Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и разновидности культуры




В социологии культура рассматривается как сложное образо­вание, которое можно структурировать по самым различным ос­нованиям. Существенной представляется классификация культу­ры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэта­ми, композиторами, живописцами и ориентирована на избран­ный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусство и полу­чает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере по­вышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, пес­ни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое — все, что принято называть фольклором. Можно выделить две ха­рактерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, посколь­ку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых технологий массовой ком­муникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой куль­туры — компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные те­левизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужа­сов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превраща­ется в особый вид бизнеса. Она модифицируется с учетом спе­цифических характеристик различных социальных групп, стано­вится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще применяется механизм статусного потребления, когда при­обретение той или иной вещи диктуется в первую очередь сооб­ражениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выде­ляют ряд ее разновидностей по отдельным социальным груп­пам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура — это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и цен­ностей, образующих его культурную основу. Без такой общепри­нятой системы культурных норм и ценностей не может нормаль­но функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систему ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культур­ная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культур­ные комплексы, возникающие в рамках культуры всего обще­ства.

Субкультура — это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающа­яся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это — своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессио­нальные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты (металлисты, брэйк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т.д.). Меньшее распространение в нашей стране получили группы, занятые общественно-полез­ной деятельностью — охраной памятников, защитой окружаю­щей среды и др. Существуют также группы, связанные с аль­тернативным творчеством, поисками новых форм образа жизни (религиозные братства, непризнанные писатели, музы­канты и др.).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движения протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

Особенно характерным проявлением контркультуры движение хиппи в 60—70-х гг. XX в. на Западе. Это движение труд объявляло нежелательным, семью — ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм — ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ — недостойностью Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценное общества, то контркультура означает неприятие этих ценное и поиск альтернативных форм жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.