Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора социологической информации




Социологический опрос — это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий пись­менное или устное обращение к группе лиц, называемых рес­пондентами. Опросы, проводимые в письменной форме, называются анке­тированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, га­зету или журнал). Опросы, проводимые в устной форме, называются интер­вьюированием. Главное различие между анкетным опросом и со­циологическим интервью состоит в форме контакта исследова­теля и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании — путем непосред­ственного общения. Интервью имеет определенное преимуще­ство: если респондент затрудняется с ответом, он может обра­титься за помощью к интервьюеру. Социологическое интервью может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивиду­альным и групповым, о днократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают три вида интервью: стандар­тизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фо­кусированное (менее формализованное интервью, цель которо­го — сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

Социологическое наблюдение — это метод сбора первич­ных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются иссле­дователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самы­ми различными; записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др. В социологии различают включенное и невключенное наблю­дение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непос­редственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называ­ется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Как правило, метод наблюдения в конкретных социологичес­ких исследованиях применяется в сочетании с другими способа­ми сбора фактического материала.

Документальный метод — это способ получения социоло­гической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, свя­занного с количественным подходом к изучению документаль­ных источников. Последний получил название контент-анализа. Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях:

- когда требуется высокая степень точности или объектив­ности анализа;

- при изучении больших массивов документов (прессы, за­писей радио- и телепередач и т.д.);

- при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.