Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и методология социологических исследований




Структура социологического знания

3.1. Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений и научных понятий об обществе как динамично функционирующей социальной системе:

1) Знание об обществе как целостном социальном организме. Объекты изучения:

а) система общественных отношений;

б) содержание общественных отношений;

в) механизм взаимодействия общественных отношений.

2) Взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и др.) – исследуется возможность деятельности и социального самоутверждения отдельной личности или социальной группы в каждой из сфер.

3) Знание о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Объекты изучения (исследуются их место и взаимодействие в системе экономических, социальных и политических отношений):

а) классы;

б) большие и малые социальные группы;

в) профессиональные группы;

г) демографические группы;

д) этнические группы.

4) Научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии:

а) положение социальных групп в системе политических отношений, прежде всего в системе власти;

б) пути и способы осуществления социально-политических прав и свобод субъектами общества;

в) функционирование политической системы общества.

5) Научные представления и выводы о деятельности социальных институтов (государство, право, наука, культура, семья и др.). Взаимодействуя, социальные институты обеспечивают функционирование общества.

6) Теории жизнедеятельности подсистем и отдельных элементов общества. Объекты изучения:

а) производственные коллективы;

б) неформальные группы и организации;

в) малые группы межличностного общения;

г) отдельные личности.

3.2. В целом выделяют содержательный, целевой и масштабный подходы к структуре социологии.

Первый из них связан с эмпирией, теорией и методологией; второй – с фундаментальной и прикладной социологией, а третий – с макро- и микросоциологией.

4.1. Классификация методов социологии: частнонаучные и общенаучные.

Частнонаучные методы: статистические; психологические; прогностические; эмпирические; педагогические.

Частнонаучные методы это приемы,которые выступа­ют следствием усвоения инновационной теорией научных до­стижений технических, естественных и гуманитарных наук.

Общенаучные методы: наблюдение; описание; анализ; синтез; сравнение; факторный анализ; системный анализ.

Общенаучные методы - это приемы, которые не охваты­вают всего научного познания, а применяются лишь на от­дельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.

 

4.2. Социологическое исследование и его виды

 

Социологическое исследование — это система логичес­ки последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных еди­ной цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумыва­ния целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. – это первый этап.

Второй этап — сбор «первичной» социологической информа­ции. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д.

Третий этап — подготовка собранной в ходе социологиче­ского исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д.) информации к обработке, составле­ние программы обработки, обработка.

И, наконец, заключительный этап — анализ обработан­ной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотаж­ное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) иссле­дование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек на­блюдений, карточек изучения документов и др. Програм­ма такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Описательноеисследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпи­рическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разно­образными характеристиками, например, трудовой коллек­тив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возрас­та, отличающиеся по стажу работы, квалификации, и т. д.

Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позво­ляет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение та­кого исследования. Если в описательном исследовании ус­танавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной при­чиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтро­лируемые и т. д.

 

4.3. Программа социологического исследования

 

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений.

4.3.1.Программа включает 2 раздела: методологический и методический.

1. Суть «методологического» раздела:

· формулировка и обоснова­ние социальной проблемы;

· определение объекта и пред­мета исследования;

· определение задач исследо­вания и формулировка гипотез.

 

2. Суть «методического» раздела:

· определение изучаемой совокупности;

· характеристика методов сбора первичной информации;

· последовательность применения инструментария;

· программа обработки собранных данных.

4.3.2. Элементы программы.

а) Объект исследования (по В.А. Ядову) – то, на что направлен процесс познания:

  • социальный процесс;
  • сфера социальной жизни;
  • трудовой коллектив;
  • определенные общественные отношения и пр.

б) Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту (пример: объект – коллектив, предмет – состояние нравственного сознания чле­нов коллектива)

в) Направления анализа, выделяемые в зависимости от цели исследования:

· теоретическое: основное внимание теоретическим и методологическим воп­росам (изучение научной литературы и др.);

· прикладное: постановка конкретных целей, применение типовых решений поставленных задач.

г) Задачи (ступени к цели исследования):

· главные (основные) – центральный вопрос исследования;

· дополнительные (неосновные).

д) Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и др. В ходе исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

е) Логический анализ понятий – важная часть программы исследования. В этом разделе разрабатываются методологические процедуры. Суть процедур – логическое упорядочение основных категорий-понятий (основных и неосновных).

 

4.4. Характеристика основных этапов социологического исследования.

Составим рабочую таблицу по данному вопросу (таблица 5)

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.