Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык как общественное явление

Антибиологисты: Язык не природное, а общественное явление.

Мысль о том, что язык не биологический организм, а общественное явление высказывали Фердинанд де Соссюр, Жозеф Вандриес, Антуан Мейе; Люлвиг Нуаре, Николай Яковлевич Марр, однако, в их воззрениях отсутствовало правильное понимание структуры общества и специфики общественных явлений [Реформатский].

Согласно теории марксизма в общественных явлениях следует различать базис, т. е. экономический строй общества на данном этапе его развития, и надстройку, а именно политические, правовые, религиозные, художественные взгляды общества и соответствующие им учреждения. Каждый базис имеет свою надстройку.

Ошибка антибиологистов заключалась в причислении языка к «идеологии» - к области надстроек и в отождествлении языка с культурой. Однако, язык не относится к надстройке, так как не является порождением данного базиса, а является средством общения человеческого коллектива, которое складывается и сохраняется в течение веков, хотя бы в это время и происходила смена базисов и соответствующих им надстроек.

Николай Яковлевич Марр и его сторонники считали классовость языка одним из своих главных положений. Однако, надстройка в классовом обществе принадлежит правящему классу, а язык принадлежит не тому или иному классу, а всему населению и обслуживает разные классы, без чего общество не могло бы существовать. Так, определенный феодальный диалект был общим для всех ступеней феодальной лестницы: «от князя до холопа», а в периоды капиталистического и социалистического развития русского общества русский язык так же хорошо обслуживал буржуазную культуру до Октябрьской революции, как он позже обслуживал социалистическую культуру русского общества. Следовательно, классовых языков не существует

Вторая ошибка языковедов состояла в отождествлении языка и культуры. Это отождествление неправильно, так как культураэто идеология, а язык к идеологии не относится. Культура в отличие от языка может быть и буржуазной и социалистической; язык, будучи средством общения, всегда общенароден, обслуживает и социалистическую, и буржуазную культуру.

Каково же отношение между языком и культурой? Национальный язык есть форма национальной культуры. Он связан с культурой и немыслим вне культуры, так же как и культура не немыслима без языка. Но язык не идеология, которая является основой культуры.

Были попытки, в частности у Николая Яковлевича Марр а, уподобить язык орудиям производства. Действительно, язык – орудие, но «орудие» в особом смысле. С орудиями производства у языка общее то, что они безразличны к надстройке и обслуживают разные классы общества, но орудия производства производят материальные блага, язык же ничего не производит и служит лишь средством общения людей. Язык – идеологическое орудие. …

Таким образом, язык нельзя причислить ни к базису, ни к надстройке, ни к орудиям производства; язык нетождествен культуре, язык не может быть классовым.

Тем не менее, язык – это общественное явление, обладающее своими специфическими чертами – будучи орудием общения, он является и средством обмена мыслями. В вопросе о соотношении языка и мышл е ния существуют 3 тенденции: 1) отрыв языка от мышления и мышления от языка; 2) отождествление языка и мышления; 3) признание тесной взаимосвязи языка и мышления.

Язык, как коллективное достояние, складывается и существует веками. Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышление – это «вещь для себя».

Если мышление не может обойтись без языка, то и язык без мышления невозможен. Мы говорим и пишем, думая и стараемся точнее и яснее изложить свои мысли (в языке) языковыми средствами.

Когда мы думаем и желаем передать кому-то то, что осознали, мы облекаем мысли в форму языка. Таким образом, мысли и рождаются на базе языка и закрепляются в нем. Однако это вовсе не означает, что язык и мышление представляют тождество.

Законы мышления изучает логика. Логика различает понятия с их признаками, суждения с их членами и умозаключения с их формами. Значимые единицы языка другие: морфемы, слова, предложения, что не совпадает с указанным логическим делением.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Язык, речь и речевая деятельность. Сущность и функции языка с точки зрения различных лингвистических школ и парадигм | Язык, речь и речевая деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.