Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Методика проведения анализа и диагностики




Разработка системы аналитических показателей, их классификация и систематизация

Содержание и задачи экономического анализа

Содержанием экономического анализа является глубокое и все­стороннее изучение экономической информации о функциониро­вании анализируемого субъекта хозяйствования с целью приня­тия оптимальных управленческих решений по обеспечению вы­полнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяй­ственных резервов.

Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях;

2) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов. Оно достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного (текущего) анализа хозяйственной деятельности;

3) объективное и всестороннее изучение выполнения установлен­ных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции;

4) поиск резервов повышения эффективности производства на ос­нове изучения передового опыта и достижений науки и практики;

5) определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

6) прогнозирование результатов хозяйствования;

7) исследование коммерческого риска;

8) сравнительный анализ маркетинговых мероприятий;

9) подготовка аналитических материалов для выбора оптималь­ных управленческих решений, связанных с корректировкой теку­щей деятельности и разработкой стратегических планов.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур определяется как специфи­кой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (про­блемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.д.).

Показатели - это элементарные модели, с помощью которых описываются количественные и качественные характеристики тех или иных процессов в хозяйственной деятельности. Каждый по­казатель раскрывает лишь часть реальной деятельности, поэтому, чтобы охарактеризовать деятельность предприятия, необходимо огром­ное количество показателей.

Под системой показателей, характеризующей определенный экономический объект или явление, понимается совокупность вза­имосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления.

Между показателями можно выделить четыре типа связей: логические, семантические, функциональные и стохастические.

Поскольку в анализе используется большое количество раз­нокачественных показателей, необходима их группировка и сис­тематизация.

1. По содержанию показатели делятся на: а) количественные показатели; б) качественные показатели.

2. Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие - только в отдельных отраслях. По этому признаку показатели делятся на: а) общие; б) спе­цифические.

3. По степени синтеза показатели делят­ся на: а) обобщающие; б) частные; в) вспомогательные (косвенные).

4. Аналитические показатели делятся на: а) абсолютные;б)относительные.

5. В зависимости от применения отдельно взятых показателей их подразделяют на: а) объемные; б) удельные.

6. При изучении причинно-следственных отношений показате­ли делятся на: а) факторные; б) результативные.

7. По способу формирования различают показатели: а) нормативные; б)плановые; в) учетные; г) аналитические (оценочные).

Тема 2. Виды анализа, их классификация и характеристика.

 

Классификация экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. Выделяют следующие виды экономического анализа:

1. По отраслевому признаку:

а) отрасле­вой,методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строи­тельства, транспорта, торговли и т.д.);

б) межотраслевой, который является теоретической и методологической основой ЭА во всехотраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией экономического анализа.

2. По признаку времени:

а) предва­рительный (перспективный) – проводится до осуществления хозяйственных операций; необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов;

б) последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хозяйственных актов и используется для кон­троля за выполнением плана, выявления неиспользованных резер­вов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

оператив­ный (ситуацион­ный) – проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени; его целью является выявление недостатков в работе и воздействие на хозяйственные процессы;

итоговый (результативный, заключительный) –проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесто­ронне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

3. Но пространственному признаку:

а) внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

б) межхозяйственный, при котором сравниваются результаты деягельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

4. По объектам управления:

а) технико-экономический, который проводится тех­ническими службами предприятия в лице главного инженера, главного технолога. Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли­яния на экономические результаты деятельности предприятия;

б) финансово-экономический, (проводимыйфинансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами) основное вни­мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри­ятия: выполнению финансового плана, эффективности исполь­зования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

в) управленческий, которыйпроводят все службы предприя­тия с целью предоставления руководству информации, необхо­димой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации произ­водства; носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

г) социально-экономический (проводится экономическими служ­бами управления, социологическими лабораториями, статистическими органами) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические резуль­таты хозяйственной деятельности;

д) экономико-статистический (проводится статистическими орга­нами) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

е) экономико-экологический (проводится органами охраны окружающей среды, экономическими службами предприятия) ис­следует взаимодействие экологических и экономических про­цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

ж) маркетинговый (проводится службой маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра­ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

5. По методике изучения объектов:

а) сопоставительный – предполагает сравнение отчетных показателей о результатах хозяйствен­ной деятельности с показателями плана текущего года, данны­ми прошлых лет, передовых предприятий;

б) факторный – направлен на выявление величины влия­ния факторовна прирост и уровень результативных показателей;

в) диагностический – представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономи­ческих процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

г) маржинальный – предусматриваетоценку и обоснова­ние эффективности управленческих решений в бизнесе на ос­новании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

д) экономико-математический – позволяетвыбрать наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой задачи; с его помощью выявляются резервы повышения эффективнос­ти производства за счет более полного использования имею­щихся ресурсов;

е) детерминированный – применяется для исследова­ния функциональных взаимосвязей между факторными и резуль­тативными показателями;

ж) стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) – используется для изучения стохастичес­ких зависимостей между исследуемыми явлениями и процес­сами хозяйственной деятельности предприятий;

з) функционально-стоимостной – основанна функ­циях, которые выполняет объект и ориентирован на оптималь­ные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назна­чение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конст­рукции изделия, замены материалов и т.д.

6. По субъектам (пользователям анализа):

а) внутренний – проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, крат­косрочного и долгосрочного управления производственной, ком­мерческой и финансовой деятельностью;

б) внешний – проводится на основании финансовой и статистической от­четности органами хозяйственного управления, банками, финан­совыми органами, акционерами, инвесторами.

7. По охвату изучаемых объектов:

а) сплошной – выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

б) выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов.

8. По содержанию программы:

а) комплекс­ный – деятельность предприятия изучается всесторонне;

б) тематический – изучаются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес, (вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предпри­ятия, снижения себестоимости продукции и пр.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.