Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззрения

Возникновение философии, специфика философского типа

Философия является особой формой общественного сознания, она является одновременно мировоззрением и методологией.

Под влиянием роста знаний о природе, вступающих в противоречие с религиозной картиной мира, появляется неудовлетворенность традиционными ответами религии на вопросы о сущности мира в целом, появляется сомнение в общепринятом, в традиционном типе знания и поведения. Появляется потребность различения того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). А это уже философский вопрос. Мифологический и религиозный типы мировоззрения основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. Философия обосновывает свои положения рационально.

В процессе исторического и духовного развития общества сложились исторические типы философии:

- философия Древнего Востока и античная философия

- философия средневековья

- философия Возрождения

- философия Нового времени

- современная философия.

 

Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА: БЫТИЕ, МАТЕРИЯ, СОЗНАНИЕ

 

Философское осмысление мира начинается с обращения к наиболее общей категории бытия. Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т. д.

В материалистической философии подчеркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности) и не сводимость каждого уровня к другому. Диалектический материализм исходит из первичности природы. Развитие общественно-исторической практики и науки служит основой постижения смысла бытия личности.

По определению В.И. Ленина, «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Полн. Собр. Соч., т. 18. – С. 131). Материя ни при каких своих превращениях не может утратить свойство быть объективной реальностью.

Понятие «материя» обозначает объективную реальность, и в его содержание неизбежно должны входить присущие ей всеобщие формы бытия, всеобщие свойства и связи: пространство, время, движение, противоречивость, причинная обусловленность, закономерность, структурность, системность и т.д. Но все эти характеристики раскрываются не в определении понятия материи, а в целостной философской теории, учении о материи.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков в организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем, которые еще называют уровнями организации материи или видами материи. Выделяют уровни организации неживой природы, уровни организации в живой природе и социальный уровень организации материи.

Картина взаимодействия всех уровней организации материи, включая человека и человеческое общество, понимание каждого материального объекта, в том числе и человека, как продукта глобальной космической эволюции проливает новый свет на проблему материального единства мира, обосновывает его.

Структурность материи, существование определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие – как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие всегда приводит к изменению определенных свойств, отношений, состояний объекта. Движение – это любые взаимодействия и любые изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Материя не может существовать без движения. Движение – способ существования материи. 2 типа движения: Первый – это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Второй – связан с переходом от одного качества к другому – развитие.

5 форм движения материи (по классификации Ф. Энгельса):

1) механическая – пространственное перемещение тел относительно друг друга;

2) физическая – процессы в недрах звезд и планет, взаимодействия, взаимопревращения элементарных частиц, электромагнитные явления, тепловые колебания молекул, свет и т.д.;

3) химическая –взаимодействие молекул, атомов, электронных оболочек, химические соединения;

4) биологическая з процессы формирования и жизнедеятельности живых организмов – растений, животных, человека;

5) социальная – возникновение, развитие и жизнедеятельность человеческого общества.

В основу классификации форм движения Энгельса легли такие основные принципы:

1) идея связи каждой формы движения с определенным материальным носителем;

2) идея качественного своеобразия различных форм движения материи, их несводимости друг к другу:

3) идея порядка расположения различных форм движения по степени сложности;

4) идея взаимопревращаемости форм движения материи, о том, что высшая форма движения возникает на базе низших форм;

5) идея классификации наук на основании классификации форм движения материи.

Диалектический материализм исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Весь долгий путь развития философии и естествознания, всей общественно-исторической практики человечества доказывает материалистическое единство мира, в отличие от идеалистических представлений, разделяющих мир на духовный и материальный, в отличие от религии, разделяющей мир на естественный и сверхъестественный.

Единство мира проявляется, прежде всего, в его материальности. Оно выражается во всеобщей связи и взаимной обусловленности всех материальных систем, в возможности взаимных превращений одних форм движущейся материи в другие, в историческом развитии материи и т.п.

«Сознание», как и «материя», - наиболее общее, предельно широкое понятие. Все явления мира, непосредственно окружающие человека, можно разделить на 2 группы: материальные, существующие объективно и обобщаемые понятием «материя», и идеальные, духовные, производные от материи, находящие свое выражение в понятии «сознание». Вот почему содержание понятия «сознание» можно раскрыть, только соотнеся его с понятием «материя».

Сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность. Сознание есть продукт общественного развития. Оно не может существовать без связи мозга с материальным миром. Основной способ существования сознания представляют знания.

Сознание развивалось на основе свойства отражения. Оно является высшей формой отражения. Под отражением понимается способность одного материального тела воспроизводить в определенной форме свойства другого, с ним взаимодействующего.

Происхождение сознания нельзя понять вне становления и развития человека. Труд представляет собой качественно новую активность в сравнении с деятельностью животных. Если животные лишь приспосабливаются к среде, то человек своим воздействием на нее заставляет служить своим целям, преобразует ее на основе познания объективных законов материального мира.

Труд характеризуется, прежде всего, двумя следующими взаимосвязанными чертами: 1) употребление и изготовление орудий; 2) он совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям – членам данного общества. Изготовление и употребление орудий труда возможно только в связи с сознанием цели трудового действия.

Человеческое познание, первоначально совершающееся в процессе трудовой орудийной деятельности, способно переходить в подлинное мышление. Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.

Сознание представляет собой идеальное отражение объективной действительности. Понятие «идеальное» неразрывно связано с понятием «материальное», идеальное находится в зависимости от материального. Материальное порождает идеальное. К. Маркс дал такое образное определение идеального: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (т. 23, с. 21). Идеальное есть субъективный образ объективного мира.

Субъективные образы объективного мира создаются мозгом. Это совершается при помощи всех процессов, протекающих в нем.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании, превращается в идеальное; в свою очередь, сознание, идеальное претворяется в действительность, в реальное.

Именно в преобразующей деятельности заключен основной жизненный смысл сознания. Конечная цель человеческого сознания не в знании как таковом, не в приспособлении к действительности, а в активном ее преобразовании на основе знания. Изменять, создавать новую предметную реальность могут не идеи сами по себе, а материальные действия людей, одухотворенных идеями, целями, идеалами.

 

Тема 3. ДИАЛЕКТИКА – УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

 

Материалистическая диалектика рассматривает проблемы состояния мира, ставит своей задачей отыскание законов развития природы, общества и мышления. Диалектика представляет собой общую теорию развития и взаимосвязи объективного мира и отражающего его сознания.

Диалектика – это не только теория, но и метод (путь, способ) познания и преобразования действительности.

В единстве с диалектикой философский материализм становится последовательным и подлинно научным. Сама же диалектика делается полноценной, лишь приобретая материалистический характер. Материалистическая диалектика – это учение о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектический метод базируется на соответствующей теории. Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Диалектический метод в конкретном познании функционирует вместе с методами частных наук. Для решения той или иной проблемы должны быть использованы всевозможные методы. При этом принимаются два принципа в соотношении методов: 1) принцип доминирования, 2) принцип взаимной дополняемости.

Общим философским методом в конкретных науках ничего не сделаешь, но и без знания философского метода можно допустить ошибку. Конкретные методы занимаются тактикой боя, а философский метод – стратегией всей битвы за истину. Диалектический метод во взаимодействии с другими конкретными методами доминировать может, но не всегда.

Философия может играть эвристическую роль, когда наука, развиваясь вширь, исчерпывает себя на этом пути, и перед ней встают задачи, решая которые исследователь переносится в область других смежных теорий или поднимает эту задачу в сферу философских понятий.

Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектический и метафизический. Метафизическое мышление слабо учитывает связи, взаимодействия явлений. Ему присущи разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов, рассмотрение их как независимых друг от друга. В метафизике развитие понимается как простое уменьшение и увеличение, как повторение. В диалектике – как единство противоположностей.

Главные идеи диалектики выражены в ее принципах объективности, целостности, развития, в законах и категориях.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как происходит развитие, механизм развития. Закон гласит: накопление количественных изменений в состоянии любого объекта закономерно приводит к его скачкообразному качественному изменению, а возникшее новое качество оказывает, в свою очередь, обратное воздействие на протекание соответствующих количественных изменений.

Категориальный аппарат закона: качество, количество, мера, скачок.

Качество – это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность признаков, определяющих его специфику, система характерных черт, теряя которые предмет перестает быть тем, что он есть.

Количество есть выражение однородности вещей, их подобия, сходства. Количество находит свое воплощение в величине, числе, объеме, в степени и интенсивности развития сторон объекта, в темпах протекания процессов, в пространственно-временных свойствах явлений.

Мера выражает определенное единство качества и количества, такие рамки или границы, в пределах которых количественные изменения не вызывают качественных изменений. Качественные изменения наступают лишь тогда, когда количественные изменения выходят за пределы данной меры.

Скачок – это момент, форма, способ перехода от одного качества к другому, это перерыв предыдущей количественной постепенности, непрерывности.

Скачки можно классифицировать по разным основаниям:

1. По характеру протекания скачки делятся на скачки-взрывы или быстрые скачки и скачки, протекающие постепенно, в виде постепенного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания элементов старого качества.

Скачок-взрыв протекает быстро, резко и охватывает качество в целом, все составляющие его стороны и связи. Постепенный скачок осуществляется путем постепенного накопления нового качества, протекает медленно и изменяет качество по частям и постепенно.

2. По характеру качественных изменений, происходящих вследствие осуществления того или иного скачка, скачки делятся на революционные и эволюционные. Революционный скачок изменяет основное качество вещи, предполагает коренную ломку существующей качественной основы, изменение сущности материального образования.

Эволюционный скачок – скачок, в ходе которого изменяется неосновное качество вещи, не вызывает коренной ломки качественной основы, ее сущности, а обусловливает определенные качественные изменения вещи в рамках той же самой качественной основы, в пределах той же самой сущности. Например, переход ее на другую стадию существования, развития.

Закон единства и борьбы противоположностей – суть, ядро диалектики. Он показывает причину развития. Суть закона: всем вещам и процессам свойственны внутренние противоречия, так как они составляют единство взаимосвязанных, предполагающих и исключающих друг друга противоположных сторон и тенденций. Борьба этих противоположностей составляет внутренний источник, движущую силу всякого развития.

Категории закона: противоречие, тождество, различие, противоположности.

Противоположность – категория, выражающая одну из сторон противоречия. Структурными связями противоположностей являются единство и борьба. Единство противоположностей означает невозможность их существования друг без друга. Борьба – их противодействие. Единство противоположностей относительно, а борьба – абсолютна. О противоречии можно говорить, когда противоположности берутся как моменты какой-либо цельности.

Противоречие – это категория диалектики, выражающая внутренний источник всякого движения, принцип развития. Обозначает определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Чтобы понять закон, надо рассмотреть, как развивается противоречие. В своем развитии оно проходит следующие ступени: возникновение, развитие-созревание, разрешение.

Для понимания возникновения противоречия начнем с рассмотрения категорий «тождество» и «различие». Единство тождества и различия является самой простой и всеобщей формой противоречия.

Тождество – категория, выражающая равенство, одинаковость предмета с самим собой или равенство нескольких предметов. Однако, поскольку материальная действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных даже самих себе предметов не бывает. Абсолютное тождество можно представить только абстрактно. Конкретные же предметы и явления действительности всегда содержат внутренние различия.

Различие – категория, выражающая одну из сторон развития противоречия. Различие – отношение нетождественности, неодинаковости объекта и в самом себе и с другими. Категория «различие» характеризует один из первых этапов развития противоречия, когда последнее представляет собой еще не вполне развившееся противоречие, противоречие существует еще «в себе».

Постепенно поляризуясь, различия могут превратиться в противоположности. Наличие противоположностей означает развернутое противоречие.

Виды противоречий

Каждое отдельное материальное образование имеет множество сторон и свойств, а значит, и различных противоречий. Все противоречия можно разделить на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные, главные и неглавные.

Внутренними противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами, тенденциями одного и того же материального образования, внутри системы. Внешними – между присущими разным материальным образованиям, между системами. Решающую роль в развитии материальных образований играют внутренние противоречия, именно они обусловливают самодвижение предмета.

Существенными противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами, тенденциями, характерными для сущности материального образования; несущественными – свойственные случайным связям, не вытекающим из природы материального образования. Например, существенными в обществе являются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, так как они относятся к области сущности способа производства.

Основные противоречия – это ведущие внутренние противоречия, составляющие основной источник развития систем на протяжении всего времени их существования, от возникновения до конца. Неосновные – все другие по отношению к основному. Например, при капитализме основное противоречие – между общественным характером производства и частной формой присвоения. Неосноные: между базисом и надстройкой, потреблением и накоплением, богатством и бедностью и т.д. Однако это не значит, что они являются второстепенными.

Главные и неглавные противоречия. Развитее объектов происходит не в постоянно сохраняющихся условиях, а в подвижных, меняющихся. В зависимости от этого на тех или иных этапах развития объекта возникают конкретные ситуации, когда то или иное противоречие выходит на передний план и становится главным. При этом основное противоречие сохраняется и влияет на разрешение главного.

Рассмотренные виды противоречий являются всеобщими, присущими всем формам движения материи. Наряду с ними имеются противоречия, обусловленные спецификой формой движения материи, в которой они проявляются. Например, антаногистические и неантагонистические противоречия являются социальными, существуют только в общественном развитии. К антагонистическим относятся противоречия враждебных социальных сил, имеющих противоположные коренные экономические, социальные и политические интересы. Неантагонистические – между классами и социальными группами, интересы которых совпадают.

Каждое природное или общественное явление заключает в себе не одно противоречие, а некоторую их систему. Диалектический метод не останавливается на признании, констатации противоречия, он ищет пути его разрешения.

Закон отрицания отрицания показывает направление развития, тенденции развития, как совершается смена старого новым с удержанием всего положительного, что было на предыдущем этапе, на основе повторяемости на более высоком уровне. Закон гласит: всякая конечная система, развиваясь до конца на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных между собой этапов. Связь этих этапов развития имеет вид спирали. Закон показывает, что основная тенденция развития – прогрессивная.

Категории закона: диалектическое отрицание, снятие, отрицание отрицания.

Диалектическое отрицание – это определенный момент процесса развития, выражающий диалектическую связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта.

Основным содержанием диалектического отрицания являются два взаимосвязанных и взаимообусловленных момента – уничтожение, отмирание старого, отжившего и не отвечающего изменившимся условиям, и в то же время сохранение нового, положительного, соответствующего изменившимся условиям.

Диалектическое отрицание имеет две существенные черты: оно есть условие развития и момент связи старого с новым.

Первая черта означает, что при диалектическом отрицании происходит снятие старого качества, то есть его существенное преобразование, отрицание в целом старого и вместе с тем сохранение тех его элементов, которые в преобразованном виде входят в содержание нового явления.

Ф. Энгельс отмечал: «Первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось и стало возможным. Но как этого достигнуть? Это зависит от особой природы каждого отдельного случая. Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второе» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. – С. 145-146).

При диалектическом отрицании должна сохраняться преемственность между различными этапами или ступенями развития.

Так, каждая общественно-экономическая формация может возникнуть и развиваться лишь при условии ликвидации порожденных предшествующей формацией социальных порядков, политических, правовых, нравственных и т.п. отношений и одновременно при сохранении созданных ею материальных и духовных ценностей.

Основой и причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречий, свойственных каждому предмету, явлению объективной реальности. Момент разрешения противоречий является и моментом самого отрицания. Одновременно можно отметить, что в результате разрешения противоречия происходит переход от одного качества к другому, следовательно, момент отрицания одновременно является скачком.

В рамках метафизического пониманияотрицанием является то, что выполняет лишь разрушительную функцию и не несет в себе каких-либо положительных моментов.

Отрицание отрицания. Отрицание не имеет и не может иметь вида какого-нибудь одноактного действия, оно всегда имеет характер сложного процесса, где движение вперед, от низшего к высшему, нередко сменяется движением вспять или простым повторением пройденных ступеней, цикличностью, т.е. когда в начале и в конце своего изменения какой-нибудь предмет, явление остается в принципе тождественным самому себе.

Хотя на самом деле в развитии той или иной вещи могут содержаться не 3, а больше стадий, однако этапов развития, которые бы заканчивались радикальным, коренным изменением качества, существует обычно 3, если вещь развивается до конца на прежней основе.

Согласно закону отрицания отрицания, развитие складывается из определенных циклов, в рамках которых разрешаются свойственные каждому из них противоречия. Последовательность циклов, составляющих цепь развития, можно образно представить в виде спирали.

Спиралеобразная форма развития. Виток спирали, расположенный над другим, ему предшествующим витком, и обладающий, по сравнению с ним, большим «радиусом», свидетельствует об определенной эволюции в состоянии объекта, а именно: по своему качеству он более сложен, т.к. вследствие преемственности обогащен предыдущим развитием.

Удлинение витков спирали связано с увеличением темпов развития. Скорость процесса развития возрастает по мере перехода от низких, более простых форм материи к более высоким и сложным.

Категории диалектики как всеобщие формы отражения действительности и ступени развития познания. Наука, научное познание движется от явления к сущности, сущность имеет бесконечное множество ступеней или порядков, переходя все время с одной ступени на другую, с более низкой на более высокую. Эти ступени отражаются в диалектических категориях – предельно широких понятиях:

· Единичное, особенное, общее и их диалектическая взаимосвязь

Единичное – категория, отражающая свойства и связи, присущие только данному материальному образованию и отсутствующие у других, то, что его индивидуализирует.

Общее – категория, обозначающая повторяющиеся в материальных образованиях свойства и связи, присущие многим материальным образованиям.

Единичное и общее существуют не самостоятельно, а лишь через отдельные материальные образования, являются моментами, сторонами последних.

Существуя в виде сторон, моментов отдельных материальных образований единичное и общее органически связаны между собой, взаимопроникают друг в друга и могут быть выделены в чистом виде лишь в абстракции. Единичное превращается в общее, а общее – в единичное.

В ходе сравнения одного предмета с другим, устанавливается их сходство и различие. То, что отличает сравниваемые предметы друг от друга, составляет особенное в них, а то, что указывает на их сходство, - общее.

· Сущность и явление

Сущность – категория, отражающая совокупность всех необходимых сторон и связей вещи, взятых в их естественной взаимосвязи.

Явление – категория, отражающая проявление необходимых сторон и связей вещи на поверхности, через всю массу случайных отклонений.

Явление может быть познано чувственно. А сущность познается только абстрактно.

Сущность и явление находятся в состоянии неразрывного единства. Сущность является. Явление всегда несет в себе сущность. Не может быть такой сущности, которая не имеет внешнего проявления; не существует и явлений лишенных сущности.

Через явление сущность может передаваться в преобразованном, так или иначе искаженном виде. Поэтому в познании нельзя ограничиваться фиксацией того, что лежит на поверхности материальных образований, необходимо проникать внутрь вещей и воспроизводить в сознании в форме идеальных образов их сущность. На практике нельзя исходить из того, что лежит на поверхности, то есть из явления. Нужно всегда опираться на сущность, на знание необходимых свойств и связей, законов функционирования и развития материального образования.

· Содержание и форма

Содержание – это категория, отражающая совокупность всех элементов вещей и процессов, их взаимодействий и изменений, а также способ их связей.

Форма – категория, отражающая способ существования и выражение содержания, организация устойчивых связей между элементами вещи.

· Целое и часть. Система, структура, элемент

Целое – категория, отражающая какую-либо определенную систему, состоящую из взаимосвязанных частей и имеющую такие свойства, которые у частей отсутствуют.

Часть – категория, отражающая относительно самостоятельный компонент, входящий в состав целого.

Элемент – относительно неделимая часть целого (неделимая при данном способе расчленения).

Система – категория, отражающая совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Структура – закономерный порядок связи элементов, устойчивые и сохраняющиеся моменты системы.

· Причина и следствие

Причина – это категория, обозначающая взаимодействие материальных образований или элементов, обусловливающее соответствующие изменения.

Следствие – категория, обозначающая изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или материальных образованиях в результате их взаимодействия, то есть результат действия причины, то, что вызывается причиной.

Чтобы правильно действовать, надо знать, что чем обусловлено.

Причина и следствие не являются застывшими, раз и навсегда данными сторонами действительности. Они переходят друг в друга, меняются местами. То, что в одно время или в одном отношении является следствием, в другое время, в другом отношении представляет собой причину. Так что причина и следствие имеют значение как таковые только в применении к данному отдельному случаю.

Причинность – это такая внутренняя связь, которая обусловливает другие явления.

В области социальных явлений причина отличается от повода. Повод – это толчок к действию причины, относится к генезису, не порождает следствия, не объясняет, как оно возникло.

По вопросу об объективном существовании в мире причинно-следственных связей существует два направления: детерминизм (признает) и индетерминизм (не признает).

· Необходимость и случайность

Необходимость – категория, характеризующая развитие явлений, процессов, которые следуют (вытекают) из внутренней существенной связи элементов, составляющих материальное образование. Необходимость порождается отношениями, заложенными в самом процессе или вещи.

Случайность – категория, отражающая такие явления или события, которые не вызваны внутренней необходимостью, внутренними причинами, не связаны с сущностью предмета, а обусловлены стечением внешних обстоятельств.

Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, случайные могут наступить и не наступить.

Необходимое в чистом виде не существует, а проявляется через массу случайных отклонений. Познание его возможно лишь через исследование случайного, выявление в нем необходимых тенденций. Все рассматривается через призму случайности и необходимости.

· Возможность и действительность

Возможность – это категория, отражающая совокупность условий, предпосылок и причин проявления нового, способность материи, действительности порождать новое. Это то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Действительность – категория, отражающая все реально существующее в объективном мире. Это осуществившаяся возможность и основа формирования новых возможностей.

Возможности, порожденные закономерным развитием системы, ее необходимыми связями и отношениями, называются реальными. Возможности, опирающиеся на случайность называются формальными. Реальные возможности, в свою очередь, делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считаются те возможности, для реализации которых еще не сложились условия. Конкретной называют возможность, для реализации которой уже существуют необходимые условия.

Вероятность – это количественная мера возможности.

 

Тема 4. ПОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Наука, изучающая сущность знания, закономерности его функционирования и развития, носит название теории познания или гносеологии.

Познание – это сложный, диалектический противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании в системе идеальных образов сущности вещей, процессов, явлений, а также изучение путей и целей самого процесса образования знаний. В процессе познания осуществляется освоение человеком окружающего мира и преобразование его.

Теория познания является теорией отражения. Высший тип отражения – социальное отражение, отражение объективного мира в человеческом сознании. Оно характеризуется единством познания и сознательно-преобразующей деятельности людей.

Сознание не может творить, создавать новое, не отражая действительности, не опираясь на необходимые ее свойства и связи, законы ее изменения и развития.

Основной проблемой гносеологии является проблема отношения объекта и субъекта познания. Объект познания – то, на что направлено познание. Субъект познания – тот, кто познает. О познавательной ситуации мы можем говорить только тогда, когда есть субъект и объект познания.

Единый познавательный процесс раздваивается на два основных момента (ступени) – чувственное и рациональное познание. Чувственное познание выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы. Это ощущения, восприятия и представления. Рациональная ступень выступает в форме понятия, суждения, умозаключения.

Практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Современная практика есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства.

Практика в познании выполняет роль его основы, цели и критерия истины.

Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение.

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика.

Объективная истина – такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обусловливает ее объективность. Учение об относительной истине направлено против всевозможных концепций истины субъективно-идеалистического толка, согласно которым истина произвольно конструируется человеком, является результатом соглашений между людьми. Прагматизм считает то или иное положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни. Неопозитивизм объявляет математические и логические истины конвенциями, т.е. положениями, являющимися продуктами соглашения между учеными.

Абсолютная истина – полное и исчерпывающее знание о действительности или тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного и исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Непереходимой грани между абсолютной истиной и относительной истиной нет. Из суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

 

Тема 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

В основе духовной жизни общества лежит деятельность сознания. Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни.

Общественное бытие – это материальная жизнь общества, общественные отношения, прежде всего, производственные отношения, т.е. отношения в процессе производства, обмена, распределения и потребления.

общественное сознание можно рассматривать и как отражение общественного бытия и как активно-творческую деятельность. В своем влиянии на бытие оно может, как оценивать его, раскрывать его смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. Нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивы деятельности каждого человека. Упование на «голую» экономику – это вульгаризация материализма.

Диалектика взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания проявляется в относительной самостоятельности общественного сознания по отношению к общественному бытию.

Структура общественного сознания

Сознание людей различается в зависимости от:

1) его носителя: 2) уровня глубины отражения:

индивидуальное и общественное обыденное и теоретическое

обществ. психология и идеология

 

В структуре общественного сознания наряду с его уровнями можно выделить формы общественного сознания как конкретные элементы структуры общественного сознания и как различные способы духовного освоения действительности: политическую, правовую, нравственную, эстетическую, философскую и религиозную. Особой формой общественного сознания является наука. Особой потому, что все другие формы общественного сознания могут существовать как на уровне общественной психологии, так и идеологии, а также как научной теории, так и ненаучной.

Формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения, по формам отражения, по особенностям развития и по выполняемым социальным функциям.

В политической форме общественного сознания отражается специфическая форма деятельности людей, которая возникает вместе с появлением общественных классов и государства, когда стало необходимо регулировать классовые, кастовые, сословные, межгосударственные отношения. В первобытном обществе управление носило неполитический характер. Оно базировалось на родовых и племенных традициях.

Элементы политики: 1) власть; 2) политические отношения; 3) политическая организация; 4) политические интересы и идеи.

Политическое сознание – это осознание классом своих жизненных интересов и целей. Складывается из политической идеологии и политической психологии классов и социальных групп. Предметом отражения политической идеологии являются, прежде всего, практические политические отношения классов, наций, государств. Экономические отношения в политической идеологии отражаются через систему политических взаимоотношений классов. Политические идеи выражаются в различного рода политических учениях, политических программах партий, в декларациях и подобных им документах. Политическое сознание – целеполагающее сознание, оно отражает общественное бытие в виде постановки целей и задач, преследуемых классами в борьбе за свои интересы.

Политическое сознание более тесно, чем другие формы общественного сознания, связано с экономическим базисом. В нем в концентрированном виде отражается экономика.

Политическая культура – это, прежде всего, знание и глубокое понимание политических проблем, убежденность в необходимости их реализации и умение претворить их в жизнь. Активная социально-политическая деятельность граждан выступает как неотъемлемый элемент политической культуры.

Правосознание – одна из форм общественного сознания, совокупность взглядов, теорий, идей, представлений, чувств по отношению к существующему праву как системе устанавливаемых государством юридических норм и практической деятельности юридических учреждений.

В отличие от политического сознания, отражающего общественное бытие в форме программ, уставов, деклараций различных партий и других политических организаций, правовое сознание отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений.

Правовое сознание – сознание нормативное. Оно возникло в силу социальной необходимости регламентировать общественные отношения. Поэтому оно служит одним из средств, обеспечивающих выполнение задач, сформулированных политическим сознанием.

На уровне социальной психологии правовое сознание представляет собой различные представления людей о законном и незаконном, о справедливом и несправедливом, о должном и обязательном в отношениях между людьми, классами, нациями, государствами. Сюда же относятся чувства людей в отношении правовых явлений (чувства справедливости, неотвратимости наказания за преступление, долга и ответственности и т.д.).

На идеологическом уровне правосознание выступает в виде определенной системы правовых взглядов, в виде правовых учений, теорий, кодексов. Все элементы, представляющие правосознание внутренне связаны друг с другом, непрерывно взаимодействуют, проникают друг в друга.

Если право – относительно устойчивый элемент юридической надстройки – обладает известной инертностью, то правосознание выступает более гибким и подвижным ее элементом. Именно в правосознании прежде всего регистрируются и оцениваются малейшие изменения в сфере производства, обмена и распределения. В правосознании формулируются задачи, стоящие перед обществом в области правового регулирования. Оно как бы обеспечивает связь между экономическим базисом и правом.

Моральное или нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам общности в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Мораль, начиная с греческой античности, понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, - цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага.

Мораль возникает, функционирует и развивается под воздействием общественного бытия лишь в конечном счете, ибо мораль в своем развитии обладает относительной самостоятельностью.

Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми.

Человеческое общежитие поддерживается не только моралью, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Но мораль ответственна не за ту или иную направленность человеческого общежития, а за сам факт его существования в качестве человеческого. Она придает ему изначально самоценный смысл. Это и составляет содержание морали.

Эстетическое сознание отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикам жизни и искусства, закономерности развития искусства.

Искусство – одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо – в выражении «литература и искусство») и т.п. Это специфические художественно-образные формы воспроизведения действительности.

Воздействия любых внеэстетических факторов и моментов становятся искусством лишь тогда и постольку, когда и поскольку они становятся фактом художественным, то есть явлением принципиально иного качества, чем послуживший творцу искусства жизненный материал. Ибо материал этот предстает перед нами, читателями, зрителями, слушателями, в эстетически преобразованном, снятом виде. Действительность, воспроизведенная искусством, значительна своим объективным содержанием, которое, однако, уже нельзя отъединить, оторвать от того, что внес в нее сам художник.

Искусство делает объектом своего внимания и предметом своего рассмотрения богатство потребностей и способностей человека, целостность его развития. Искусство представляет предметно-развернутое богатство человека во всей полноте его жизни, взятое в ее возможностях стать более совершенной.

Для искусства важно показать верхний, видимый и ощущаемый нами слой, пласт, сторону действительности так, чтобы мы почувствовали все остальные, невидимые, глубоко запрятанные. Искусство «отключается» от реальности, чтобы к ней приблизиться, через воздействие на человеческую чувственность проектируя и прогнозируя ее развитие, ход событий.

 

Тема 6. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

 

Общество выступает как подсистема объективной реальности. Социальная форма движения материи отличается от процессов живой и неживой природы осознанной человеческой деятельностью. Соответственно и социальные законы действуют в обществе не так жестко как законы природы, а проявляют себя как законы-тенденции. В конечном итоге они пробивают себе дорогу через столкновение различных потребностей и интересов различных социальных групп, классов. Общество – это не простая совокупность индивидов, а сложная системная организация, в которой и посредством которой люди, взаимодействуя между собой и природой, осуществляют свою жизнедеятельность.

В социальной философии сложились 2 основные точки зрения в понимании истории: идеалистическая и материалистическая.

Идеалистическое понимание истории исходит из того, что определяющая роль в жизни и развитии общества принадлежит какому-либо духовному началу, божественному, либо человеческому сознанию. Деятельность масс предстает как нечто второстепенное, не имеющее значения для истории.

Согласно идеалистическому пониманию всякие изменения в обществе могут совершаться, прежде всего, путем изменения сознания людей, их понятий, моральных норм и т.п., а не путем революционной практики, классовая борьба подменяется лицемерной проповедью о «нравственном самосовершенствовании», любви к ближнему и т.п. Это соответствует интересам эксплуататорских классов. Исторический идеализм дает им в руки духовное оружие для теоретического оправдания своего господства и принижения роли народных масс в истории.

Материалистическое понимание истории связано с признанием первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

История может постигаться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Для теоретического подхода одного анализа современности и ее тенденций мало. Здесь требуется иной масштаб – масштаб всей истории, вскрытие закономерностей всего развития общества, хотя бы схематическое воспроизведение узловых пунктов истории. И только когда в основу изложения истории кладется знание ее сущности, то становятся понятными и объяснимыми исторические подробности, случайности и отклонения.

Метафизическому взгляду на общество К. Маркс и Ф. Энгельс противопоставили учение об историческом процессе как закономерной смене общественно-экономических формаций. С помощью понятия общественно-экономической формации удалось классифицировать порядки разных стран, опираясь на уровень развития производительных сил и тип производственных отношений. Общественно-экономическая формация – это определенный тип общества, целостная социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специфическим законам на основе данного способа производства.

Способ производства представляет собой единство двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений.

Структура общественно-экономической формации

Общественные явления, не относящиеся непосредственно

к производству, базису и надстройке, но неразрывно свя-

занные с ним:

 

1. Соответствующие учреждения и организации. 2.
Быт Формы общностей людей Язык Наука  
Идеологические отношения.

3. Общественные идеи.

Производственные отношения

Производительные силы

 

Истории известны 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладение, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социализм и коммунизм – 2 фазы).

Неизбежность смены одной формации другой обусловливается, в конечном счете, противоречиями, присущими сфере материальной жизни общества. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями… Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (Маркс К. Предисловие «К критике политической экономии». – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. – С. 7).

Известно, однако, что реальный процесс смены формаций в той или иной стране осуществляется лишь при определенной совокупности конкретно-исторических условий. Неодновременность осуществления этой смены в различных регионах земного шара приводит к такому положению дел, когда старый, изживший себя строй и новый мир оказываются сосуществующими друг с другом в течение длительного периода времени.

Историческая эпоха – это сравнительно длинный и качественно своеобразный период истории, характеризующий тот или иной отрезок всемирной истории в соответствии с ведущей для данного времени тенденцией общественного развития. Для ее определения необходимо знать «какой класс стоит в центре той или иной эпохи, определяя главное ее содержание, главное направление ее развития, главные особенности исторической обстановки данной эпохи и т.д.» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. – С. 142).Учение о формации позволяет вычленить сущность каждой эпохи, ее ведущие тенденции и закономерности.

Цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества в целом, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), способ производства общественной жизни. Так современная цивилизация характеризуется промышленным способом производства, это промышленная цивилизация.

Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства.

Собственность на средства производства может быть частной и общественной.

При общественной собственности члены общества равны по отношению к средствам производства. Между ними существуют отношения сотрудничества и взаимной помощи.

На основе частной собственности между людьми устанавливаются отношения господства и подчинения.

Виды общественной собственности: собственность рода, племени, общины, общенародная или государственная, колхозно-кооперативная.

Формы частной собственности: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.

Существует еще частная собственность производителей, основанная на личном труде, но эта форма всегда подчинена господствующим в данном обществе производственным отношениям.

На протяжении всей истории человечества действует общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Производительные силы, развиваясь, рано или поздно с необходимостью вызывают соответствующее изменение производственных отношений.

Смена производственных отношений приводит к смене способа производства. Это происходит не по произволу людей, а в силу действия рассмотренного закона.

Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Данный базис отражается в надстройке с позиций различных классов.

Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Возникнув на определенном базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший ее базис и развитие общества в целом. Прогрессивная надстройка способствует своему базису и данному обществу оформиться, укрепиться, развиваться. Реакционная надстройка охраняет незыблемость реакционного базиса, тормозит развитие производительных сил.

 

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В

ДИАЛЕКТИКЕ ИСТОРИИ

 

Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий прогресса. Но такие критерии характеризуют лишь отдельные стороны общественной жизни, и ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом. Кроме того, не все подсистемы в обществе развиваются одинаково и равномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других. Так, в рабовладельческом и феодальном обществах, пришедших на смену первобытнообщинному строю, где равно уважались права и достоинства всех членов общества, прогресс в развитии производительных сил, науки, искусства достигался за счет бесчеловечной эксплуатации основной массы населения. Быстрый рост производительных сил на ранних стадиях развития капитализма вовсе не означал быстрого прогресса во всех областях общественной жизни. Напротив, период первоначального накопления капитала вошел в историю как период невероятных страданий масс, резкого падения морали господствующего класса.

И, тем не менее, высшим, объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Следует учитывать, что производительные силы определяют развитие общества: а) в конечном счете; б) во всемирно-историческом масштабе; в) в самом общем виде. Реальный же исторический процесс протекает в конкретных исторических условиях и во взаимодействии многих общественных сил.

Чтобы не ошибиться в применении критерия развития производительных сил, обязательно нужно учитывать, что это весьма общий критерий, значение которого проявляется, когда рассматриваются большие периоды человеческой истории. И говорит об одном: те общественные отношения прогрессивны, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают больший простор для их развития, для роста производительности общественного труда, для развития человека. С помощью этого критерия выявляется основная линия прогресса.

Даже в материальной культуре прогресс следует связывать не только с уровнем технологии, производительности труда. Так, если за критерий взять развитие личности, то исходя из вопроса, насколько данная система производства способствует развитию личности, капиталистическая материальная культура не может быть оценена однозначно: в ней следует не только видеть необходимый и прогрессивный этап в развитии культуры, но и выявлять ее внутренние противоречия. Ведь здесь материальный прогресс достигался ценой отчуждения человека, однобокого развития способностей личности. Из любых двух сопоставляемых систем для человека предпочтительнее та, которая обеспечивает ему б о льшую степень свободы.

Создатели социальной философии марксизма, много размышлявшие над смыслом человеческого бытия, направлением истории и целью прогресса, были склонны считать, что смысл бытия, направление и цели истории состоят в переходе человека к такой организации общества, которая бы означала скачок из царства необходимости в царство свободы.

Подлинный прогресс социальных систем состоит в том, что возрастает степень реально достижимой свободы, если не для всех, то, по крайней мере, для все большего числа членов общества. 2 типа общественного прогресса: антагонистический и неантагонистический.

Прогресс отнюдь не является чем-то светлым, одинаково привлекательным для всех. Напротив, он жесток, ибо прогресс одной части общества происходит во многом за счет эксплуатации, угнетения и подавления другой его части, продвижение в одних областях за счет потерь в других. В антагонистических обществах человеческий прогресс уподобляется «тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых» (Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. – Соч. Т. 9. – С. 230).

Человечество дорого платит за свой прогресс, и последующее развитие капитализма уже в ХХ в. показало это со всей очевидностью, породив мировые войны, фашизм, ядерную и экологическую угрозы.

Исследование капитализма привело К. Маркса к выводу, что это общество представляет последнюю формацию, развивающуюся в формах социальных антагонизмов, а с возникновением социализма создаются условия для такого типа развития, когда движение вперед будет основываться не на эксплуатации, а на развертывании инициативы и сотрудничества, на соединении усилий всех социальных групп во благо всего общества, а не за счет одних в пользу других. Это определяет переход к неантагонистическому типу общественного прогресса.

Социальный прогресс и свобода. Подлинный прогресс социальных систем состоит в том, что возрастает степень реально достижимой свободы, если не для всех, то, по крайней мере, для все большего числа членов общества.

Свобода есть продукт общественного развития, и степень обладания ею зависит от конкретно-исторических условий. Человек обладает не полной, раз и навсегда обретенной свободой, а лишь определенной ее «мерой, являющейся переменной и зависимой величиной. Мера свободы в целом зависит от уровня развития производительных сил, степени познания человеком объективных законов, от характера социально-политического строя того или иного общества.

Свобода – это процесс «познания необходимости», т.е. ее понимания и учета в деятельности.

Каждый раз, делая свободный выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не сужалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

Свобода личности всегда представляет собой лишь часть той свободы, которой обладает данное общество.

 

Тема 8. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

 

Социальная структура – это сеть устойчивых связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями различных социальных общностей и групп, разделением труда, характером государства и др. социальных институтов.

В результате взаимодействия людей социальные общности могут складываться по самым различным признакам: классовым, национальным, профессиональным, возрастным, половым, территориальным и др. В этой связи к элементам социальной структуры в широком смысле относят общественные классы, слои внутри классов, промежуточные группы, нации, народности, племена, роды, семья, различные возрастные группы (молодежь, пенсионеры и т.д.).

Исторические формы общностей людей:

Род – это сравнительно небольшая группа людей, связанных узами кровного родства, то есть происшедших от одного предка.

Племя – это союз нескольких родов.

Народность – это общность людей, следующая за родоплеменной общностью в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появления и развития классов.

Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни, общностью некоторых особенностей общественной психологии, специфических черт национальной культуры.

Следует различать понятия «нация» и «национальность» Национальность – этническая категория, она этнически характеризует нацию, но не только нацию. Национальность уходит своими корнями в докапиталистические формы общности людей – народность, племя. Нации без национальности нет и быть не может. Национальность же сама по себе еще не означает принадлежности к одноименной нации.

Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Возможность появления классов коренится в таком росте производительности труда, при котором возникает прибавочный продукт и становится экономически выгодной эксплуатация человеческой рабочей силы. Это происходит в первобытном обществе в результате двух крупных этапов в разделении труда, выделенных Ф. Энгельсом:

1-е разделение труда – пастушеские племена выделились из остальной массы варваров:

2-е разделение труда – ремесло отделилось от земледелия.

Возникновение классов относится к глубокой древности. В Египте, Индии, Греции раскол общества на классы произошел 3-5 тыс. лет назад.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1990.

2. Основи філософських знань: Підручник. – К.: Центр учбової літератури, 2008.

3. Філософія / За ред. Бичко І.В., Бойченко І.В. – К.: Либідь, 2001.

4. Філософія / За ред. Г.А. Заїченко, В.М. Саратовського. – Київ: Вища школа, 1995.

5. Філософія. Курс лекцій / Бичко І.В., Осінчук Ю.В., Табачковський В.Г., Бичко А.К та ін. – К.: Либідь, 1991.

6. Философия. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Ю.В. Осинчука. – К.: Ніка –Центр, 1997.

7. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 1998.

8. Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

9. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы мировоззрения: миф, религия, философия | Этапы развития информационного рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.287 сек.