Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческие финансы новое направление финансового менеджмента. История возникновения и развития

 

В основе большинства рассмотренных нами ранее классических финансо­вых концепций лежит предположение о ра­циональном поведении инвестора на рынке. Однако, многочисленными исследованиями ученых под­тверждено, что, люди подвергаются влиянию целого ряда иллюзий, эмоций, ошибочного восприятия информации и прочих «иррациональных» факторов. Именно на основе выявления данных факторов и изучения их воздействия на процесс принятия ин­вестиционно-финансовых решений возникла в 1985 году новая финансовая наука - «поведенческие финансы».

Обобщая результаты работ различных исследователей, полученные за мно­гие годы изучения данной проблемы, все субъективные факторы, определяющие поведение инвесторов на рынке, следует разделить на две категории (слайд 16).

К первой необходимо отнести ошибочное восприятие действительности или неверную оценку реальной ситуации.

Ко второй относятся эмоциональные факторы, присущие подавляющему большинству индивидуумов.

Первая группа факторов вызывает к жизни три ситуации, приводящие к получению неверных оценок и в дальнейшем - к нерациональным действиям (слайд 17).

1. Переоценка имеющейся информации.

Если человек владеет информацией, которая соответствует сложившимся у него стереотипам, он начинает придавать данной информации слишком большое значение (даже в случае, когда она абсолютно бесполезна для принятия верного решения) и игнорировать действительно зна­чимые факторы.

2. Неправильное использование на практике моделей теории вероятностей и математической статистики при оценке достоверной и значимой информации.

Пытаясь оценить вероятность появления того или иного результата из нескольких возможных, люди обычно полагаются на репрезентативность. При этом широко используются среднестатистические данные, без учета того, что полученные ре­зультаты верны лишь для достаточно большого количества экспериментов.

3. Влияние на формирование оценки способа описания ситуации и подачи ин­формации (как значимой, так и бесполезной).

Психология людей в восприятии имеющейся информации такова, что раз­личные способы ее представления ведут к получению различных оценок, т.е. информация, которая должна являться самым главным фактором в оценке ситуации, зачастую ока­зывает прямо противоположное действие, и основные причины этому следую­щие:

♦ люди принимают ограниченную информацию за исчерпывающую и до­
статочную;

♦ люди принимают доступную, имеющуюся в их распоряжении, информацию за информацию действительно значимую в данном случае;

♦ люди не сознают значимость имеющейся информации;

♦ владея необходимой и достаточной информацией, люди применяют неверные методы для ее оценки;

♦ люди склонны видеть закономерность там, где в действительности имеет место случайность.

Не меньший вклад в нерациональность поведения на рынке вносят и эмоци­ональные факторы (см. выше вторая группа), заложенные в самой природе человека. Именно они заставля­ют людей вести себя определенным образом.

В целом, как показали эксперименты различных исследователей, наиболее существенными проявлениями, отражающими особенности человеческой психи­ки, являются следующие (слайд 18()йд 17).

1. Эффект определенности. Предпочтение меньшего дохода, но «наверняка», т.е. со 100%-ной уверенностью, большему доходу, но с некоторой меньшей вероятностью получения.

2. Эффект оформления. Заключается в разном восприятии подавляющим боль­шинством людей проблемы, если она описана в разных («отрицательных» или «положительных») формулировках и соответственно разных предпочтениях, что очевидным образом противоречит теории рационального выбора.

3. Эффект изоляции. Упрощая выбор между различными перспективами, люди игнорируют общие черты, сосредотачивая внимание на различиях. Это может привести к разным предпочтениям в одинаковых ситуациях, если возможны несколько вариантов разложения перспектив на одинаковые и различные компоненты.

4. Нелинейность предпочтений. С ростом возможных сумм выигрышей или потерь сглаживается значимость одинаковой по абсолютной величине разницы между этими суммами. Например, если приходится выбирать между возможной прибылью в 200 или 300 руб., разница в 100 руб. существенна. Однако если речь идет о суммах в 1200 и 1300 руб., та же самая разница — 100 руб. — уже не имеет такого значения. А суммы 10 200 руб. и 10 300 руб. воспринимаются практически одинаково.

5. Отвращение к потерям. Отрицательные эмоции людей, переживаемые в связи с потерями, намного сильнее положительных эмоций, связанных с получением прибыли.

6. Эффект компетентности. Люди склонны к большему риску в тех областях, в которых они более компетентны.

7.Эффект информационного каскада (эффект толпы).Люди часто подвержены влиянию стороннего мнения, что проявляется даже в том случае, если они точно знают, что источник мнения некомпетентен в данном вопросе.

8. Склонность воспринимать ситуацию через призму собственных желаний и ожиданий, принимать желаемое за действительное, формирующая предвзятое мнение и в результате ошибочные решения.

9. Склонность игнорировать события, противоречащие сложившемуся взгля­ду на конкретный рыночный объект.

10. Эффект капкана - инвестор уже вложил деньги, время, усилия в проект и принимает решение продолжать это делать ради своих первичных вложений, хотя перспективы его серьезно ухудши­лись.

11. Иллюзия контроля. Склонность к большему риску в ситуации кажущейся возможности влияния на исход операции. Возникает, когда индивидууму необхо­димо производить определенные действия, на самом деле не оказывающие влияния на будущий результат.

12. Эффект консерватизма. Замедленное изменение субъектами своих убеж­дений под влиянием новой информации.

Таким образом, в противоположность признакам рационального поведения, на которых ос­новываются классические финансовые теории, поведенческие финансы пред­ставляют следующие характеристики нерационального поведения, присущие со­временным участникам фондовых рынков (слайд 19).

Инвесторы не придерживаются пассивных стратегий, подразумеваемых теорией эффективных рынков. Они весьма активно продают и покупают ценные бумаги, часто используя недостоверную или устаревшую информацию, следуют советам «экспертов», недостаточно диверсифицируют свои рыночные портфели и т.д.

Инвесторы не оценивают рискованные активы в соответствии с принципом максимизации ожидаемой полезности. Они не объективно оценивают вероятностные характеристики ожидаемых результатов по причине отвращения к потерям и переоценки желательных результатов.

♦ Инвесторы прогнозируют будущие неопределенные величины (например, поток доходов, генерируемый некоторой ценной бумагой), строят статистические и вероятностные модели, основываясь на информации, относящейся к краткосрочному предшествующему периоду, которая никак не может служить основой для применения аппарата теории вероятностей и математической статистики.

♦ Инвесторы могут принимать различные инвестиционные решения, в зависимости от формы постановки задачи («эффект оформления»). Наиболее распространенным примером является вопрос выбора между акциями и облигациями в качестве долгосрочного объекта инвестирования.
Если, оценивая привлекательность облигаций, инвестор сравнивает их с долгосрочными акциями, он принимает решение в пользу последних, по результатам, полученным в течение значительного периода времени. Если же объектом альтернативного варианта вложения является краткосроч­ное вложение в акции, то, как правило, наиболее привлекательными кажутся облигации.

♦ Вследствие присущего инвесторам консерватизма и пользуясь эвристическим пра­вилом репрезентативности, они проявляют либо недостаточную, либо чрезмерную реакцию, что влияет на формирование цен на финан­совые активы и, как следствие, на величину получаемого инвесторами дохода.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория капиталовложений и человеческий фактор | Терия перспектив
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.