминации подтвердил, что отдельные страны Балтии эту конвенцию не выполняют, нарушая гражданские права русскоязычного населения. Россия предоставила в Комиссию ЕС пакет материалов, в котором на фактическом, деполитизированном уровне, доказывались дискриминационные действия правительств Латвии и Эстонии по отношению к этническим русским группам, проживающим на их территории.

С января 2007 г. полноправными членами ЕС стали также Бол­гария и Румыния. Шестое расширение увеличило число участни­ков Европейского союза с 25 до 27 стран, а население — на 30 млн человек, ВВП - на 100 млрд евро. Итого за 2004-2007 гг. в ЕС было принято 12 стран. Этот невиданный, совершенно уникальный мас­штаб интеграции поставил точку в геополитическом разделении Европы на «западную» и «восточную». ЕС за последнее десятилетие действительно стал важнейшим автором в мировой политике, вы­ступающим от имени всей Европы. В то же время темпы и динамика расширения, столь сжатые во времени, имели оборотную сторону.

Проект Европейской конституции 2005 г. потерпел неудачу. Соответственно процессы укрепления единых европейских про­странств — экономического, правового, политического — будут проходить на разных скоростях интеграции, при которой разделе­ние стран-участниц на авангард, средний эшелон и периферию будет сохраняться.

Россия — НАТО. После террористической атаки на США 11 сен­тября, когда ведущие державы сформировали общую позицию по борьбе с международным терроризмом, со стороны НАТО неод­нократно стали звучать официальные заявления о том, что Россия больше не рассматривается в качестве потенциального противника. Из России в ответ следовали такие же заявления.

В идеологической системе формировалась установка о наличии общего врага — международных террористических сетей, действу­ющих по всему миру, и угрозы распространения ОМУ. Это понима­ние нашло выражение, в частности, в послании премьер-министра Великобритании Т. Блэра в 2002 г. Было предложено создать новый механизм взаимодействия между Россией и НАТО. Эта инициатива была поддержана рядом других лидеров Североатлантического аль­янса. Премьер-министр предложил сформировать структуру, в рам­ках которой Россия и государства НАТО на равноправной основе принимали бы решения по вопросам, представляющим взаимный интерес. Эта инициатива была поддержана Москвой. Были достиг­нуты договоренностями в рамках Совета Россия — НАТО о военной сдержанности и положениями Договора ДОВСЕ.

В 2002 г. на основе Римской декларации был создан Совет Рос­сия — НАТО (СРН), в основу деятельности которого была положена концепция общего евроатлантического пространства и понимание необходимости согласованных ответов на новые вызовы времени, прежде всего угрозы международного терроризма. Совет Россия — НАТО должен обеспечивать равноправное партнерство в вопросах безопасности.

Москва рассчитывала тогда на полное изъятие из военного планирования и политических деклараций стран — членов НАТО как прямых, так и косвенных компонентов антироссийской направ­ленности. Тем не менее логика дальнейшего расширения Альянса вызывала критическую реакцию в высших эшелонах власти РФ. На Стамбульском саммите НАТО летом 2004 г. было открыто провозг­лашено, что Альянс намерен продолжить свое продвижение на Кав­каз, в Центральную Азию, Африку, на Ближний Восток.

Серьезную озабоченность России вызывают планы США разме­щения системы ПРО на военных базах НАТО в Польше и Чехослова­кии. Правительствам этих стран были обещаны многомиллионные финансовые субсидии. В публичных выступлениях лидеры НАТО констатировали, что создание пояса американской системы ПРО направлено не против России, а в целях упреждения возможных ударов от Ирана. Это решение, принятое в нарушение всех прежних договоренностей между Россией и НАТО относительно процессов расширения, формирует опасную зону конфронтации, на этот раз в Центральной Европе.

Показательно выглядит решение Президента Франции Н. Саркози о возвращении его страны после 43-летнего перерыва в военные структуры НАТО, которое он вновь огласил в марте 2009 г.

Экономическая политика России и Европейского союза. Одним из важнейших координаторов экономических процессов выступает Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for economic cooperation and development) (сокращен­но - ОЭСР)1.

В 2000 г. ОЭСР опубликовала отчет по выполнению Российской программы, направленной на интеграцию России в мировую эко­номику. Особо отмечалось, что за 1990-е гг. ОЭСР содействовала восприятию европейского экономического опыта и стандартов Ор­ганизации в российской экономике, способствовала либерализации движения капиталов, системы налогообложения, концентрировала внимание на региональном уровне развития и социальной сфере, способствовала привлечению прямых инвестиций и развитию ста­бильного банковского сектора.

Дважды — в 1996 и 2003 г. - Россия делала попытки вступить в Организацию. Проводилась работа по расширению участия Рос­сии в рабочих органах ОЭСР в качестве наблюдателя — в частности, в Комитете по государственному регулированию и в Рабочей группе по негосударственному пенсионному страхованию. В июне 2003 г. ОЭСР повысила рейтинг России, переведя ее из пятой группы риска в четвертую. Еще одним шагом в процессе присоединения России к Соглашению ОЭСР стал совместный проект по развитию правовой базы и институциональной структуры в сфере борьбы с коррупци­ей, прежде всего по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок. В июле 2003 г. в контексте деятельности Антикоррупционной сети для стран с переходной экономикой был выдвинут масштабный «План дейс­твий по борьбе с коррупцией» для Армении, Азербайджана, Грузии, Российской Федерации, Таджикистана и Украины.

В 2003 г. была разработана Концепция общего европейского экономического пространства, которая включала рекомендации по сближению законодательств России и ЕС, регулирующих рыночную экономику, внешнюю торговлю и инвестиции. Эксперты, как со стороны РФ, так и со стороны ЕС, отдавали отчет в том, что Концеп­ция лишь позволяет использовать дифференцированный подход по ключевым аспектам взаимного сотрудничества. Но для ее реализа­ции необходим определенный переходный период, который может и затянуться.

Идея создания единого европейского пространства была осно­вана на четырех принципах - свободе передвижения товаров, ус­луг, капитала и рабочей силы. Но в силу неподготовленности обеих сторон к такому уровню интеграции, абсолютное большинство даже среднесрочных проектов в начале 2000-х гг. было ориентировано на взаимовыгодную, но ограниченную кооперацию.

Модель общего экономического пространства до настоящего времени находится на стадии экспертного анализа. Траектория дви­жения нацелена не только на создание зон свободной торговли, но, прежде всего, на сближение законодательств России и ЕС.

Уже в 2004 г. оптимистичная риторика во взаимоотношениях двух сторон заметно сократилась. В феврале 2004 г. Европейский парламент принял резолюцию, в которой констатировался разрыв между планируемыми достижениями в экономическом сотруд­ничестве Москвы и Брюсселя и реальными результатами. Низкая эффективность российско-европейского экономического сотрудни­чества объяснялась «слишком большим количеством целей иш отсутствии четких приоритетов».

Впервые был озвучен тезис о том, что ЕС в своей экономической политике «исходил из переоценки своей зависимости от российских нефти и газа и недооценки потребности России в европейских рынках». Особо стоит отметить, что в резолюции давалась рекомендация выстраивать отношения с РФ не на основе «общих ценностей-, а исходя из общих интересов. Спад оптимистических ожидании был характерен и для других документов Евросоюза. В Послании Европейской комиссии этого же года появились формулировки об «усиливающемся напряжении», «недостаточном прогрессе в целом».

Особенностью российско-европейских отношений как в политической сфере, так и в экономике является видимое различие в двусторонних и многосторонних контактах. Если отношения России с отдельными странами ЕС имеют весьма положительную динамику, как, к примеру, с Германией, Италией и Францией, то взаимодействие по линии «Москва — Брюссель» осложнено, как видим, многими обстоятельствами.

Проблема продления Соглашения о партнерстве и сотруд­ничестве между РФ и ЕС. Начиная с 2006 г., Польша стала активно выступать на уровне ЕС с предложениями «поэтапного давления» на Россию в области энергетической политики. В 2007 г. истек срок действия СПС. Одним из важных факторов, вызвавших острые дискуссии в переговорном процессе по его продлению, была припципиальная позиция польского правительства. Продление базового Соглашения между РФ и ЕС оно увязывало с необходимостью ратификации Россией Договора к Энергетической хартии. Москва, тем не менее, неоднократно давала понять своим европейским партнерам, что не пойдет на этот шаг, расценивая его как угрозу национальной безопасности.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было автомата чески продлено еще на 12 месяцев. Москва и Брюссель осознали важность заключения нового соглашения. В то же время Россия предлагает убрать детализирующие и регламентирующие статьи из СПС, которые были актуальны для середины 1990-х гг. В условиях стабильной и развивающейся российской экономики они стали рас­цениваться как слишком жесткая регламентация со стороны ЕС.

Итак, европейское направление внешней политики РФ за пос­ледние восемь лет существенно трансформировалось. Если в начале первого десятилетия XXI в. оно имело приоритетное, ключевое положение, то после 2004-2005 гг. комплекс взаимных неурегулиро­ванных проблем и претензий существенно увеличился. Ясно, что ЕС утратил как «жесткие» (финансово-кредитные, торгово-тарифные), так и «мягкие» (культурные, идейно-референтные) рычаги воздейс­твия на Россию. В настоящее время сложилась такая ситуация в рос­сийско-европейских отношениях, когда экономический прагматизм обеих сторон может выступить катализатором нового политическо­го диалога.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2472; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.196.5.163
Генерация страницы за: 3.326 сек.