Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная Дума и ее законодательная деятельность

Манифест 17 октября провозгласил введение гражданских свобод и создание Государственной думы. Устройство Государственной думы, ее функции и порядок работы определялись такими актами, как «Учреждение Государственной думы» от 20 февраля 1906 года и «Основные государственные законы» в редакции от 23 февраля 1906 года. В развитие основных положений «Учреждения» Дума выработала Наказ, определявший «подробности внутреннего распорядка» и «предметы ведомства» Думы.

Государственная дума избиралась на 5 лет. Избирательное право регулировалось вначале законами от 6 августа 1905 года и от 11 декабря 1905 года, а затем законом от 3 июня 1907 года. Согласно указу от 11 декабря 1905 года предусматривалось четыре курии: землевладельцев, горожан, крестьян и рабочих. Женщины не имели избирательных прав. Для землевладельцев и горожан устанавливался имущественный ценз. Крестьянские выборы были четырехступенчатыми. В рабочей курии выборы были трехступенчатыми. При этом участвовать в выборах могли только рабочие предприятий, насчитывавших более 50 рабочий. Из общего числа выборщиков в Государственную думу (7211 человек) помещики и крупная буржуазия получили 4229 выборщиков. В итоге голос помещика равнялся 3 голосам городского избирателя, 15 голосам крестьян и 45 – рабочих.

Члены Государственной думы не мог состоять на оплачиваемой государственной должности. Они не были обязаны отчитываться перед своими избирателями и обладали депутатской неприкосновенностью. На основании закона от 6 июля 1908 года депутаты стали получать из казны довольствие в размере 4200 рублей в год (350 рублей в месяц).

Дума избирала из числа депутатов председателя, руководившего прениями и наблюдавшего за порядком в ходе заседания (сроком на 1 год), а также двух его товарищей (заместителей). Кроме того, Дума выбирала секретаря, заведовавшего канцелярией Думы, и его товарищей сроком на 5 лет.

Для предварительного рассмотрения вопросов, подлежащих обсуждению Думы, при ней создавались различные отделы и комиссии (временные и постоянные). Их число, состав и предметы ведомства не были регламентированы, а определялись самой Думой. В IV Думе работало уже 36 различных комиссий. Их заседания были закрытыми. Депутаты Думы входили в различные фракции, образованные по партийной принадлежности.

Основной функцией Государственной думы была законодательная деятельность. Согласно ст. 86 Свода основных государственных законов, «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государя императора». Дума могла инициировать принятие новых законов или изменять старые (за исключением Основных государственных законов). Законопроекты сначала обсуждались Думой, затем поступали в Государственный совет. Одобренные обеими палатами законопроекты поступали на утверждение императора.

Законодательные полномочия Государственной думы значительно ограничивались ст. 87 Основных законов, предлагавшей способ законодательной деятельности без участия Думы. В статье 87, в частности, говорилось, что в перерывах между заседаниями Думы или во время прекращения ее занятий Совет министров мог разработать законопроект и внести его на утверждение императора. В то же время в статье отмечалось, что принятый таким способом закон подлежал одобрению Государственной думой в течение двух месяцев с начала его работы. По числу принятых законов самой плодотворной стала III Государственная дума, которая рассмотрела 2570 законопроектов и утвердила 2200. Следует отметить, что депутатами было выдвинуто всего 205 законопроектов, остальные разработаны правительством.

Государственная дума обладала бюджетными правами. Она рассматривала государственную роспись доходов и расходов, предложения о сверхсметных ассигнованиях, ответ Государственного надзора по исполнению государственной росписи, дела о разрешении государственных займов, дела об отчуждении части государственных доходов или имущества и др. Однако участие Думы в разрешении перечисленных вопросов было ограничено Указом от 8 марта 1906 года. Отказ Думы утвердить бюджет не останавливал его исполнения.

Царь реорганизовал и Государственный совет, ставший теперь верхней палатой Государственной думы. Состав, структура и компетенция обновленного Совета определялись актами от 20 февраля 190 года «О переустройстве учреждения Государственного совета» и «Учреждение Государственного совета» от 23 апреля 1906 года. Половина членов Совета назначалась царем, другая избиралась узкими корпорациями – от губернских земских собраний, дворянских обществ, буржуазных организаций, духовенства, Академии наук и университетов. Члены по выборам избирались на 9 лет. Каждые три года одна треть их состава обновлялась. В структуру Государственного совета входили общее собрание, два департамента, два присутствия и государственная канцелярия. По мере необходимости образовывались комиссии и особые совещания. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались царем. Совет обладал правом законодательной инициативы, а также утверждал законопроекты, поступавшие их Думы. Без одобрения Государственного совета законопроект не представлялся царю на утверждение.

И все же, несмотря на образование представительной Государственной думы и расширение полномочий Государственного совета, высшей властью в Российском государстве обладал царь. Так, с Вт. 4 Основных государственных законов отмечалось, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Он утверждал все принимаемые Государственной думой и Государственным советом законы, обладая правом вето. Только император мог инициировать изменение Основных государственных законов. Царь руководил внешними сношениями России, объявлял войну, заключал мир и договоры с иностранными державами. Он возглавлял вооруженные силы государства, мог объявлять местности на военном или исключительном положении, назначал и увольнял председателя Совета министров, руководил финансами государства, имел право роспуска Думы до истечения пятилетнего срока ее деятельности, жаловал титулы, ордена, права состояния, имел право помилования и др.

В октябре 1905 года произошла реорганизация Совета министров, который стал постоянно действующим органом. Его задачи:

– контроль за соответствием действий отдельных ведомств нормам действующего законодательства;

– исполнение государственного бюджета;

– кредитование министерств.

В состав Совета министров входили только министры и главноуправляющие. Члены Совета министров назначались царем и были ответственны только перед ним.

Трансформация экономической жизни и политической обстановки в стране спровоцировала и изменения в социальной структуре российского общества. Нерентабельность отсталых методов ведения помещичьего хозяйства приводила к разорению дворянства и сокращению фонда их земель. Хотя правительство и принимало меры к сохранению крупного землевладения, но затормозить резкую имущественную дифференциацию внутри дворянского сословия не удавалось.

Изменилось общественное устройство российской деревни. Причиной тому стало проведение столыпинской аграрной реформы. С августа по октябрь 1906 года издается рад указов, повлиявших на правовой статус крестьянства. В октябре 1906 года правительство Столыпина подготовило, а царь утвердил Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». В нем окончательно отменялась подушная подать и круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки, подтверждалась отмена телесных наказаний по решению волостных судов. Указ ограничивал некоторые права общины и земских начальников в пользу личности. Отменялся порядок исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу. Сельским жителям предоставлялась свобода избрания жительства, упразднялись «ограничительные правила о паспортах». Кроме того, расширялись имущественные и избирательные права крестьян. Конечно, указы не уравняли сельских обывателей в правах с другими сословиями, не преодолевали их правовую и общественно-политическую обособленность, сохранили натуральные повинности. Но они ликвидировали наиболее вопиющие нарушения гражданских прав и открыли собой череду правовых актов, практическая реализация которых завершила процесс раскрепощения крестьян:

– Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования»позволил крестьянам выкупать арендованные ими казенные земли;

– Указом «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков» правительство легализовало переселенческую практику;

– Указом «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года определялись правила выхода крестьян из общины и закрепления надела в собственность;

– кроме того, 15 ноября 1906 года был издан закон «О разрешении выдачи ссуд крестьянам из Крестьянского поземельного банка под залог земель»;

– закон 14 июня 1910 года «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» предоставлял домохозяину право укреплять общинный надел в собственность, не спрашивая при этом согласия кого-либо из членов семьи. В данном случае право распоряжения участком принадлежало всецело и исключительно лишь домохозяину (за исключением участков, находившихся в общей собственности).

Таким образом, результаты пусть даже и незавершенной столыпинской реформы, опираясь на провозглашенные по итогам революции 1905 – 1907 годов гражданские свободы, активизировали трансформацию крестьянского правосознания. Масштабное проникновение новых правовых идей в сельскую среду отразил рост различных обществ, страховых касс, кооперативов. Крестьяне адаптировались к новой социально-экономической реальности, используя укоренившиеся в их сознании коллективистские традиции. Наглядным примером тому стало стремительное развитие кооперации. В 1907 – 1911 годах количество крестьянских кредитных кооперативов увеличилось в 6 раз, а число их членов в 9 раз. В ходе реформы в невиданных масштабах стали распространяться среди крестьян взгляды на землю, как объект частной собственности. И самое главное, место совокупного субъекта правоотношений с государством крестьянского «мира» занял отдельный гражданин, имеющий определенные права и обязанности.

Первая русская революция способствовала значительному расширению и законодательному оформлению таких прав граждан, как неприкосновенность жилища, свобода передвижения и тайна переписки. Снимались законодательные ограничения прав инородческого населения. Кроме того, Основные государственные законы установили, что российские подданные могли пользоваться свободой вероисповедания. При этом религиозные убеждения человека не должны были становиться основанием для каких-либо ограничений его прав.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преобразование государственной системы и общественного строя России в начале XX в | Дополнительно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.