Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, причины и основные этапы реструктуризации




 

В условиях стабильной рыночной экономики предприятие определяет стратегию своего развития, исходя из относительно устойчивых параметров как внешней, так и внутренней среды, но в любой экономике и особенно экономике переходного период, сопровождающегося кризисными явлениями, создается высокая неопределенность. Такие цели предприятия, как получение максимальной прибыли, более полное и качественное удовлетворение общественных потребностей, повышение социально - экономического уровня жизни отодвигаются на второй план.

Стремительный переход России к рыночным отношениям хозяйствования, формирование товарных и финансовых рынков, конкуренция и т.д. предъявили новые, жесткие требования к предприятиям. Успех развития предприятия зависит во многом от того, насколько быстро и активно оно воспринимает рыночные перемены и адаптируется к новым условиям хозяйственной деятельности (рисунок 1).

Не все предприятия готовы к быстро меняющейся рыночной конъюнктуре, и многие из них оказываются на грани банкротства, но очень часто предотвратить банкротство, оздоровить и вывести предприятие из состояния кризиса можно при помощи его реструктурирования. В этих условиях реструктуризация предприятий, промышленного потенциала и является той центральной задачей, тем главным источником подъема, от которого зависит экономии всей России.

Рисунок 1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность компании.

В переводе с английского «реструктуризация» (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. В общем виде реструктуризация предприятия - это любое изменение в производственной, организационной структурах, структуре капитала, которые не являются частью повседневного делового цикла организации.

Реструктуризация организации проводится с целью:

1) решение определенных экономических задач (например: финансовое оздоровление);

2) изменение состава собственников предприятия;

3) привлечение инвестиций в производство;

4) увеличение стоимости предприятия;

5) разрешение конфликтов между отдельными подразделениями,
филиалами и центральным аппаратом.

Цель финансового оздоровления ставится, как правило, в процессе реструктурирования несостоятельного предприятия или предприятия, имеющего первые признаки финансовых проблем. Цель увеличения стоимости обычно ставится в процессе реструктуризации благополучного предприятия для повышения его эффективности. Реструктурирование с целью изменения структуры контроля может осуществляться как на несостоятельных предприятиях, так и на благополучных.



В процессе достижения целей реструктурирования предприятия происходят изменения в различных его структурах:

- производственной структуре;

- структуре управления;

- структуре собственности с распределением контроля над организацией;

- структуре активов и пассивов.

Цели реструктуризации в значительной степени определяются причинами ее порождающими. Основной причиной реструктуризации компании обычно яв­ляется низкая эффективность ее деятельности, которая выражает­ся в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.

Всю совокупность причин можно классифицировать по ряду признаков. Например, причины могут быть внешними и внутренними по отношению к данному предприятию; по сфере действия они могут быть экономическими, политическими, техническими, психологическими и т.д. Про6лема классификации причин реструктурирования требует особого внимания, так как четкое формулирование основной и сопутствующих причин облегчает решение
задачи выбора стратегии дальнейшего развития предприятия, а также соответствующих направлений, видов и типов реструктурирования предприятия.

К внутренним причинам относится: 1) эволюционная; 2) изменение интересов собственников предприятия; 3) увеличение масштабов производства или нейтрализация конкурентов; 4) конфликты между собственниками, между генеральным директором и советом директоров или топ - менеджментом и др.

1.Эволюционная причина. Основной причиной реструктуризации предприятия являются качественные изменения внутри предприятия в процессе его эволюционного развития во времени. Малое предприятие со временем превращается в среднее, затем в крупное предприятие и далее в холдинг. Переход от одной стадии эволюционного развития к другой характеризуется реструктуризацией этого предприятия. Например, переход от малого к среднему чаще всего сопровождается реструктуризацией организационной структуры. Эволюционную причину можно назвать естественной причиной роста предприятия.

2. Изменение интересов собственников предприятия. Данная причина
является существенной, поскольку собственник может ликвидировать
предприятие, продать или расширить его. В этом случае реструктуризация
предприятия может осуществляться, как разделение сфер бизнеса,
ликвидация бизнеса, создание на базе действующего предприятия ряда
новых.

3. Увеличение масштаба предприятия или нейтрализация конкурентов.
Для реализации эффекта от масштаба чаще всего осуществляется слияние
поглощение или присоединение. При этом нейтрализуются
непосредственные конкуренты.

4. Конфликты между собственниками, между генеральным
директором и советом директоров или топ - менеджментом и др
. Обычно
конфликты между вышеназванными участниками со временем
накапливаются, и разрешить их можно лишь при помощи реструктуризации
(например, по средствам разделения предприятия на несколько
самостоятельных предприятий).

И, наконец, одной из распространенных причин реструктурирования предприятий является их износ: функциональный, физический и внешний. Функциональный износ предприятия связан с продолжающимся функционированием "старого" ("прежнего") предприятия, созданного в докапиталистических условиях, в новых рыночных условиях хозяйствования, к которым оно не приспособлено. Для адаптации такого предприятия к реальным рыночным условиям необходимо реструктурирование. Несостоятельные предприятия в процессе реструктурирования превращаются в новые, современные эффективные предприятия, управляемые высококвалифицированными менеджерами, и ориентированные на потребности рынка.

К внешним причинам реструктуризации относятся: 1) экономические условия; 2) политические изменения; 3) законодательные изменения и другие.

Классификация реструктуризации.

По способам осуществления реструктуризации можно выделить:

1) реструктуризацию путем расширения (слияние, поглощение,

присоединение);

2) реструктуризация путем сокращения (ликвидация, расщепление, отчуждение).

В зависимости от целевых установок и стратегии компании определяется одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.

Оперативная реструктуризация предполагает изменение струк­туры компании с целью ее финансового оздоровления (если ком­пания находится в кризисном состоянии) или улучшения плате­жеспособности. Она проводится за счет внутренних источников компании с помощью инструментария сокращения и «выпрямле­ния» издержек (перехода от косвенных к прямым издержкам), выделения и продажи непрофильных и вспомогательных бизнесов. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации.

Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленных на повышение инвестиционной при­влекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и увеличению стоимости. Стратегическая реструктуризация направлена на достижение дол­госрочных целей. Многие предприятия, активно используя стратегии внутреннего роста для максимальной реализации намеченных планов, а также сохранения ком­пании как действующей, стремятся привлечь факторы внешнего роста. Данное направление процесса реструктуризации получило название «стра­тегическое направление».

Виды деятельности по стратегическому направлению реструктуриро­вания включают: расширение (слияние, присоединение); сокращение (раз­деление, выделение); преобразование акционерного капитала. Результатом ее успешного проведения становит­ся возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала.

По масштабу охвата структурных изменений выделяют комплекс­ную и частичную реструктуризацию.

Комплексная реструктуризация - это долгосрочный и дорого­стоящий процесс, к которому прибегают лишь единицы предпри­ятий. Она проводится поэтапно, преобразования затрагивают все элементы компании. В ходе такой реструктуризации используют­ся различные механизмы. При этом в зависимости от влияния точечных преобразований на отдельные направления деятельности компании происходит корректировка общей программы реструк­туризации, а затем продолжается дальнейшая работа.

Частичная («лоскутная») реструктуризация затрагивает один или несколько эле­ментов бизнес - системы. В ходе ее реализации изменениями в функциональных областях разрозненно занимаются привлеченные консультанты, и часто преобразования носят хаотичный характер, а их влияние на другие направления деятельности компании не анализируется. Поэтому неудивительно, что частичная реструкту­ризация приводит лишь к локальным результатам и может быть неэффективна в рамках всей бизнес - системы.

По формам осуществления реструктуризации и объектам, подлежащим реструктуризации выделяют:

правовая реструктуризация;

финансовая реструктуризация;

организационная реструктуризация;

управленческая реструктуризация;

операционная реструктуризация.

Объекты реструктуризации:

1) элементы, формирующие имущественный комплекс предприятия (активы этого предприятия и его обязательства);

2) элементы, формирующие бизнес предприятия.

Реструктуризация активов представляет собой процесс изменения условий использования активов с целью повышения экономической эффективности функционирования предприятия.

Реструктуризация обязательств - это изменение условий погашения обязательств с целью повышения экономической эффективности функционирования предприятия.

К элементам, формирующим бизнес предприятия, относятся различные
бизнес - направления, в рамках которых функционируют различные бизнес - единицы.

Генеральной целью реструктуризации в организации выступает получение

экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации, который представляет собой четко выраженный финансовый результат, который чаще всего проявляется при осуществлении финансовой и операционной реструктуризации.

При проведении организационной управленческой или правовой реструктуризации эффект от ее осуществления может подвергаться только косвенной оценке. Экономический эффект от реструктуризации организации в целом складывается из эффектов от реструктуризации всех объектов или элементов, формирующих имущественный комплекс и бизнес предприятия.

Реструктуризация данных элементов является одним из существенных факторов, увеличивающих стоимость предприятия.

При проведении реструктуризации следующие стадии (этапы) реструктуризации предприятий (рис. 2):

Первый этап - определение целей реструктуризации, т.е., что именно не устраи­вает менеджмент в текущей деятельности компании, чего они хотят добиться в результате структурных изменений.

Второй этап - диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить ее слабые и силь­ные стороны, понять перспективы развития и рентабельность даль­нейшего инвестирования в этот

Рис. 2. Этапы реструктуризации компании

бизнес анализируется ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства.

Третий этап - разработка стратегии и программы реструктуризации - формализуются и уточняются стратегические цели предприятия, детализируются качественные и количественные целевые параметры, которых должна достичь система с учетом ресурсных ограничений.

Четвертый этап - осуществление реструктуризации в соответ­ствии с разработанной программой. Если происходит их отклонение от запланированных значений, компания осуществляет корректировку программы.

Пятый этап - сопровождение программы реструктуризации и оценка ее результатов.





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2197; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.163.158.163
Генерация страницы за: 0.087 сек.