Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синод как орган управления церковными делами




Почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными дела­ми.

Сторонник петровских преобразований псковский епископ Феофан Прокопович написал «Духовный регламент», важнейший церковный документ в истории России, в течение двух последующих веков определявший жизнь православной русской церкви, утверждённый манифестом Петра I как законодательный акт 25 января 1721 года. В нем обосновывалась це­рковная реформа, определялись функции Си­нода по управлению церковью. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятель­ной политической роли церкви. Она превра­щалась в составную часть бюрократического аппарата абсолютистского государства.

Для исполнения этих замыслов вместо упраздненного в России патриаршества для управления церковью учредили Духовную коллегию, 14 февраля того же года преобразованную в «Святейший правительствующий Синод», члены которого были слугами царя и государства. Юридическим основанием для создания этого института стал «Духовный регламент». Этот документ имел целью привести в соответствии церковную реформу и государственные законы затем, чтобы Священный Синод стал высшим арбитром в духовных и светских делах. В его ведении находились церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями, вмещение церковных должностей и т.д.

Синод обладал функциями духовного суда.

Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов (архиереи, архимандриты и протопопы), назначаемых царем на определённый срок, которому они приносили присягу.

11 мая 1722 года для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора И.В. Болдина, который стал фактическим главой Духовной кол­легии. Ему подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы – «инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, с 1724 года преобразованному в Синодальную камер-контору.

Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти. Некоторые историки церкви полагают, что, несмотря на явную неканоничность создания Синода, однозначно негативная оценка этой реформы неверна, так как церковь переживала кризис еще до Петра. Русский философ и богослов В.С. Соловьев (1853 – 1900) считал, что «… упразднение патриаршества и установление синода было делом… положительно полезным для будущего России»; государственная опека спасла Церковь от двух крайностей, столкновение которых вызвало в XYII веке раскол: от претензий патриарха на светскую власть и узкого фанатизма старообрядцев.

Обер-прокурор Синода (по закону лицо светского звания), который при Петре I был исключительным шефом синодальной канцелярии, поднялся в XIX в. до высшего чина в империи, управляя внутренней жизнью церкви («обер-прокурор – глаза властителя»)

После смерти Петра I Священный Синод был подразделён на два департамента: первый состоял из иерархов и занимался духовными делами, второй включал лиц светского звания. В отношении религиозных сект политика была сложной; государство рассматривало церковь как часть себя самого и вплоть до XIX века. Религиозная оппозиция воспринималась, прежде всего, как политическая и соответственно преследовалась.

 

Непосредственно церковными делами управлял Святейший правительствующий Синод. Его членов – церковных иерархов и обер–прокурора, фактически возглавлявшего Синод, назначал император.

Синод представлял собой фактически орган отраслевого государственного управления, своего рода министерство по делам Русской православной церкви.

В основных законах, утвержденных еще Павлом I, говорилось, что «Христианская православная вера есть первенствующая и господствующая», а «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святого благочиния».

На церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был религиозным и заключался, и регистрировался в церкви. Дела семейные (конфликты между супругами, родителями и детьми, дела о расторжении брака) рассматривались в церковных судах (епархиальных консисториях) по церковному (каноническому) праву.

Преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления. Церковь играла важнейшую роль в руководстве системой просвещения. Поэтому неудивительно, что обер–прокурор синода граф Д.А. Толстой длительное время совмещал также пост министра народного просвещения.

На церковь фактически возлагались и некоторые функции полицейского надзора.

Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее цер­кви, переводились в положение государственных.

Была восстановле­на ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архиерейскими домами оставались значительные зе­мельные наделы (несколько увеличены в 1797 г.).

Церковь к концу синодального периода окончательно утратила способность функционировать как независимый институт, церковное руководство стало частью высшей министерской бюрократии. Церковь оказалась в изоляции в пучине реакции. Синод официально санкционировал сотрудничество духовенства с правоэкстремистскими политическими организациями после 1905 года.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Особенности управления РПЦ в синодальный период. Поместный собор 1917-1918 гг. Восстановление патриаршества.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.