Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добро как выражение гуманистической ценности социальной работы




Социальная работа относится к такому виду человеческой деятельности, целью которой является сотворение добра. По своим целям и задачам – это моральная деятельность, т.к. высшей целью социальной работы является не только «способствование решению проблем и создание условий жизнедеятельности клиента». Е. Ярская-Смирнова пишет, что социальная работа должна быть направлена на освобождение личностных резервов, обеспечение социального здоровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкурентоспособности, социальной интеграции. Высшим критерием деятельности социального работника может быть благо (добро) для клиента и общества.

Мыслители во все времена придавали большое значение раскрытию понятия добра.

В.С. Соловьев отмечал, что необходимо иметь представление о понятии добра, и это поможет обрести силы «для исполнения добра». Ложное понимание добра может привести к неправедным действиям, к ужасным поступкам. Возможность таких действий содержится и в профессиональной деятельности социальных работников. Существование добра не подвергается сомнению. Более того, идея добра, по замечанию Л.А. Попова, упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека.

В реальной практике социальной работы проявления добра настолько многогранны, что, опираясь только на нее, невозможно дать всеобъемлющее определение добра. Не вызывает сомнения, что помогать старикам – это добро, но нельзя согласиться с утверждением, что добро – это помогать старикам. Во всех формах деятельности социальных работников всегда содержится основание для вопроса: добро ли то, что я делаю? В прикладной этике невозможно дать определение понятию «добро». Этика социальной работы также не может претендовать на возможность дать всеобъемлющее определение этому понятию.

Поэтому обоснование добра и его определение являются важнейшей проблемой на всем протяжении развития теоретической этической мысли.

В истории этики были попытки определить добро с различных позиций. Исторический процесс формирования этого понятия был и процессом становления и развития самой морали. Хотя во все исторические эпохи существовали скептические утверждения о невозможности дать определение понятию «добро», параллельно с ними возникали различные трактовки этого понятия. Гедонистические и эвдемонистические учения понятие добра связывают с наслаждением и счастьем. Добро, в понимании Эпикура (гедонизм) и Аристотеля (эвдемонизм), - это получение различных удовольствий и достижения счастья.

В воззрениях утилитаристов, добро – это то, что приводит к счастью большое число людей и поэтому может быть действительно полезным (Бентам, Милль).

Религиозные мыслители утверждали, что Бог является воплощением добра. Отсюда только те действия являются добрыми, которые соответствуют воле Бога. Несмотря на различие этих подходов добро, с точки зрения разных мыслителей, выражает установку, нацеленность поведения людей на идеал, на реализацию гуманистических ценностей. Добро – это то, что приближает к идеалу, а идеал может рассматриваться как Бог, счастье, удовольствие, польза и т.п.

Если придерживаться этой позиции, то можно прийти к моральному волюнтаризму (воля-в качестве принципа бытия): сегодня для меня добро – получить удовольствие, завтра – выполнить свое обещание. (волюнтаризм – от лат воля. В философии воля – высший принцип бытия, противоположный законам бытия, утверждающим ее независимость от мира).

Как пишет А.А. Гусейнов, моральный волюнтаризм может привести к аморализму, т.к. «открытость стихии внутреннего хаоса» оборачивается потаканием склонности человека ко злу. Добро в «чистом виде» – нравственная установка, считает И.Л. Зеленкова, стратегический ориентир личности, нравственный идеал.

Реальным добро становится благодаря деятельности людей. Если статус реальности добру придают поступки людей, то добро воплощается в такой человеческой добродетели как доброта. Это качество человеческой личности особенно значимо для социального работника. А что же служит основанием доброты? Доброта требует от социального работника сознательного и добровольного следования нормам доброжелательности, уважения и любви к любому человеку, готовность прийти к нему на помощь, защитить его достоинство и его права.

Гуманизм во все времена проверялся на принципе: человек – цель или средство для достижения цели. Для гуманистов всех времен человек был единственной целью бытия. Именно человек – основное богатство. В истории этической мысли велик вклад И. Канта в развитие этико-гуманистического принципа. Сущность гуманизма выражена, как уже было сказано, в категорическом императиве (нравственном законе) И. Канта: поступай так, чтобы относиться к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели, и никогда – только как к средству. Этика социальной работы решает вопрос о соотношении цели и средств на конкретном уровне. В сущности всякий раз деятельность социального работника оценивается в единстве ее целей и средств, устанавливается соотношение или соотносительная ценность целей и средств. Цель может оправдывать средства или не оправдывать в зависимости от того, какова цель, каковы средства, каков характер их связи в данном конкретном виде деятельности. Допустимы ли вообще в качестве средств насилие, принуждение, сокрытие правды и т.д.?

Здесь невозможен однозначный ответ. Но возможна ситуация, когда информация, полученная от клиента (а мы должны не разглашать ее), свидетельствует об опасности для окружающих людей, общества, самого клиента. Поэтому однозначно утверждать, что тайна клиента должна быть сохранена в любом случае, не представляется правильным. Требуется дальнейшая содержательная конкретизация любой ситуации, ее анализ. Также можно рассуждать о применении принуждения по отношению к клиенту. Принуждение не может рассматриваться как хорошее средство в социальной работе. Однако в отдельных случаях, когда оно применяется по отношению к субъектам, поведение которых опасно для детей и пр., необходимо прибегать и к принуждению: «к принуждению можно прибегать в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон»

Это записано в «Этике социальной работы» как один из принципов. Социальным работникам нужно свести к минимуму применение правового насилия при решении вопросов клиента. Определенная релятивность (от лат. – относительность) при оценке целей и средств не произвольна и не беспредельна, она имеет свои границы. Некоторые средства, используемые в социальной работе, имеют статус безусловно обязательных: «социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах», «социальный работник не должен вступать в сексуальные отношения с клиентами ни при каких условиях»

Социальный работник – представитель особой гуманной профессии, нравственной обязанностью которого является «определять и описывать социальные потребности», «определять и описывать основу и природу индивидуальных, групповых, общинных, национальных и интернациональных социальных проблем», тем самым «вносить вклад в развитие политики и программ, направленных на улучшение жизни в обществе» (Международные этические принципы социальных работников, пункты 3.2.6., 3.2.7, 3.2.8.).

Понимание и оценка различных гуманистических ценностей отдельными социальными работниками могут не совпадать с нравственными требованиями, предъявляемыми к профессии. Социальный работник трактует проявления добра в своей деятельности с известной долей конкретности, так как имеет дело с клиентом, интересы которого и нравственный облик не всегда могут вызывать симпатию. Не менее важно и то, что профессиональная мораль «накладывается» в процессе подготовки специалиста на моральное сознание личности, уже имеющей не только представления о нравственных ценностях, но и определенный опыт нравственной жизни. Ложное понимание справедливости, добра и зла может лишить социальную работу ее нравственного смысла. В социальной работе не существует особой нравственной деятельности. Все виды деятельности социальных работников имеют нравственную сторону, которая в определенных условиях может выйти на первый план, если эту деятельность начинают оценивать как выражение профессиональной морали. Моральная сторона деятельности проявляется в единичных действиях и зависит от личностных качеств социального работника. Цели социальной работы определяются потребностями и интересами общества, их субъективность относительна. Цели социальной работы на уровне специалистов воспринимаются как мотивы их деятельности. Совокупность идеалов и ценностей, которые определяют сущность социальной работы, выступают нравственным мотивом их деятельности.

Эти ценностные установки определяют поведение специалиста только в наиболее общих для профессии чертах. В сознании отдельной личности общие черты поведения социального работника могут претерпеть некоторые изменения, обусловленные особенностями его воспитания и образования. Поэтому основой для выбора профессии, считает Г.П. Медведева, может служить призвание и своеобразные духовно-нравственные характеристики человека, будущего специалиста. Социальный работник только в том случае принесет пользу своим трудом отдельным людям, обществу, если нести добро людям соответствует его сущности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.