Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устройство советской судебной системы и органов юстиции в период НЭПа

 

Изменение методов государственного управления в связи с переходом к НЭПу повлекло за собой и изменения задач судебных органов. Приоритетными направлениями деятельности судов становятся:

– защита государственных интересов правовыми средствами;

– борьба с общеуголовными и экономическими преступлениями;

– обеспечение неприкосновенности собственности и безопасности личности.

Смещение политических акцентов потребовало изъятия судебных функций у несудебных органов, ограничения деятельности революционных трибуналов и в конечном счете проведения всеобъемлющей судебной реформы.

Основным законодательным актов реформы явилось Положение о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 года.

На территории РСФСР вводилась единая система судебных учреждений: общие суды и специальные суды. Революционные трибуналы и иные особые суды упразднялись.

 

Единая система включала в себя суды трех звеньев:

– народный суд в составе постоянного народного судьи, народный судья и два народных заседателя;

– губернский суд;

– Верховный суд РСФСР и его коллегии.

К специальным судам относились: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии.

Общие суды.

Народный суд осуществлял свою деятельность в пределах уездного или городского района (участка). Он рассматривал основную массу гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. Несложные семейные и административные дела судья рассматривал единолично, остальные – совместно с двумя народными заседателями.

Для занятия должности народного судьи претендент должен был обладать активным и пассивным избирательным правом, опытом «ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях» или в органах юстиции. Не могли быть судьями лица, исключенные из общественных организаций за порочащие проступки.

Народные судьи избирались сроком на один год губернскими исполкомами по представлению наркома юстиции или губернского суда. До истечения срока полномочий судья мог быть отозван губисполкомом либо отстранен от должности по суду иди в дисциплинарном порядке.

 

На губернский суд возлагалось осуществление функций административного управления по отношению к народным судам; осуществление функций кассационного надзора; рассмотрение наиболее важных гражданских и уголовных дел по первой инстанции.

В состав губернского суда входили председатель, два заместителя (по гражданскому и уголовному отделу), двенадцать членов суда. Все члены губернских судов либо избирались губернскими исполкомами с последующим утверждением наркомом юстиции, либо назначались последним.

Губернский суд имел следующую структуру:

1) пленум

2) уголовное отделение

3) уголовное кассационное отделение

4) гражданское отделение

5) гражданское кассационное отделение

6) дисциплинарная коллегия

 

Переход к нэпу вызвал необходимость реорганизации юстиции.

28 мая 1922 г. ВЦИК РСФСР утвердил Положение о про­курорском надзоре. В составе Наркомюста учреждалась государственная прокуратура во главе с Прокурором Республики (он же Нарком юстиции), а на местах - губернские (позднее «областные») прокуроры и их помощ­ники. Прокуратура осуществляла функции надзора за законностью дейст­вий всех органов власти, за деятельностью следственных органов и ОГПУ. Ей поручалось также поддержание обвинения в суде и наблюдение за пра­вильностью содержания заключенных под стражей. Эти четыре функции сохранятся за прокуратурой в продолжение всего советского времени.

Одновременно вошло в действие и Положение об адвокатуре СССР. Коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполко­мом, создавались при губернских (позднее «областных») отделах юстиции. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде. С 1922 г. стали действовать нотариат (регистрация юридических актов) и арбитражные комиссии, принимавшие на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государствен­ных органов и хозяйственных организаций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое регулирование советской властью экономических реформ 20-х гг. XX в | Гражданский кодекс РСФСР 1922 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.