Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный аппарат афинской демократии

Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Сове­та пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возрас­та, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного собрания были очень широки и охва­тывали все стороны жизни Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полно­мочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного соб­рания входило такое мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны зако­нов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственны­ми органами всех основных законов Афинского государства. Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступле­ниях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают сущест­вующие законы (так называемая жалоба на противозаконие — графэ параномон). Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодатель­ных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой. афинской демократической Конституции.

Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и гово­рить не по существу.

Экклесия созывалась весьма часто. Обычно каждая притания (т. е. дежурство и срок дежурства десятой части Совета пятисот, которая непосредственно руководила текущей работой Совета) со­зывала четыре Народных собрания через 8—9 дней. Кроме оче­редных заседаний, нередко по неотложным делам собрание созы­валось вне очереди.

Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.

В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение На­родного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем — шести оболов. Благодаря этому стало реальным уча­стие в собрании широких народных масс.

Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших госу­дарственных институтов афинской демократии, не подменял На­родное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот из­бирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, дос­тигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

В компетенцию Совета входило много вопросов. Пританы со­зывали Народное собрание, причем один из них председательство­вал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси­лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматри­ваемому вопросу.

Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений На­родного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.

Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общест­венных и государственных дел совместно с остальными должност­ными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании го­сударственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалова­ны в гелиэю.

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

Непосредственно повседневными делами руководила по очере­ди десятая часть Совета, т. е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председа­теля, который председательствовал и в Народном собрании.

По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось только через не­сколько лет и лишь один раз, т. е. каждый год Совет обновлялся. Члены Совета получали жалованье в размере 5—6 оболов.

В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный срок пред­ставители афинской аристократии. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных поврежде­ниях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоя­нием нравов.

Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отме­тить две коллегии — стратегов и архонтов.

Коллегия стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Народных собраниях из наиболее выдающихся людей путем от­крытого голосования (поднятием рук). Поскольку стратеги, в отли­чие от других должностных лиц, не получали жалованья, занимать эту должность могли только весьма состоятельные люди. Война с персами требовала сосредоточения власти в одних руках. Так вы­двигается должность первого стратега, ставшего и первым должно­стным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много лет п°дряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии.

В ведении коллегии архонтов находились религиозные и се­мейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Девять архрнтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одно­му от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подверга­лись проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший су­дебный орган — гелиэя. Помимо чисто судебных функций, она выполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избирав­шихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с су­дебным разбирательством. Участие в охране Конституции и зако­нодательства придавало гелиэе большой политический вес. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

Кроме гелиэи, в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела,— ареопаг, четы­ре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государ­ственных должностей строилось на принципах выборности, сроч­ности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала пол­ноправие только свободного населения. Во-вторых, она распро­странялась только на тех, у кого родители были афиняне, преду­преждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользо­вались правом голоса и принимали активное участие в политиче­ской жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов и для кото­рых забота о собственном урожае была важнее заседаний в На­родном собрании. Из 43 тыс, полноправных граждан на собрания являлись 2—3 тыс. Управление обществом осуществлялось пар­тиями и их вождями — демагогами. К V в. до н. э. вместо преж них партий сложились две: олигархическая партия, представляв шая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.

При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изу­чение которого имеет большое историческое значение.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы:

Истоки демократии. Демократическое правление в Древней Греции: становление, расцвет и упадок. Причины упадка демократии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественный строй Афин в V в. до н. э | Вводная часть. II. Воспитательные цели. II. Воспитательные цели
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.