КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и методология социологических исследований
Структура социологического знания 3.1. Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений и научных понятий об обществе как динамично функционирующей социальной системе: 1) Знание об обществе как целостном социальном организме. Объекты изучения: а) система общественных отношений; б) содержание общественных отношений; в) механизм взаимодействия общественных отношений. 2) Взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и др.) – исследуется возможность деятельности и социального самоутверждения отдельной личности или социальной группы в каждой из сфер. 3) Знание о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Объекты изучения (исследуются их место и взаимодействие в системе экономических, социальных и политических отношений): а) классы; б) большие и малые социальные группы; в) профессиональные группы; г) демографические группы; д) этнические группы. 4) Научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии: а) положение социальных групп в системе политических отношений, прежде всего в системе власти; б) пути и способы осуществления социально-политических прав и свобод субъектами общества; в) функционирование политической системы общества. 5) Научные представления и выводы о деятельности социальных институтов (государство, право, наука, культура, семья и др.). Взаимодействуя, социальные институты обеспечивают функционирование общества. 6) Теории жизнедеятельности подсистем и отдельных элементов общества. Объекты изучения:
а) производственные коллективы; б) неформальные группы и организации; в) малые группы межличностного общения; г) отдельные личности. 3.2. В целом выделяют содержательный, целевой и масштабный подходы к структуре социологии. Первый из них связан с эмпирией, теорией и методологией; второй – с фундаментальной и прикладной социологией, а третий – с макро- и микросоциологией. 4.1. Классификация методов социологии: частнонаучные и общенаучные. Частнонаучные методы: статистические; психологические; прогностические; эмпирические; педагогические. Частнонаучные методы — это приемы,которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Общенаучные методы: наблюдение; описание; анализ; синтез; сравнение; факторный анализ; системный анализ. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.
4.2. Социологическое исследование и его виды
Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. – это первый этап. Второй этап — сбор «первичной» социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д. Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д.) информации к обработке, составление программы обработки, обработка. И, наконец, заключительный этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое. Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек. Описательноеисследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возраста, отличающиеся по стажу работы, квалификации, и т. д. Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
4.3. Программа социологического исследования
Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений. 4.3.1.Программа включает 2 раздела: методологический и методический. 1. Суть «методологического» раздела: · формулировка и обоснование социальной проблемы; · определение объекта и предмета исследования; · определение задач исследования и формулировка гипотез.
2. Суть «методического» раздела: · определение изучаемой совокупности; · характеристика методов сбора первичной информации; · последовательность применения инструментария; · программа обработки собранных данных. 4.3.2. Элементы программы. а) Объект исследования (по В.А. Ядову) – то, на что направлен процесс познания:
б) Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту (пример: объект – коллектив, предмет – состояние нравственного сознания членов коллектива) в) Направления анализа, выделяемые в зависимости от цели исследования: · теоретическое: основное внимание теоретическим и методологическим вопросам (изучение научной литературы и др.); · прикладное: постановка конкретных целей, применение типовых решений поставленных задач. г) Задачи (ступени к цели исследования): · главные (основные) – центральный вопрос исследования; · дополнительные (неосновные). д) Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и др. В ходе исследования гипотеза подтверждается или опровергается. е) Логический анализ понятий – важная часть программы исследования. В этом разделе разрабатываются методологические процедуры. Суть процедур – логическое упорядочение основных категорий-понятий (основных и неосновных).
4.4. Характеристика основных этапов социологического исследования. Составим рабочую таблицу по данному вопросу (таблица 5) Таблица 3
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |