Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Стратегическое планирование фирмы




Стратегические решения, предопределяющие приоритеты деятельности компании на относительно долгую перспективу — наиболее ответственны. В отличие от операционных ошибок, которые обычно легко исправить, стратегические могут привести к очень существенным, часто непоправимым последствиям. Менеджмент вынужден затрачивать значительные усилия для сбора и анализа информации, определения множества альтернатив, а также их проверки на жизнеспособность и привлекательность.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений руководства, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Надлежащее стратегическое планирование будет оказывать содействие развитию компании и росту стоимости акций

Процесс планирования – не прерывный процесс, его цель заключается в ежегодном формальном пересмотре и продлении плана. В рамках процесс должны быть обеспечены возможности формального пересмотра плана, так же распространение и официальное обсуждение стратегических директив позволяющих операционным подразделениям корпорации составляет свои планы.

Сам процесс стратегического планирования включает четыре этапа:

- разработка общих целей;

- определение конкретных, детализированных целей и задач, сравнительно за короткий период времени (2, 5, 10 лет);

- определение путей и средств их достижения;

- контроль за достижением определенных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Следует отметить, что процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведение и изменения в организации в достаточной мере. Можно выделить четыре основные вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся:

- распределение ресурсов – ограниченных организационных ресурсов (фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт);

- адаптация к внешней среде – охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением;

- внутренняя координация – включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

- организационное стратегическое прогнозирование – деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров.

Состав и содержание стратегических планов фирмы. Функциональная подсистема системы стратегического менеджмента состоит из следующих компонентов: стратегический маркетинг, разработка стратегических планов, оперативное управление реализацией стратегических планов фирмы. Одним из основных факторов качества планов является степень соблюдения при планировании научных подходов к менеджменту, и принципов планирования. Если плановые показатели не будут достаточно обоснованными, то, как бы мы хорошо ни работали на последующих этапах, результат будет неудовлетворительным. Основные плановые показатели функционирования и развития фирмы формируются на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы: что производить, с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта в сфере его потребления, для кого производить, по какой цене, в каком количестве, кому производить, в какие сроки. На стадии стратегического маркетинга должны быть разработаны нормативы конкурентоспособности товаров и фирмы в целом, учитывающие использование имеющихся и стратегических конкурентных преимуществ фирмы, стратегические параметры товарных рынков, базирующиеся на дереве показателей эффективности будущих товаров, дереве показателей конкурентоспособности фирмы.

Предлагается разрабатывать систему стратегических планов фирмы, состоящую из планов двух уровней:

1. Стратегия фирмы на период

2. Стратегические планы, раскрывающие стратегию фирмы и обеспечивающие достижение стратегических целей фирмы на тот же период (разделы "Стратегии фирмы").

Горизонт стратегического планирования определяется сложностью и обновляемостью выпускаемой продукции, возрастом фирмы, ее особенностями. Например, в электронной промышленности стратегия фирмы может разрабатываться на 2-3 года, машиностроении - на 3-5 лет, добывающих отраслях - на 5 и более лет.

Состав "Стратегии фирмы" как комплексного планового документа предлагается следующий:

1. Оглавление

2. Предисловие (исполнительное резюме)

3. Описание фирмы

4. Стратегия маркетинга

5. Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы

6. Стратегия обновления выпускаемой продукции

7. Стратегия развития производства

8. Стратегия обеспечения производства

9. Стратегический финансовый план фирмы

10. Стратегия международной деятельности фирмы

11. Стратегия развития системы менеджмента

12. Организация реализации стратегии фирмы

13. Приложения.

В разделе " Описание фирмы " должны быть раскрыты следующие вопросы: цели фирмы; организационно-правовая форма фирмы; особенности Устава фирмы; связи с внешней средой, авторитетными партнерами, компаниями; организационная структура фирмы; характеристика выпускаемых товаров, их конкурентоспособность на конкретных рынках; технико-экономические показатели деятельности фирмы за прошлый период и на будущее и другие сведения, не представляющие коммерческую тайну.

В разделе " Стратегия маркетинга " должны быть разработаны и освещены следующие вопросы: концепция стратегического маркетинга, применяемого фирмой; функции и задачи отдела маркетинга; технология и результаты стратегической сегментации рынка; стратегия ценообразования, прогнозы цен на товары фирмы; стратегии охвата рынков; стратегии разработки новых товаров; выбор ресурсной стратегии; выбор методов и способов распространения товаров; стратегии стимулирования сбыта товаров; выбор стратегии рекламы товара; выбор стратегии развития фирмы на перспективу; нормативы конкурентоспособности товаров.

В разделе " Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы" должно быть описание следующих вопросов: анализ факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы; анализ состояния техники, технологии, организации, кадров, системы менеджмента фирмы; анализ раздела "Стратегия маркетинга"; выявление конкурентных преимуществ фирмы; выбор и обоснование стратегических факторов конкурентного преимущества фирмы; адаптация стратегических факторов преимущества к стратегии фирмы.

В разделе " Стратегия обновления выпускаемой продукции " должно быть описание следующих вопросов: результаты экспертизы раздела "Стратегия маркетинга"; построение дерева эффективности товаров фирмы; стратегия повышения качества товаров; стратегия ресурсосбережения на фирме; прогноз показателей конкурентоспособности товаров фирмы и основных конкурентов; описание научных подходов, систем, принципов, методов, технологий, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции; технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, их согласование.

В разделе " Стратегия развития производства " должно быть описание следующих вопросов: анализ организационно-технического уровня производства; анализ социального развития коллектива; анализ деятельности фирмы в области охраны окружающей природной среды; анализ стратегий развития производства; анализ организационной структуры фирмы; анализ параметров "входа" системы и ее "выхода"; прогнозирование перечисленных аспектов стратегии развития производства; технико-экономическое обоснование прогнозов; согласование "Стратегии развития производства".

В разделе " Стратегия обеспечения производства " должны быть освещены следующие вопросы: анализ качества методического, информационного, ресурсного, правового обеспечения производства (анализ качества "Обеспечивающей подсистемы" системы менеджмента фирмы) и выявление узких мест в качестве компонентов "Обеспечивающей подсистемы", организации обеспечения производства всем необходимым; налаживание оптимальных связей с поставщиками ресурсов, информации, документов; выявление новых требований производства к "входу" системы; разработка новой стратегии обеспечения производства нормативно-методическими документами, всеми видами ресурсов, информацией; технико-экономическое обоснование и согласование мероприятий по реализации новой "Стратегии обеспечения производства".

В разделе "Стратегический финансовый план фирмы" должно быть описание следующих вопросов: экономические показатели (цена, рентабельность, эффективность) конкретных товаров на конкретных рынках; экономические показатели функционирования фирмы (объем продаж, прибыль, показатели использования различных видов ресурсов, общие экономические показатели, устойчивость фирмы и др.); прогноз изменения финансовых показателей по товарам, рынкам, фирме в целом; обоснование и согласование "Стратегического финансового плана фирмы".

В разделе " Стратегия международной деятельности фирмы " должно быть описание следующих вопросов: стратегические цели экспортера; стратегические цели импортера; прогнозирование и выбор стратегии международной деятельности фирмы; обоснование и согласование "Стратегии международной деятельности фирмы".

В разделе " Стратегия развития системы менеджмента " должно быть описание следующих вопросов: анализ качества и эффективности функционирования системы менеджмента фирмы за прошлые годы (желательно не менее, чем за 5 лет); выявление узких мест в структуре, содержании и взаимосвязях компонентов системы менеджмента фирмы; обоснование и согласование "Стратегии развития системы менеджмента".

В разделе " Организация реализации стратегии фирмы " должно быть описание следующих вопросов: анализ действующей организации реализации стратегии фирмы за прошлые 5 лет; выявление узких мест в организации процессов (прежде всего, в части выполнения принципов параллельности, непрерывности, прямоточности, пропорциональности, ритмичности частичных процессов), контроле и учете выполнения стратегических планов, системы мотивации, регулирования; обоснование и согласование раздела "Организация реализации стратегии фирмы".

В "Приложения" к "Стратегии фирмы" рекомендуется включать следующие материалы; характеристика конкурентов (более подробная, чем в разделе "Стратегия маркетинга"); инструкции, методики, стандарты, описания технологий, программы и другие вспомогательные материалы; исходные данные для расчетов; пояснительные записки и др. материалы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.