Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение - это желание продавцов (предприятий, предпринимателей) продать товары, ресурсы на рынке




Плетенкина Нина Геннадьевна

 

 

Экономика в отрасли связи

Курс лекций

для студентов специальностей

2-45 01 02 – Системы радиосвязи,

радиовещания и телевидения

2-45 01 03 – Сети телекоммуникаций

2-45 01 04 – Почтовая связь

Часть 2

 

Редактор Вердыш Н. В.

 

 

Подписано к печати ______________

Формат ___________

Усл. печ. л. ______ Усл.-изд.л._____

Тираж ________Экз. заказ ________

 

Высший государственный колледж связи

Витебский филиал

201604, г. Витебск, ул. Ильинского, 45

 

Объем предложения - это количество товара, которое все продавцы в состоянии реализовать на рынке по данной цене; чем больше цена товара на рынке, тем продавцу выгоднее увеличивать выпуск продукции и поставку ее на рынок. Зависимость между ценой и предложением получила название «Закона предложения». Эта кривая отражает зависимость предложения от цены:

 
 

 

 


Рисунок 2.2 – Кривая «Закона предложения»

На рынке действует экономический закон цен. Если объем предложения меньше объема спроса, то недостаток предложения приведет к увеличению цены. Если объем предложения превышает спрос, цены снижаются. Постепенно на данный вид продукции устанавливается равновесная рыночная цена, которая устраивает и продавцов, и покупателей. В результате цена способствует устранению излишков и дефицита товаров, услуг на рынке;

- распределительная функция - через цену регулируется распределение ресурсов между отраслями и сферами производства.

Если спрос на товар выше предложения, то цена на товар повышается, и производители товара могут иметь дополнительную прибыль. Это будет привлекать в отрасль, производящую прибыльный товар, других производителей и дополнительные ресурсы из тех отраслей, где прибыль ниже.

Затем рынок насыщается данными товарами, цены и прибыль на них падают, а ресурсы перетекают в другие, более прибыльные, отрасли. Это и есть механизм регулирования пропорции произ­водства, действующий через закон цен;

- информационная функция - проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности и издержках производства;

- стимулирующая функция - проявляется в экономической заинтересованности предприятий.

Производитель товара вынужден продавать свой товар по установившейся рыночной цене. Если себестоимость данного товара гораздо меньше в сравнении с рыночной ценой, то производитель может получить дополнительную прибыль. Если же себестоимость данного товара приближается к рыночной цене или даже превышает ее, то производитель либо получит малую прибыль, либо потерпит убыток.

Вот почему производитель заинтересован в снижении издержек производства путем повышения производительности труда, развитии инновационной деятельности. Кроме того, в развитой рыночной экономике высокая конкуренция вынуждает производителя не только снижать себестоимость, но одновременно повышать качество, дизайн, сервисное обслуживание;

- функция обеспечения доходности производителя - предприятие стремится установить такую цену на свою продукцию, при которой можно получить максимально возможный доход и прибыль при оптимальном выпуске продукции.

Основой формирования цены является не только себестоимость данного товара, но и оптимальная прибыль, позволяющая предприятию осуществлять расширение производства и материальное стимулирование собственника и трудового коллектива.

 

2.2 ЗАДАЧИ И ПОЛИТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

Мы рассмотрели, как цена воздействует на регулирование рынка через механизм действия закона стоимости и закона цен. Производители товаров, работ, услуг могут заниматься процессом установления цен при обязательном условии знания этих рыночных процессов. Однако только такое стихийное изменение цен исключительно под воздействием спроса и предложения практически нигде не сохранилось. Ценообразование в любом государстве является не только функцией производителей, но и органов государственного управления.

Согласно законодательству, ценообразование - это процесс по установлению, регулированию цен и контролю соблюдения ценового законодательства со стороны юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей, органов государственного управления.

В Республике Беларусь процесс ценообразования регулируется Законом «О ценообразовании», Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов» и другими законодательными и нормативными актами.

Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:

- сочетание свободных и регулируемых цен;

- разграничение полномочий производителей продукции и государственных органов управления по установлению и регулированию цен;

- установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем производителям покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль соблюдения действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

Поясним эти принципы. Свободная цена - это цена, устанавливаемая самим производителем под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Однако применение только свободных цен, как было сказано выше, приводит к стихийности рынка. Для большей равномерности рыночных процессов и социальной защищенности граждан применяется регулирование цен, то есть воздействие на процесс установления и применения цен со стороны государственных органов. Регулируемая цена - это цена, устанавливаемая государственными органами, или определяемая самим производителем, но с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Фиксированная цена - это цена, устанавливаемая в твердо выраженной денежной величине.

Предельная цена - это цена, величина которой ограничена верхним или нижним пределами.

Фиксированные цены устанавливаются на социально значимые товары, работы, услуги в целях доступности покупателям.

Предельные цены с верхним пределом устанавливаются, как правило, с помощью предельного норматива рентабельности для определения суммы прибыли, включаемой в цену.

Например, себестоимость единицы продукции составляет 5 тыс. руб., а предельный норматив рентабельности, установленный государственными органами, 30%. Тогда цена составит:

Ц = 5 + 5 * 0,3 = 6,5 тыс. руб.

Но могут устанавливаться и предельные цены, имеющие нижний предел. В настоящее время Постановлением министерства экономики от 29.03.2000г. утверждены предельные минимальные цены поставки товаров на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья. Ниже этой цены экспортеры не имеют права продавать товар за границу. Это сделано в целях защиты производителя товара и обеспечения ему безубыточности.

Регулирование осуществляется также и декларированием цен. При формировании отпускных цен и тарифов предприятие обязательно составляет плановую калькуляцию с расшифровкой статей затрат. Отпускные цены, утвержденные руководителем предприятия, помещаются в прейскуранты, согласовываются с по­купателями в протоколах согласования цен, договорах на поставку продукции. Информация об уровне отпускных цен направляется в органы ценообразования. Таким образом, государство осуществляет контроль над необоснованным завышением цен.

Принцип разграничения полномочий заключается в том, что государство устанавливает лишь минимальное количество цен, в основном этим занимаются сами производители продукции. Государственные же органы ценообразования ставят перед собой задачу регулирования и контроля.

О необходимости регулирования и контроля цен со стороны государства говорит опыт многих стран. Так, в США государством регулируется от 5 до 10% цен, в Японии - до 20% потребительских цен. Во Франции прямым регулированием охвачены цены на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги и другие товары и услуги монопольных производителей. В Австрии регулируется около 10% цен.

В Швеции постоянно ведется контроль движения уровня цен в стране, учитывается динамика инфляции, степень конкуренции, социальная значимость товаров и услуг. При обострении инфляции контроль над ценами ужесточается. В 1973–1974 г.г. и 1980–1981 г.г., когда инфляция составляла соответственно 12-14 и 10%, госконтролю подвергались все цены, особенно на товары из импортного сырья и компонентов.

Однако регламентация цен, осуществляемая в странах с развитой экономикой, основана на высокой степени конкуренции. Жесткая политика регулирования относится, как правило, лишь к монопольным корпорациям, например, к сфере инфраструктуры и другим базовым отраслям экономики. Методы жесткого регулирования не относятся к банкам, страховым компаниям, государственным и смешанным предприятиям в области нефтедобычи и нефтепереработки.

В Республике Беларусь пока наблюдается жесткое государственное регулирование цен и многочисленные ограничения в области ценообразования. Они не способствуют развитию действительно рыночных отношений, ставят в тяжелое положение промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг и т. д. Многие цены не обеспечивают производителям покрытие затрат на производство. Цены не работают должным образом на экономику, не содействуют ее стабилизации. Будем надеяться, что с развитием рыночной экономики, конкуренции государственные органы будут сокращать область регулируемых цен и функции цены заработают в полную силу.

 

2.3 ТАРИФЫ НА УСЛУГИ СВЯЗИ, ОСНОВА ИХ ПОСТРОЕНИЯ. ВИДЫ ТАРИФОВ

 

Тарифы являются разновидностью цен и устанавливаются на продукцию, не имеющую вещественной формы, а представляющую собой услуги: транспортные, услуги отрасли энергетики, бытовые услуги, услуги связи. Другими словами, тариф - это денежное вы­ражение стоимости платной услуги.

Тариф, как и цена на промышленную продукцию, строится так, чтобы возместить предприятию текущие затраты на производство услуги и обеспечить необходимый размер прибыли для собственника, развития материально - технической базы и поощрения работников. Кроме того, в состав тарифа должны быть включены косвенные налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством.

Можно записать символическое выражение тарифа на услугу связи:

 

Т = С + П + 0, (2.1)

 

где Т - тариф на услугу связи, руб.;

С - себестоимость производства данной услуги, руб.;

П - прибыль, заложенная в тариф, руб.;

О - отчисления в бюджет в виде косвенных налогов и сборов, руб.

В себестоимость услуги включаются все затраты по предоставлению услуги: затраты на оплату труда, материальные затраты, амортизационные отчисления, прочие производственные и хозяйственные расходы. Состав себестоимости подробно изучался в части 2 данного учебного пособия. Однако, в отличие от цены на промышленную продукцию, в составе себестоимости услуги отсутствуют затраты на сырье. Кроме того, если промышленное предприятие включает в себестоимость только стоимость ресурсов, затраченных им самим, то в тариф на услугу связи включаются затраты на передачу сообщения на всех этапах: исходящем, входящем, транзитном, даже если эти этапы обслуживают разные предприятия. Тариф же предъявляется к оплате клиенту только на исходящем этапе, и доходы от предоставления данной услуги принадлежат исходящему предприятию.

Сумма прибыли, входящая в состав тарифа, должна устанавливаться исходя из принципа обеспечения доходности предприятия. При этом надо ориентироваться на плановый или рекомендуемый органами ценообразования уровень рентабельности:

 

П

R = ----- * 100, (2.2)

С

 

где R – уровень рентабельности, %;

П – прибыль в составе тарифа, руб.;

С – себестоимость услуги, руб.

Отсюда можно рассчитать сумму прибыли в составе тарифа:

 

С * R

П = ----------- (2.3)

 

Уровень рентабельности не должен быть единым для всех видов тарифов и всех групп потребителей. Его дифференцируют в зависимости от потребительской ценности и социальной значимости услуги. Дня населения целесообразно устанавливать минимальный уровень рентабельности, при установлении свободных договорных тарифов - повышенный уровень.

В состав тарифа, как было сказано выше, включаются также косвенные налоги и сборы. Налоговое законодательство очень динамично, и состав таких нало­гов периодически меняется. Следует только отметить, что постоянным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, которым облагаются обороты по реализации услуг связи. Однако надо помнить, что этот налог не включается в тарифы на услуги связи, предоставляемые населению.

Для усвоения принципа формирования тарифа на услугу связи в таблице 2.1 представлен расчет свободного тарифа с включением в него налогов, действующих на момент составления данного учебного пособия.

 

Таблица 2.1 – Формирование свободного тарифа на услугу связи (цифры

условные)

 

Наименование показателей Алгоритм Расчет Сумма, руб.
       
1 Полная себестоимость услуги 2 Прибыль, включенная в цену (уровень рентабельности услуги составляет 100%) 3 Целевой сбор в местный бюджетный жилищно-инвес-тиционный фонд и целевой сбор на финансирование   стр.1. * 100   (стр.1+стр.2) * S 100 – S   1000 * 100   (1000+1000) * 1,15 100 – 1,15      

 

 

Продолжение таблицы 2.1  
       
расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда      
4. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожный фонд (стр.1+стр.2+стр.3)*S 100 – S (1000+1000+23) *3 100 – 3  
5. Тариф без учета налога на добавленную стоимость (НДС) стр.1 + стр.2 + + стр.3 + стр.4   1000 + 1000 + + 23 + 63    
6. НДС стр.5 * S 2086 * 18  
7. Тариф с учетом НДС   стр.5 + стр. 6   2086 + 375  

 

Далее приведена классификация тарифов.

В зависимости от вида потребителей тарифы подразделяются наследующие группы:

- тарифы на услуги связи, оказываемые предприятиям, учре­ждениям, организациям;

- тарифы на услуги связи, оказываемые населению.

Тарифы для населения устанавливаются гораздо ниже тарифов для юридических лиц с целью социальной защиты населения. Такая составляющая, как себестоимость, одинакова для всех категорий потребителей, так как, кому бы ни предоставлялась услуга, предприятие связи несет одинаковые затраты. А вот уровень рентабельности тарифа для юридических лиц гораздо выше, чем для населения. Кроме того, как сказано выше, в тарифы для населения не включается НДС. Для некоторых категорий населения тариф может устанавливаться даже ниже себестоимости, а иногда услуга предоставляется бесплатно.

В зависимости от степени регулирования тарифов государственными органами ценообразования тарифы подразделяются на регулируемые и свободные (договорные).

В основном тарифы являются регулируемыми. Их разрабатывает Министерство связи и согласовывает с Министерством экономики. В основу регулируемого тарифа кладется среднеотраслевая себестоимость услуги, величина которой зависит от различных факторов. Тарифы на пересылку посылок и бандеролей устанавливаются в зависимости от их веса и объявленной ценности; та­рифы на передачу телеграмм - от расстояния; тарифы на между­городные телефонные разговоры - от расстояния; абонентская плата за телефон - от вида аппарата: основной, дополнительный, спаренный, коллективный, индивидуальный.

Тариф устанавливается на единицу услуги. Например, в телеграфной связи - за каждое слово в телеграмме; в междугородной телефонной связи - за каждую минуту разговора; в городской телефонной связи - за один аппарат и за каждую минуту разговора; в почтовой связи - за единицу веса посылки, бандероли или письма с объявленной ценностью.

Кроме среднеотраслевой себестоимости, в регулируемый тариф включена прибыль, величина которой регулируется органами ценообразования по той причине, что предприятия связи являются естественными монополиями в сфере услуг связи. Верхний предел уровня рентабельности не должен превышать установленной величины.

Например, если предельный уровень рентабельности составляет 30%, а себестоимость услуги - 200 руб., то в тариф включается прибыль в размере 60 руб.: (200 * 30 /100).

Регулируемые тарифы публикуются в прейскурантах и меняются централизованным порядком - Министерством связи. Изменения вызваны тем, что меняется величина затрат на производство услуги: повышаются тарифы на электроэнергию, транспортные перевозки, топливные ресурсы, повышается размер минимальной заработной платы, и. как правило, меняются ставки и оклады работников. Рост тарифов является следствием роста цен на промышленные и трудовые ресурсы, поэтому тарифы связи повышаются позже промышленных цен.

Большинство тарифов в отрасли связи - регулируемые. Однако на некоторые виды услуг разрешено устанавливать свободные тарифы, которые формирует само предприятие связи. Прибыль в составе свободного тарифа не ограничивается предельной величиной, а устанавливается исходя из конъюнктуры рынка, значимости услуги, ее востребованности, современности. Величина свободного тарифа устанавливается по договору с клиентом и носит название договорного тарифа. Такие тарифы устанавливаются, например, на экспедирование периодических изданий; продажа акций различных акционерных обществ; оплата каналов ТВ и звукового вещания за передачу коммерческих программ.

В зависимости от того, как тариф соответствует действительной стоимости услуги, тарифы делятся на четыре группы:

- общие (обычные) - устанавливаются на основе действительной стоимости услуги, являются наиболее распространенными и охватывают все виды платных услуг связи. Принципы их образования раскрыты выше;

- повышенные (срочные) - устанавливаются выше, чем общие тарифы на одноименные услуги.

Величина себестоимости в общих и повышенных тарифах одинакова, однако величина прибыли в повышенных тарифах выше из-за улучшенных качественных свойств: ускоренной передачи сообщения, внеочередного предоставления услуги. Например, тариф на передачу срочной телеграммы в 3 раза выше обычной; тариф на установку телефона вне очереди в несколько раз выше обычного;

- льготные (пониженные) - устанавливаются ниже общих тарифов.

Разрешается применять пониженные тарифы на местные пе­реводы с оплатой за приватизацию жилья, отправляемые населе­нием в адрес исполкома Совета депутатов; временная установка телефонного аппарата на ограниченный срок оплачивается со зна­чительной скидкой.

Установка телефонного аппарата по льготному тарифу произ­водится для следующих категорий населения: участников войн, семей погибших в Афганистане, инвалидов труда 2-ой группы, узни­ков концлагерей и др.

Для некоторых категорий населения вообще устанавливаются бесплатные услуги. Например, установка телефонного аппарата у инвалидов 1-ой группы, участников Великой отечественной войны, достигших 70-летнего возраста; пересылка простых писем и кар­точек военнослужащими срочной службы; пересылка бандеролей с книгами, магнитофонными записями для слепых.

Цель установления льготных тарифов - социальная защита населения, повышение доступности услуг связи для социально уязвимых категорий потребителей. Компенсация предприятию связи убытков, связанных с применением льготных тарифов, осуществляется из отраслевого инновационного фонда;

- тарифы на дополнительные услуги связи - такие услуги устанавливаются с целью улучшения потребительских свойств основной услуги связи.

 

2.4 ВЫРУЧКА ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ

Выручка предприятия связи представляет собой общую величину доходов, полученных предприятием от реализации продукции, работ, услуг. Выручка складывается из доходов от основной деятельности и доходов не основной деятельности.

Доходы основной деятельности - это сумма денежных средств, начисленная за весь объем реализованных потребителям услуг связи по действующим тарифам и договорам.

Доходы от услуг связи являются важнейшим источником средств предприятия, покрытия текущих затрат на производство и получения прибыли.

Ниже приведена классификация статей доходов по подотраслям связи.

Почтовая связь - включаются доходы за прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств, периодических изданий:

- за проданные знаки почтовой оплаты и письменную корреспонденцию - за реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, почтовых карточек, поздравительных открыток; пересылку почтовых карточек простых, заказных; писем и бандеролей простых, заказных, ценных; мелких пакетов специальных мешков «М»; уведомлений;

- за денежные переводы,

- за выплату пенсий и пособий по ведомостям органов социальной защиты населения;

- за пересылку посылок;

- за распространение, пересыпку, экспедирование, доставку периодических изданий по подписке;

- за отправления «- доходы за пересылку отправлений международной ускоренной почты (МУП);

- за пересылку внутренних отправлений «Экспресс»;

- прочие доходы: за доставку на дом ценных писем, бандеролей, факсимильных сообщений, посылок; за досылку и возвращение почтовых отправлений; за переадресование выписанных подписчиками газет, журналов и другие услуги;

- за дополнительные услуги: упаковка и оформление почтовых сообщений; хранение посылок, бандеролей; наведение справки об адресе получателя; предоставление в пользование абонементных ящиков, посылочных ящиков из полиэтилена; написание адресов; оказание услуг почтовой связи на дому и др.

Телеграфная связь - включаются доходы за передачу и доставку телеграмм, за переговоры по абонентскому телеграфу, аренду телеграфных каналов:

- за телеграммы: доходы за передачу всех видов телеграмм, за переводные телеграммы банков; уведомление о вручении телеграмм; за доставку телеграмм; за дополнительные услуги: прием телеграмм по телефону, справка в адресном бюро об адресе абонента, досылка телеграммы по другому адресу;

- за абонентское телеграфирование: Доходы за абонентскую и поразговорную плату; установка и перестановка у абонентов оконечного телеграфного оборудования; услуги междуна­родной станции «Телекс»;

- плата за аренду телеграфных каналов по договорам.

Передача данных и телематические службы.

- плата за услуги сети ПД с коммутацией пакетов (БелПак);

- плата за услуги сети электронной почты;

- плата за подключение абонентов к информационным ресурсам сети ИНТЕРНЕТ и плата за время работы в сети;

- от факсимильной связи - доходы, полученные на пунктах коллективного пользования «Факс»; за предоставление потребителям, не имеющим собственных средств факсимильной связи, услуг по передаче факсимильных сообщений;

- плата от издательств газет за передачу газетных полос по каналам междугородной связи.

Междугородная телефонная связь.

- за междугородные телефонные разговоры;

- за дополнительные услуги: извещение абонента о разговоре по заказу с уведомлением; вызов к телефону определенного лица; справка о номере телефона в другом городе; разговор за абонента и др.;

- плата за пользование междугородными таксофонами, доходы от реализации магнитных карточек и жетонов;

- за предоставление каналов в аренду.

Городская телефонная связь.

- от абонементной платы за пользование телефоном;

- плата за соединительные линии ведомственных телефонных станций;

- повременная плата за разовый разговор по телефону;

- плата за установку и перестановку телефонных аппаратов;

- доходы от городских таксофонов, от реализации таксофонных карточек и жетонов;

- от абонентов НЦС;

- прочие доходы: плата за подключение устройств охранной сигнализации; плата за регистрацию и подключение телефона с определителем номера. Телефакса, Модема; за ремонт телефонных аппаратов и др.;

- за дополнительные услуги: установка безобрывной розетки, замена обычного шнура на удлиненный; услуги справочно-информационных служб; дополнительные услуги, предос­тавляемые электронными АТС и др.

Сельская телефонная связь - включаются доходы за обеспечение телефонных разговоров в сельской местности, включая райцентры.

Радиофикация - включаются доходы в виде абонементной платы за пользование радиоточками, за пользование громкоговорителями уличной радиофикации; за установку и перестановку радио­точек; дополнительные услуги: замена розетки, вызов электро­монтера для восстановления повреждения радиосети и др.

Радиосвязь - включаются доходы за использование техниче­ских средств и каналов радиосвязи; за услуги системы УКВ радио­телефонной связи с подвижными абонентами.

Радиовещание - доходы за использование технических средств радиовещания.

Телевидение - доходы за использование технических средств телевидения.

После рассмотрения всех видов доходов можно условно подраз­делить их на две группы:

- доходы от исходящего платного обмена: посылок, писем, бандеролей, разговоров, телеграмм и др.;

- доходы от предоставления потребителям в пользование технических устройств связи.

Планирование доходов от исходящего платного обмена осуществляется на основании величины доходов в текущем году и прогнозируемого темпа роста доходов в планируемом году:

 

ДПЛ = ДТЕК * IД / 100, (2.4)

 

где ДПЛ – доходы в планируемом году, руб.;

ДТЕК – доходы в текущем году, руб.;

IД – планируемый темп роста доходов, %.

 

Пример 2.1

Доходы от абонентской платы за пользование городской телефонной связью в текущем году составили 600 млн. руб. Планируемый темп роста – 105%.

Тогда доходы в планируемом году составят:

ДПЛ = 600 * 105 / 100 = 630 тыс. руб.

Доходы от предоставления абонентам технических устройств в пользование планируются по формуле

 

ДПЛ = n ПЛ * Т, (2.5)

 

где nПЛ – планируемое количество технических устройств, ед.;

Т – тариф за единицу, руб.

Доходы, получаемые от предоставления в пользование междугородных телефонных и телеграфных каналов, каналов телевизионного и звукового вещания зависят от протяженности и времени действия каналов и арендной платы за 1 канало-час. Доходы за пользование телефонными аппаратами, радиоточками, факсами зависят от числа оконечных устройств и помесячной абонентской платы. (Кроме того, за пользование телефонами и факсами уплачивается повременная оплата, такие доходы планируются по методике, описанной выше). Доходы от установок и перестановок оконечных устройств зависят от их числа и установочной платы. Доходы в виде почасовой оплаты средств радиосвязи, радиовещания и телевидения зависят от планируемого времени работы радиоприемных и приемных устройств, мощности передатчиков и установленного тарифа.

Например, на городской телефонной сети прогнозируется 12000 абонентов – граждан. Помесячная абонентская плата составляет 1300 руб. Тогда планируемая на квартал величина доходов от данной категории потребителей составит:

Дпл = 1300 * 12000 * 3 = 46 800 000 тыс. руб.

Поскольку тарифы на одни и те же технические устройства дифференцируются по разным категориям потребителей, то и до­ходы планируются в разрезе каждой категории.

В таблице 2.2 приведен пример планирования доходов на 1 квартал. В данной таблице приведено планирование доходов как от исходящего платного обмена, так и от технических устройств.

Выручка от неосновной деятельности – это доходы, получаемые предприятием связи от реализации других видов продукции, работ, услуг, кроме услуг связи. К ним относятся, например, прием коммунальных платежей и других платежей от населения, оказание банковских услуг, продажа товаров народного потребления населению, услуги ксерокопирования, транспортные услуги по перевозке грузов, производство и реализация продовольственной продукции подсобными сельскими хозяйствами предприятия и др.

Выручка от неосновной деятельности позволяет предприятию связи улучшить финансовое положение, а в случае убытков от основной деятельности, когда доходы от услуг связи не покрывают затрат на производство и реализацию продукции, она часто является дополнительным источником покрытия этих затрат и позволяет получить прибыль. Особенно это актуально в предприятиях почтовой связи, где основная деятельность является убыточной в силу падения спроса на услуги почтовой связи и больших затрат на содержание многочисленных отделений связи.

 

Таблица 2.2 – Планирование доходов от услуг связи (цифры условные)

 

Наименова- ние услуг Прогноз доходов на 1-ый квартал планируемого года
Доходы в 4-ом квартале текущего года, тыс. руб. Прогнозируемый темп роста доходов, % Количество в 1 кв. планир года, ед Прогнозируемый тариф, руб. Планируемые доходы, тыс руб.
Телеграфная связь Исходящие платные телеграммы: - организации - население ГТС Основные телефоны: - организации - население     х х   106,5 104,0   х х   х х     х х      
Итого х х х х  

 

2.5 ПРИБЫЛЬ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, МЕТОДИКА РАСЧЕТА

 

Согласно Закону «О предприятиях», получение прибыли явля­ется главной целью хозяйственной деятельности. Прибыль - это конечный показатель эффективности работы предприятия, или финансовый результат деятельности.

Наличие прибыли дает выгоду всем - и собственнику, и государству, и коллективу предприятия. Собственники получают часть прибыли в качестве дивидендов. Государство формирует бюджет за счет отчислений налогов из прибыли. Коллектив предприятия имеет возможность развивать материально-техническую базу и повышать материальное благосостояние.

Предприятие может получать прибыль от разных видов деятельности. В связи с этим различают такие виды прибылей (или убытков):

- прибыль (или убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

- операционная прибыль (или убыток);

- прибыль (или убыток) от внереализационных операций.

Прибыль (или убыток) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (ПР) в отрасли связи складывается из прибыли от основной деятельности (реализации услуг связи) и прибыли от не основных видов деятельности, о которых говорилось выше: приема коммунальных платежей и других платежей от населения, продажи товаров народного потребления населению, транспортных услуг по перевозке грузов, производства и реализации продовольственной продукции подсобными сельскими хозяйствами предприятия и др.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) рассчитывается по формуле

 

ПР = В – З – НК, (2.6)

 

где ПР – прибыль от реализации продукции, руб.;

В – выручка от реализации продукции, руб.;

З – затраты на производство и реализацию продукции, руб.;

НК - косвенные налоги и сборы, отчисляемые в бюджет от выручки, руб.

Перечень косвенных налогов и порядок их включения в цену постоянно меняется из-за динамичности налогового законодательства. В таблице 2.3 приведен пример расчета прибыли с учетом косвенных налогов и сборов в порядке, соответствующем налоговому законодательству 2004 года.

 

Таблица 2.3 – Задача по расчету прибыли от релизации продукции в 2004 году

 

Наименование показателей Алгоритм Расчет Сумма, тыс. руб.
       
1. Выручка от реализации продукции В том числе: 1.1. Налог на добавленную стоимость          

 

 

Продолжение таблицы 2.3  
       
1.2. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог (стр.1 – стр.1.1) * S (2400 - 366) * 3  
1.3. Целевой сбор в местный бюджетный жилищно-инвестиционный фонд и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (ст.1-ст.1.1-ст.1.2)*S (2400-366-61) * 1,15  
2. Выручка за вычетом косвенных налогов и сборов стр.1 – стр.1.1 – – стр.1. 2 – стр.1.3 2400 – 366 – 61 – – 30  
3. Затраты на производство и реализацию продукции      
4. Прибыль от реализации продукции стр. 2 – стр. 3 1943 – 1000  

 

Операционная прибыль (или убыток) (Поп) образуется от других операций, связанных с производственной деятельностью, кроме реализации продукции:

- прибыль от реализации предприятием своего имущества, находящегося на балансе: основных средств, нематериальных активов, оборотных средств;

- доходы от сдачи во временное пользование имущества предприятия (аренды);

- доходы, полученные предприятием от участия в уставных фондах других организаций – дивиденды; доходы по ценным бумагам;

- проценты банка за хранение средств предприятия на расчетном счете и др.

Прибыль (убыток) от реализации объектов основных средств определяется как разница между выручкой, полученной от реализации основных средств, с одной стороны, и остаточной стоимостью основных средств, затратами по реализации основных средств и налогами и сборами, отчисляемыми в бюджет из выручки, с другой стороны.

 

Пример 2.2

Предприятие реализовало оборудование по договорной стоимости и получило выручку 120 млн. руб. Остаточная стоимость оборудования – 60 млн. руб. Затраты, связанные с реализацией, составили 1,5 млн. руб. Сумма налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет от выручки, составила 22 млн. руб.

Тогда прибыль от реализации оборудования составила:

Поп = 120 – 60 – 1,5 – 22 = 36,5 млн. руб.

Прибыль (убыток) от реализации других ценностей, относящихся к имуществу предприятия, определяется как разница между выручкой от их реализации, с одной стороны, и затратами по реализации этих ценностей, налогами и сборами, отчисляемыми в бюджет от выручки, с другой стороны.

Прибыль (или убыток) от внереализационных операций – это разница между доходами от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия, и расходами по этим операциям:

 

ПВН = ДВН - РВН, (2.7)

 

где ДВН – доходы по внереализационным операциям, руб.;

РВН – расходы по внереализационным операциям, руб.

К внереализационным доходам относятся, например:

- кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

- поступившие долги, ранее списанные как безнадежные;

- присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- излишки материальных ценностей, выявленные по результатам инвентаризации и т. п.

К внереализационным расходам относятся:

- убытки от списания дебиторской задолженности, по кото­рой истек срок исковой давности;

- выплаченные организацией штрафы и санкции за наруше­ние договоров;

- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году,

- потери от стихийных бедствий, убытки от пожаров, аварий и других чрезвычайных событий;

- убытки от хищений материальных и иных ценностей, ви­новники которых не установлены;

- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью; расходы на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера, оказание шефской и социальной помощи;

- судебные издержки и т.п.

Таким образом, бухгалтерская (общая) прибыль предприятия складывается из прибылей, полученных от всех видов деятельности. Исходя из выше сказанного, можно записать, что

 

ПБ = ПР + Поп + Пвн, (2.8)

 

где ПБ – бухгалтерская прибыль, руб.;

ПР – прибыль от реализации продукции, руб.;

Поп – операционная прибыль, руб.;

ПВН – прибыль от внереализационных операций, руб.

Бухгалтерская (общая) прибыль не является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Конечным финансовым результатом является чистая прибыль предприятия, которая образуется так: из бухгалтерской прибыли в течение года отчисляются налоги и сборы, установленные законодательством.

Перечислим налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет за счет прибыли:

- налог на прибыль;

- налог на недвижимость. Согласно законодательству, не облагаются налогом на недвижимость основные производственные фонды предприятий почтовой связи. Основные непроизводственные фонды - объекты социально-культурного назначения, находящиеся на балансе предприятия связи, также не облагаются этим налогом;

- местные налоги и сборы: транспортный сбор на содержание и развитие городского и пригородного пассажирского транспорта; сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

- штрафы и санкции за нарушение налогового законодательства.

Прежде всего, часть прибыли используется на благо общества посредством уплаты в бюджет общегосударственных налогов: налога на недвижимость и налога на прибыль.

Не будем останавливаться на методике расчета налога на недвижимость. Рассмотрим методику расчета налога на прибыль. Чтобы исчислить налог на прибыль, надо знать налогооблагаемую прибыль. Она рассчитывается по формуле

 

ПНО = ПБ – НН – ПЛ, (2.9)

 

где ПНО – прибыль к налогообложению, руб.;

ПБ – бухгалтерская (общая) прибыль, руб.;

НН – налог на недвижимость, руб.;

ПЛ – льготируемая прибыль, руб.

К льготируемой прибыли относится та часть прибыли, которая, согласно Закону «О налогах на доходы и прибыль», не облагается налогом на прибыль. К ней, например, относится:

- прибыль, израсходованная на природоохранные и противопожарные мероприятия;

- прибыль, израсходованная на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии на чернобыльской АЭС, в соответствии с республиканскими программами;

- прибыль, израсходованная на развитие производства и жилищное строительство; возврат кредитов, взятых на эти цели;

- прибыль, направленная на содержание и развитие объектов социально - культурной сферы, находящихся на балансе предприятия: ведомственного жилья, детских дошкольных учреждений, медпунктов, столовых;

- прибыль от реализации продовольственной продукции подсобного сельского хозяйства.

Налог на прибыль рассчитывается по формуле

 

ПНО * SНП

НП = --------------, (2.10)

 

где НП – налог на прибыль, руб.;

ПНО – налогооблагаемая прибыль, руб.;

SНП – ставка налога на прибыль, %.

Остановимся также на методике исчисления величины местных налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли. К местным налогам и сборам, уплачиваемым за счет прибыли, относятся транспортный сбор на содержание и развитие городского и пригородного пассажирского транспорта; сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района). Согласно законодательству 2004 года, общая сумма местных налогов и сборов не должна превышать 4% от прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов на прибыль и на недвижимость. Надо иметь ввиду, что прибыль, льготируемая при исчислении налога на прибыль, также не облагается и местными налогами, согласно законодательству. Величина данных местных налогов и сборов определяется по формуле

 

РП – ПЛ ) * SМНС

МНС = -------------------------, (2.11)

 

где МНС – местные налоги и сборы, руб.;

ПРП – прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, руб.;

SМНС – ставка местных налогов и сборов, руб.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, определяется по формуле

 

ПРП = ПБ - НН – НП (2.12)

 

После уплаты налогов, сборов и штрафных санкций за нарушение налогового законодательства образуется чистая прибыль, которую можно рассчитать по формуле

 

ПЧ = ПБ – НН – НП – МНС - Ш, (2.13)

 

где Ш – штрафы и санкции за нарушение налогового законодательства, руб.

 

Пример 2.3

Бухгалтерская (общая) прибыль предприятия связи запланирована в размере 80 млн. руб. За счет прибыли планируется использовать на развитие производства – 30 млн. руб. Сумма налога на недвижимость – 1,2 млн. руб. Ставка налога на прибыль – 24%, ставка местных налогов – 4%. Определить чистую прибыль предприятия.

Решение:

1) определим налогооблагаемую прибыль по формуле (2.9):

Пно = 80 – 1,2 – 30 = 48,8 млн. руб.

2) налог на прибыль определяется по формуле (2.10):

НП = 48,8 * 0,24 = 11,7 млн. руб.

3) определим прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, по формуле (2.12):

ПРП = 80 – 1,2 – 11,7 = 67,1 млн. руб.

4) определим сумму местных налогов и сборов по формуле (2.11):

МНС = (67,1 – 30) * 0,04 = 1,5 млн. руб.

5) определим чистую прибыль по формуле (2.13):

ПЧ = 80 – 1,2 – 11,7 – 1,5 = 65,6 млн. руб.

 

2.6 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Чистая прибыль определяется по итогам работы предприятия за год и переносится в конце года на специальный бухгалтерский счет «Нераспределенная прибыль». Основные направления дальнейшего распределения прибыли определены законодательством, но решение о направлениях распределения прибыли конкретного предприятия принимается собственником (собственниками). Нераспределенная прибыль предприятия может распределяться и использоваться по следующим направлениям:

- на выплату дивидендов и других доходов учредителям предприятия в соответствии с решением собрания акционеров (учредителей);

- на финансирование капитальных вложений, связанных с расширением и развитием производства, строительством и реконструкцией производственных объектов, приобретением новой техники; на финансирование капитальных вложений, связанных со строительством жилого фонда и других объектов социально-культурного назначения. Для этих целей может создаваться фонд производственного и социального развития или фонд накопления, неважно, как он будет называться;

- на содержание объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятия;

- социальных льгот работникам: оплаты путевок, материальной помощи, подарков к юбилейным датам, оплаты дополнительных отпусков, удешевления питания в столовой предприятия, оплаты проездных, подписки и др. Для этих целей может создаваться своеобразный фонд потребления;

- на формирование резервного фонда предприятия;

- на пополнение уставного фонда предприятия за счет нераспределенной прибыли.

Итак, чистая прибыль является источником накопления и расширения имущества предприятия; повышения благосостояния собственников имущества предприятия, ради чего собственники и вкладывают свой капитал в создание предприятия; стимулирования трудового коллектива.

Схема формирования, распределения и использования прибыли предприятия представлена на рисунке 2.3.

 

Пример 2.4

Предприятие получило чистую прибыль в размере 700 млн. руб. Согласно решению учредителей, 20% направляется на выплату дивидендов учредителям, 5% - на пополнение резервного фонда предприятии, 60% - на финансирование капитальных вложений, 15% - на социальные льготы работникам.

Тогда распределение чистой прибыли выглядит так:

- дивиденды – 140 млн. руб.;

- в резервный фонд – 35 млн. руб.;

- на финансирование капитальных вложений – 420 млн. руб.;

- на социальные льготы – 105 млн. руб.

 

2.7 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Рентабельность является, в отличие от прибыли, относительным показателем эффективности предприятия и показывает долю прибыли, приходящейся на единицу вложенных средств. Чем большую отдачу получает предприятие с каждого вложенного рубля, тем выше уровень рентабельности. Увеличение рентабельности означает повышение эффективности использования средств, вложенных в производство.

В общем виде расчет показателя рентабельности осуществляется по формуле

ПЧ

R = ------- * 100, (2.14)

Аi

где R – рентабельность, %;

ПЧ – чистая прибыль предприятия, руб.;

Аi – количество вложенных средств i-го вида;

i – вид вложенных средств (капитал, текущие затраты и др.).

В зависимости от вида вложенных средств различают следующие виды рентабельности, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия.

Рентабельность капитала (рентабельность основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств) - определяется по формуле

 

 

Рисунок 2.3

 

ПЧ

RК = ------------ * 100, (2.15)

Ф + Ос

 

где RК – рентабельность капитала, %;

Ч – чистая прибыль предприятия, руб.;

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

__

Ос – среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств, руб.

Рентабельность капитала показывает, какая доля прибыли получена с одного рубля стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Рентабельность предприятия (или рентабельность продукции) - рассчитывается по формуле

 

ПЧ

RПР = -------- * 100, (2.16)

З

 

где RПР – рентабельность предприятия, %;

З – затраты на производство и реализацию продукции, руб.

Рентабельность предприятия показывает, какая доля прибыли получена с одного рубля затрат на производство и реализацию продукции.

Рентабельность оборота определяется по формуле

 

ПЧ

Rоб = ---------- * 100, (2.17)

В

 

где В – выручка от реализации продукции, руб.

Рентабельность оборота показывает, какая доля прибыли получается с одного рубля выручки от реализации продукции.

Рентабельность более объективно характеризует эффективность вложения средств, чем прибыль. Может наблюдаться такая ситуация, когда прибыль одного предприятия больше прибыли другого, а уровень рентабельности, то есть эффективность производства - меньше.

 

Пример 2.5

Сравнить эффективность работы двух предприятий.

Исходные данные:

1) первое предприятие:

- чистая прибыль – 240 млн. руб.;

- затраты на производство и реализацию продукции – 800 млн. руб.;

2) второе предприятие:

- чистая прибыль – 500 млн. руб.;

- затраты на производство и реализацию продукции – 2500 млн. руб.

Решение:

1) рентабельность первого предприятия определяется по формуле (2.16):

R1 = 240 / 800 * 100 = 30%

2) рентабельность второго предприятия определяется по формуле (2.16):

R2 = 500 / 2500 * 100 = 20%

Несмотря на то, что прибыль второго предприятия в 2 раза больше, рентабельность его ниже, значит, каждый вложенный рубль используется менее эффективно в сравнении с первым предприятием.

 

Вопросы для самоконтроля

1 В чем сущность цены?

2 Перечислите функции цен.

3 Как различаются цены в зависимости от степени регулирования государственными органами?

4 Какими мерами государство регулирует ценообразование?

5 Перечислите принципы ценообразования.

6 В чем заключается сущность тарифа на услугу связи?

7 Какие составляющие включены в состав тарифов на услуги связи?

8 Дайте характеристику классификации тарифов на услуги связи.

9 Перечислите основные источники доходов по подотраслям связи.

10 Как планируются доходы от исходящего платного обмена?

11 Как планируются доходы от технических устройств связи?

12 В чем сущность прибыли и рентабельности?

13 Из каких видов прибылей формируется бухгалтерская прибыль?

14 Как рассчитывается каждый вид прибылей?

15 Как рассчитываются налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли?

16 Как рассчитывается чистая прибыль предприятия?

17 По каким направлениям распределяется чистая прибыль?

18 Какие виды рентабельности Вы знаете, как они рассчитываются?

 

3 УЧЕТ И АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ. ВИДЫ УЧЕТА

 

Жизнь человеческого общества состоит из множества повседневно происходящих событий и фактов, которые могут касаться различных сторон деятельности общества – хозяйственных, политических, социальных, культурных. Человек должен учитывать события и факты, знать состояние окружающей его действительности. Чем больше он будет знать о происходящем вокруг него, тем более правильные решения он будет принимать.

Сбор информации о событиях и фактах, происходящих на предприятии, составляет очень важную функцию управленческой деятельности. При получении сведений необходимо ответить на вопросы: что, где, когда и в каком состоянии находится? Можно характеризовать события и факты словами, но получить наибольшую точность можно с помощью цифр. Таким образом, учет – это количественное отражение событий и фактов, используемое для управления обществом на различных организационных уровнях.

Процесс учета состоит из сравнительно самостоятельных этапов или приемов работы: наблюдение, измерение, регистрация и обобщение.

Наблюдение – это начало учетного процесса, когда человек, ведущий учет, присутствует и наблюдает объекты учета. В результате наблюдения можно утверждать, что событие произошло, указать его время и место осуществления.

Измерение – это этап работы, в результате которого получается количественная характеристика наблюдаемого объекта.

Регистрация – при этом производится запись данных на бумаге или с помощью других технических средств – на магнитных дисках, лентах, перфокартах, перфолентах, других носителях информации. Запись необходима, прежде всего, для длительного хранения, многократного использования этих данных, а также для документального подтверждения подлинности событий и фактов.

Обобщение – это заключительный этап учета, на котором происходит представление данных в виде, удобном для обозрения и понимания сути событий. Обобщение осуществляется за определенные временные периоды, по подразделениям, территориям или после окончания события. Полученная итоговая информация всегда служит для определенных целей управления: правильного понимания и оценки фактов и событий, их анализа и принятия на этой основе соответствующих управленческих решений.

Хозяйственный учет состоит из трех самостоятельных видов учета, которые неразрывно связаны между собой: статистический, бухгалтерский и оперативно – технический.

Статистический учет – это вид учета, задачей которого является сбор и обработка информации о любых явлениях, событиях и фактах, происходящих в пределах населенных пунктов, областей, отраслей и в целом в стране. Собирая и обобщая данные о различных сферах деятельности общества, статистика имеет дело с большим числом фактов. Обобщение и обработку этих данных ведут по специальным методикам, основанным на теории вероятности, широко используя при этом вычислительную технику и средства связи для передачи данных. В Республике Беларусь центральным статистическим органом является Министерство статистики и анализа. Во всех областях и районах работают его отделы, информация от которых поступает и обобщается в Министерстве. Данные статистики сообщаются всем заинтересованным государственным органам и публикуются в печати для населения. Статистический учет является общегосударственным видом учета, занимающим высшее место в системе учета. Он широко использует данные других видов учета.

Предприятия связи также ведут статистический учет, данные которого обобщаются в статистических отчетностях. В зависимости от отчетного периода различают месячную, квартальную, годовую отчетности. Они предоставляются предприятиями связи в вышестоящую организацию, с одной стороны, и в статистический орган по месту нахождения предприятия, с другой.

Кроме общегосударственного статистического учета, существует второй, нижестоящий, но не менее важный – бухгалтерский учет. Он действует на уровне предприятий, учреждений, организаций и обеспечивает руководителей информацией о состоянии и работе этих субъектов – о наличии и изменениях в имеющихся средствах, о ходе производства, о закупках сырья и материалов, о продаже продукции, о прибыли и т. п.

Свое название система бухгалтерского учета получила от немецких слов «das buch» - книга, «halten» - иметь, держать, вести, то есть вести учет в книгах.

Бухгалтерский учет по действующему законодательству должен вестись на всех предприятиях, организациях независимо от форм собственности, подчиненности и сферы деятельности. Его особенностью является то, что все события, факты, объекты, в конечном итоге, должны быть измерены и отражены в стоимостном измерении, то есть иметь денежную оценку. Учет ведется по строго определенной системе, регистрация хозяйственных операций ведется непрерывно во времени и пространстве. К ведению учета допускаются лица, имеющие специальное экономическое образование. Для ведения учета в дирекции предприятия создается специальный отдел – бухгалтерия, возглавляемый главным бухгалтером.

Данные бухгалтерского учета предоставляются в установленные сроки по установленной форме всем заинтересованным лицам: руководителям и службам внутри предприятия, государственным органам управления, кредиторам, инвесторам, учредителям предприятия и др. – в виде бухгалтерской отчетности. Информация, которая содержится в бухгалтерском учете и отчетности, используется также органами статистики, поэтому формы первичных документов при разработке согласуются с Министерством статистики и анализа.

Во всех предприятиях, организациях и учреждениях существует и уровень управления внутренними подразделениями: цехами, отделами, бригадами, звеньями, технологическими процессами, операциями и т. п. В целях обеспечения необходимой информацией руководителей этих подразделений внутри предприятий организуется оперативно–технический учет. Свое название этот вид учета получил по основному требованию и назначению информации – быстро (оперативно) дать сведения руководителю о ходе технологических процессов, операций в подразделениях. Какую информацию, когда, по какой форме представить, решает сам руководитель. Он также решает, кому вести этот учет. Ведение такого учета не требует специальной подготовки. Методику сбора и обработки информации определяет главный бухгалтер или другой специалист по учету. Отдельные показатели оперативно–технического учета могут обобщаться по предприятию в целом, по управлению, министерству, ведомству.

Статистический, бухгалтерский и оперативно-технический виды учета образуют единую систему хозяйственного учета. Это единство заключается в том, что все виды учета являются неотъемлемой составной частью единой системы управления. Каждый вид учета широко использует данные других видов: статистический учет – данные бухгалтерского и оперативного, бухгалтерский – данные оперативного учета. Отсюда и вытекает необходимость согласования методологий всех видов учета. В связи с прогрессом в технологиях сбора, обработки, передачи информации на базе ЭВМ это единство еще более усиливается, а грань между видами учета постепенно стирается. В недалеком будущем первичная регистрация фактов на предприятии будет в одинаковой мере обслуживать все виды учета, все уровни управления, таким образом, технологически весь учет будет единым процессом.

 

3.2 СУЩНОСТЬ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, в узком плане анализ представляет собой расчленение явления или предмета на составляющие его части (элементы) для изучения явления в целом. Такое расчленение позволяет заглянуть внутрь изучаемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом явлении.

Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, надо знать не только из каких элементов она состоит, но и от каких факторов зависит ее величина и изменение в сравнении с предыдущим периодом.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Аналитические способности человека возникли и совершенствовались в связи с объективной необходимостью постоянной оценки своих действий, поступков в условиях окружающей среды. С увеличением численности населения, совершенствованием средств производства, ростом материальных и духовных потребностей человека анализ постепенно стал первейшей жизненной необходимостью общества. Без анализа сегодня вообще невозможна сознательная деятельность людей. Ширится круг объектов анализа, совершенствуется и он сам. В результате сознательной деятельности людей постепенно расширялись взаимоотношения с природной средой, обогащались представления людей о разнообразных объектах и явлениях. Постепенно понадобился достаточно обособленный вид занятий, связанный с аналитическим исследованием объектов. Так появился анализ в медицине, химии, математике и других науках. Такой же процесс происходил и в экономических науках. Выделению экономического анализа в самостоятельную науку способствовали следующие объективные причины:

- во-первых, удовлетворение практической потребности, которая возникла в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты, которые использовались на кустарных небольших предприятиях, стали недостаточными в условиях крупного производства. Без комплексного всестороннего анализа невозможно стало эффективно управлять экономическими процессами, принимать оптимальные управленческие решения;

- во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Раньше функции экономического анализа рассматривались в рамках существующих наук: балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. С развитием наук возникла необходимость выделения анализа в самостоятельную науку.

Интерес к нему заметно возрос. Началось комплексное изучение производства. Анализ стал важным средством планового управления экономикой, выявления резервов повышения эффективности производства.

Место анализа в системе управления предприятием можно отразить схемой, изображенной на рисунке 3.1.

 

 

 


Рисунок 3.1 – Место экономического анализа в системе

управления предприятием

 

Планирование – это функция управления производством, с помощью которой определяются направление и содержание деятельности предприятия в будущем.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому важной функцией управления является учет.

Осмысление, понимание собранной с помощью учета информации достигаются с помощью экономического анализа.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Таким образом, экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Объектами анализа хозяйственной деятельности являются экономические результаты деятельности предприятия. Например, на предприятиях связи к объектам анализа относятся: развитие услуг и технических средств связи, доходы от предоставляемых услуг, себестоимость производства и реализации услуг связи, прибыль и рентабельность предприятия, состав кадров, использование рабочего времени, использование основных производственных фондов, качество услуг связи.

Анализ хозяйственной деятельности выполняет следующие функции:

- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических процессов в рамках предприятия;

- научное обоснование текущих и перспективных планов. Без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия нельзя разработать научно обоснованный план;

- контроль выполнения планов и управленческих решений, экономного использования ресурсов. Анализ проводится не только с целью констатации фактов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства;

- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

- оценка результатов выполне




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.508 сек.