Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Конкуренция в системе предпринимательства (2 ч)




1. Сущность конкуренции.

Конкуренция – основа рыночной экономики, важнейший стимул экономического роста, улучшения качества продукции и услуг, ускорения НТП и снижения издержек на свои производственные и сбытовые затраты, путь к ликвидации обременительных для общества убыточных предприятий. Конкуренция – это состязательность, противоборство между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Она повышает эффективность общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Конкуренция позволяет уравновесить спрос и предложение.

3. Виды конкуренции и их классификация.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и потребителей различают совершенную (свободную, чистую) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция:

· Неограниченное количество продавцов и покупателей, никто из них не оказывает значительного влияния на рыночную цену и количество товара;

· Производится однородный продукт;

· Вход и выход новых фирм – свободный.

Несовершенная конкуренция представлена тремя видами конкуренции:

Чистая монополия:

  • Одна фирма – продавец;
  • Уникальный товар, не имеющий близких заменителей;
  • Высокий контроль над рыночной ценой, неограниченная рыночная власть;
  • Проникновение других фирм в отрасль – заблокировано.

Монополистическая конкуренция:

  • Большое число продавцов;
  • Продукция похожая по своим потребительским свойствам, но не идентичная (дифференцированная);
  • Вход в отрасль относительно легкий.

Олигополия:

  • Несколько крупных предприятий-продавцов;
  • Продукт как стандартизированный, так и дифференцированный;
  • Неценовые методы конкурентной борьбы;
  • Вступление в отрасль – очень сложное.

 

В экономике выделяют следующие формы конкуренции:

- реальная и потенциальная;

- конкуренция на внешнем и внутреннем рынке;

- внутриотраслевая конкуренция;

- межотраслевая конкуренция;

- конкуренция производителей за потребителя и наоборот и т.д.

 

Методы конкуренции можно условно разделить на добросовестные и недобросовестные.

Под добросовестными методами конкуренции понимаются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизованные взаимоотношения и обмен и информацией между конкурентами, поиск форм совместного существования, выработку соглашений по спорным вопросам:

- повышение качества продукции;

- снижение цен;

- реклама;

- послепродажное обслуживание и пр.

К недобросовестным методам конкуренции относятся:

- демпинговые цены;

- установление контроля над конкурентом;

- экономический и промышленный шпионаж;

- злоупотребление господствующим положением на рынке;

- незаконное использование марок известных предприятий;

- подкуп и шантаж с целью захвата новых рынков сбыта;

- тайные сговоры на торгах;

- недобросовестное копирование товаров конкурентов;

- нарушение стандартов и условий поставки товаров;

- ложная информация и реклама и т.д.

 

В маркетинговых исследованиях пользуются следующей классификацией конкуренции:

Функциональная конкуренция – одинаковые потребности могут удовлетворяться при помощи различных товаров (потребность в активном отдыхе удовлетворяется с помощью лыж, велосипедов, лодок и т.д.)

Видовая конкуренция – возникает при реализации однотипных товаров, отличающихся лишь отдельными характеристиками (мощностью, объемом двигателя и пр.)

Предметная конкуренция – обусловлена различиями в качестве товаров или уровнем известности и популярности производителей.

 

Принято выделять еще две группы методов конкуренции:

Ценовая конкуренция – соперничество на основе уменьшения издержек производства и реализации продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества;

Неценовая конкуренция – наиболее привлекательный, но, как правило, более дорогостоящий метод. Включает:

- изменение свойств продукции, придание продукции качественно новых свойств;

- создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;

- создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших раньше;

- совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт;

- обновление свойств товара, являющегося символом моды.

2. Монополизация экономики и антимонопольное регулирование деятельности предприятий.

Монополия является антиподом конкуренции. Под монополией можно понимать исключительное право распоряжения производственными ресурсами, как в сфере производства, так и обращения.

Мировая экономическая мысль однозначно считает монополии нежелательными элементами в хозяйственных системах.

Обладая исключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая собственную сверхприбыль, вызывают снижение общей эффективности производства.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется во многих странах с рыночной экономикой. В Р.Ф. антимонопольное законодательство нашло свое выражение в законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991г. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут ограничить конкуренцию или ущемить интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

Также к антимонопольному регулированию относится предварительный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и т.д.

В целях пресечения недобросовестной конкуренции вводится государственное регулирование цен на продукцию предприятий монополистов, включенных в Реестр. Этот Реестр печатается в экономической прессе и неспециализированных изданиях.

В случае принятия решения о повышении цен предприятие-монополист обязано объявить об этом в виде декларации и зарегистрировать новый размер цены, дату ее введения в действие в органах ценообразовании.

 

3. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия.

Чтобы создать КСП предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но четко знать, для чего это делается (какая цель должна быть достигнута). Главное – умение определить и быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.

Для характеристики КСП предприятия выделяют 4 основных уровня (степени) КСП предприятия:

1) «Самоуверенные компании»;

2) Компании, стремящиеся во всем не отставать от своих конкурентов;

3) Успех в конкурентной борьбе в первую очередь зависит от качества и эффективности управления;

4) Самые конкурентоспособные компании (предприятия с производством мирового класса) за счет следующих факторов:

· Рабочие и управляющие самой высокой квалификации;

· Компетентны в разработке и изготовлении производственного оборудования;

· Более гибки и проворны в сравнении с конкурентами (быстрее поставляют на рынок новый товар);

· Совмещают процесс разработки новых изделий и их производства;

· Постоянно улучшают свои станки, оборудование, технологии, квалификацию работников. Имеют собственные НИОКР.

 

Итак, основными действиями по улучшению (повышению) КСП своего предприятия являются:

1) Изучение своих конкурентов;

2) Упрощение изделий, уменьшение количества их составных частей;

3) Внедрение нового продукта;

4) Борьба с потерями (уменьшение брака);

5) Строгая договорная дисциплина;

6) Совершенствование взаимоотношений с поставщиками;

7) Разумная мотивация к труду;

8) Постоянное повышение квалификации кадров и пр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.