Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики оценки гудвилла в мировой отечественной практике

 

В специальной литературе по бухгалтерскому учету и финансовому анализу термины «деловая репутация», «добрая воля» и «гудвилл» используются как слова синонимы и представляют собой русские аналоги английского слова goodwill.

Именно гудвилл наиболее важная категория во всей теории интеллектуального капитала, потому что она позволяет понять почему рыночная стоимость компании гораздо выше, чем стоимость, которую мы можем получить используя бухгалтерский баланс.

Гудвилл – это преимущество, которое получает покупатель при покупке уже существующей или действующей компании. Эти преимущества характеризуются выгодным географическим расположением, квалифицированным управленческим персоналом, хорошо поставленной системой сбыта, благоприятными кредитными условиями у данной компании, высоким качеством товаров компании, качественным обслуживанием клиентов и т.д. Они так важны, что влияют непосредственно на оценку стоимости компании.

В ПБУ 14/2007, ст. 42 – «гудвилл определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по и стоимостью по бухгалтерскому балансу ее активов и обязательств на дату его покупки (приобретения)».

Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. В ПБУ 14/2007, ст. 43 положительная репутация рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, что компания с высоким гудвиллом, выставленная на торги, оценивается намного дороже, чем ее балансовая стоимость.

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.

Приобретенная деловая репутация (ПБУ 14/2007, ст. 44) амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом в соответствии с пунктом 29 настоящего Положения.

Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов (ПБУ 14/2007, ст. 44). Трактовка приобретенного гудвилла и его отражение в учете и отчетности различаются по странам. В США и Германии гудвилл можно амортизировать в течение сорока лет; во Франции этот срок 20 - 40 лет, в Испании десять-лет, в Великобритании гудвилл рекомендуется списывать за счет резервов материнской компании, но,не запрещена его амортизация.

В альмонахе «Финансовый мир» работах В.В.Ковалева и Н.В. Бонга показывается, что методологически возможны четыре варианта амортизации гудвилла [11]:

1.Гудвилл должен капитализироваться, но он не подлежат амортизации.

2.Гудвилл капитализируется, т.е. показывается в балансе как долгосрочный актив и амортизируется.

3.Гудвилл трактуется как расходы текущего периода и подлежит немедленному списанию.

4. Гудвилп как специфический фактор уменьшения капитала собственников, предполагается его немедленное списание за счет добавочного капитала (из перечисленных вариантов наиболее предпочтительны те, которые позволяют уменьшить налогооблагаемую прибыль).

В МСФО гудвилл определяется как неосязаемый актив, возникающий благодаря:

- наименованию;

- репутации;

- наличию постоянной клиентуры;

- местоположению и другим факторам, которые нельзя выделить и оценить по отдельности и которые создают экономические выгоды. Таким образом, гудвилл – важная рыночная категория (слайд 20) обладающая следующими особенностями:

- не имеет материальной субстанции;

- уникален, так как приносит доход, который не отражается в балансе;

- обладает двойственностью в плане представления в отчетности, т.к. любая компания может обладать одним или несколькими приобретенными гудвиллами и т.д..

Крупные компании, обладающие гудвиллом, часто привлекают рекламу – и тем самым способствуют увеличению спроса на свою продукцию или услуги.

Однако, любая оценка гудвилла является условной до тех пор, пока не возникнет операция купли-продажи данной компании. Гудвилл и его оценка возникают только при осуществлении операций купли-продажи компании в целом. Если же продажи нет, то гудвилл можно оценить только приблизительно как разницу между рыночной стоимостью и нетто-активами компании (чистые активы компании по рыночной оценке).

Мировой опыт и фондовый рынок, где компании оцениваются через пакеты прикладных программ уже много лет показывает важность гудвилла.

Дженерал-Электрик: балансовая стоимость и гудвилл отличается на 100 млрд. долл., а в Майкрософт – на 60 млрд. долл.

Лауреат Нобелевской премии Тобин Джеймс – предложил систему оценки гудвилла для оценки инвестиционной привлекательности компании.

g (коэффициент Тобина) = рыночная капитализация компании (рыночная стоимость акций) / Чистые активы компании.

g – позволяет сопоставить числитель и знаменатель. Чем больше величина на которую числитель превосходит знаменатель, тем перспективнее компания для рынка (дороже стоит при покупке).

Если данный коэффициент больше 1, то инвестиционная привлекательность компании высока, компания имеет ценность и в нее стоит вкладывать ресурсы (купить ее) и это будет для покупателя выгоднее, чем открывать новую компанию. Если q - меньше единицы, то это первый признак того, что фирма может стать объектом враждебного поглощения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интеллектуальная собственность и интеллектуальные ресурсы | Оценка стоимости компании, добавленной интеллектуальным капиталом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.