Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия и определения транспортно-экспедиционного обслуживания




ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АТС — автотранспортное средство;

ГМ — грузовое место;

ДКД — документ контроля доставки;

ОГ — опасный груз;

ПРМ — погрузочно-разгрузочные средства и механизмы;

ПРР — погрузочно-разгрузочные работы;

ПС — подвижной состав;

ТС — транспортное средство;

ТТН — товарно-транспортная накладная;

ТЭО — транспортно-экспедиционное обслуживание;

ТЭУ — транспортно-экспедиционные услуги;

ЧДД — чистый дисконтированный доход.

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятель­ность в области перевозок, охватывающая весь комплекс опера­ций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.

Понятие ТЭО существенно шире понятия «перевозка». Необ­ходимость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что про­цесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных видов транспорта. При этом возни­кает потребность как в организации и координации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ, которые могут выполняться не­посредственно грузовладельцами (грузоотправителями или гру­зополучателями) и специализированной организацией (посред­ником).

Экспедитор сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ).

Потребители транспортно-экспедиционных услуг (заказчики, клиенты) — физические или юридические лица, для которых эк­спедитор осуществляет ТЭУ по договору транспортной экспеди­ции.

Грузоотправитель — потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на сдачу груза экспедитору.

Грузополучатель потребитель ТЭУ, уполномоченный по до­говору транспортной экспедиции на прием груза от экспедитора.

Перевозчик — сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.

Доставка груза — процесс перемещения груза от грузоотпра­вителя до грузополучателя с выполнением определенных усло­вий, связанных со сроками, режимами, сохранностью и т.п.

Перевозка груза это перемещение груза определенным транс­портным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назна­чения.

Транспортно-экспедиционное обслуживание тесно связано с перевозочными процессами и теми технологиями, которые ис­пользуются для доставки груза.

Смешанная перевозка — перевозка груза двумя или более вида­ми транспорта, работающими последовательно. В смешанных пе­ревозках появляются дополнительные грузовые операции и свя­занные с ними дополнительные задержки груза и затраты.



Оператор смешанной перевозки лицо, которое от собствен­ного имени или через другое действующее от его имени лицо за­ключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, вы­ступает как сторона договора и принимает на себя ответствен­ность за его исполнение.

Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозоч­ным документом на весь путь следования, например железнодо­рожным и внутренним водным транспортом.

Комбинированная перевозкасмешанная перевозка, выпол­няемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т. п.

Контрейлерная перевозка система перевозки автотранспорт­ных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.

В последнее время для обозначения различных способов орга­низации перевозок широкое распространение получили терми­ны, основанные на общем корне modal, который подразумевает форму организации перевозок (вид транспорта). Необходимо от­метить, что западные транспортные организации по-разному тол­куют эти термины. Приведем варианты толкования терминов, наи­более распространенные в Республике Беларусь.

Интермодальная перевозка — последовательная перевозка гру­за несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или ТС без перегрузки самого груза.

Мультимодалъная (трансмодальная) перевозка — это перевоз­ка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимаю­щих участие видов транспорта при оформлении единого перево­зочного документа.

Амодалъная перевозка — это перевозка, которая выполняется по определенным маршрутам и управляется единым диспетчер­ским центром независимо от вида транспорта.

Юнимодальная перевозка это перевозка груза одним видом транспорта (одним или несколькими перевозчиками). Если участ­вует один перевозчик, он выдает свой собственный транспорт­ный документ — накладную, коносамент и др. Если перевозчиков несколько (например, перевозчик из одного порта в другой, с перегрузкой груза в промежуточном порту), один из них может выдать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку.

В общем случае под ТЭО следует понимать деятельность специ­ализированных организаций, направленную на обеспечение до­ставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготов­кой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя.

Транспортно-экспедиционное обслуживание включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.

Транспортно-экспедиционная операция элементарное закон­ченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.

Транспортно-экспедиционная услуга отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетво­рение определенной потребности клиента в транспортной экспе­диции и характеризующаяся наличием необходимого технологи­ческого, экономического, информационного и правового обес­печения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодей­ствия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовла­дельца — грузоотправителя или грузополучателя), а также дея­тельности исполнителя по удовлетворению потребностей потре­бителя в транспортной экспедиции в соответствии с установлен­ными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организа­цией процесса отправления и получения груза, выполнением дру­гих работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Вид транспортной услуги совокупность однородных ТЭУ, характеризующихся общими технологическими признаками (ГОСТ Р 51006 — 96 «Услуги транспортные. Термины и определения»).

Для анализа структуры ТЭО рассмотрим его во взаимосвязи трех составляющих: транспортного, экспедиционного и посред­нического обслуживания, как это показано на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 – Структура ТЭО

 

Под транспортным обслуживанием подразумевается деятель­ность, связанная с перемещением груза в пространстве и во вре­мени, которая направлена на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем про­тяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя. Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательными элемен­тами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах, на транс-

портных узлах и при перегрузке продукции с одного вида транс­порта на другой.

Экспедиционное обслуживание — деятельность, направленная на обеспечение своевременной и качественной доставки груза потребителю; включает в себя подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиционные услуги.

Подготовительно-заключительное обслуживание является элемен­том технологического процесса доставки груза и включает в себя:

подачу подвижного состава (ПС) к месту погрузки;

подготовку груза к перевозкам (приведение груза в транспор­табельное состояние, нанесение маркировки, проверка качества и количества груза, взвешивание, выделение контейнеров, под­донов и т.п.);

прием и сдачу груза.

Складские работы выполняют на контейнерных и грузовых пло­щадках транспортных узлов, в складских помещениях, а также в распределительных центрах. Необходимость в складских операци­ях обусловлена в основном значительной неравномерностью по­ступления грузов на транспортные узлы, что вызывает необходи­мость в постепенном накоплении грузов и их группировке по мар­шрутам перевозок. Может иметь место обратная ситуация, когда возникнет необходимость в расформировании крупных партий в мелкие отправки для последующей доставки потребителям.

Широко распространено хранение массовых грузов (уголь, стро­ительные материалы, товары розничной торговли и т.п.) и до­ставка их потребителям по мере необходимости, что позволяет избежать организации многочисленных складов у обслуживаемых организаций.

Предоставление экспедиционных услуг дает возможность полно­стью освободить грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с охраной и сопровождением груза в пути, проведени­ем платежно-расчетных операций и оформлением товарно-транс­портной документации (заполнение документов на перевозку, их доставка клиентуре, расчеты со всеми участниками перевозочно­го процесса и т.п.).

Посредническое обслуживание включает в себя организацион­но-посредническое, консультационно-аналитическое и информа­ционное обслуживание и направлено в первую очередь на каче­ственную доставку груза его получателю.

Организационно-посреднические операции связаны с организацией доставки груза, отдельных услуг ТЭО и координацией работы подразделений транспортных узлов, грузоотправителей, грузопо­лучателей и транспортных организаций, взаимодействующих в процессе доставки грузов. Кроме того, они включают в себя ли­зинг и аренду ТС, транспортного оборудования, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), складов и т.д.

В рамках консультационно-аналитического обслуживания в ос­новном предоставляются услуги по выбору типа ПС на отдельных этапах доставки и расчету оптимального маршрута перевозки с учетом возможности использования разных видов транспорта и технологий перевозки груза. Для осуществления основного этапа перевозки большое значение имеет выбор наиболее эффективно­го вида магистрального транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного или трубопроводного). Результатом предоставления консультационно-аналитических услуг является возможность определения экономически наиболее выгодного спо­соба доставки груза и возможность прогноза ситуации на рынке транспортных, экспедиционных, посреднических и комплексных услуг.

Процесс доставки груза тесно связан с предоставлением ин­формационных услуг. С точки зрения организации ТЭО информа­ционное обслуживание лежит в основе взаимодействия отдель­ных операторов и управления в целом процессом доставки, обес­печивая прохождение информационных потоков. С точки зрения заказчика ТЭО информационное обслуживание удовлетворяет производственную необходимость грузовладельца точно знать ме­стоположение груза и время его прибытия в пункт назначения.

В общем случае ТЭО заключается в следующем: груз принима­ется от грузовладельца, подготавливается к транспортированию и загружается в ТС, перегружается с одного вида транспорта на другой, если это требуется, хранится в надлежащем месте, выгру­жается из ТС и сдается получателю.

Одновременно выполняются действия, связанные с переходом права собственности и риска гибели или повреждения доставляе­мого товара, оплата стоимости товара; обеспечиваются требова­ния разного рода государственного и санитарно-экологического контроля и т.д.; осуществляется страхование груза и, при необхо­димости, выполняются таможенные формальности; грузовые от­правки обеспечиваются документами фитосанитарного (карантин­ного), медико-санитарного, ветеринарного контроля и др.

Такое многообразие транспортно-экспедиционных операций предопределяет значительное количество коммерческих, деловых, информационных контактов организаций, юридических и физи­ческих лиц и обширную гамму правовых отношений между ними.

Одной из форм правовых отношений в транспортной экспеди­ции является договор поручения (гл. 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь — ГК РБ), сторонами которого являются юридическое или физическое доверенное лицо (поверенный) и физическое или юридическое лицо — доверитель (принципал) и по которому поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя (принципала, участвующего в операции от своего имени и за свой счет) определенные юридические действия в его интересах. На рис. 1.2 представлена схема отношений участников по договору поручения.

 

Рис. 1.2. Схема отношений принципала, поверенного и третьего лица по договору поручения:

—— заключение коммерческой сделки; ------ заключение договора поручения

 

Поверенный в данном случае действует как представитель и помощник принципала в его отношениях с третьими лицами. При этом поверенный действует только в границах тех полномочий, которыми наделяет его принципал.

Принципал же, в свою очередь, может оформить сделку с тре­тьим лицом и напрямую, поручив поверенному контроль ее ис­полнения.

Другой формой правовых отношений в транспортной экспеди­ции является представительство (гл. 10 ГК РБ), основанное на доверенности.

Доверенностью является письменное уполномочие, выдавае­мое физическим или юридическим лицом, представляемым (прин­ципалом) физическому или юридическому лицу — представите­лю для представительства перед третьими лицами. На рис. 1.3 представлена схема отношений участников по договору предста­вительства.

Рис. 1.3. Схема отношений принципала, представителя и третьего лица по доверенности на представительство:

—— — заключение коммерческой сделки;------ — доверенность для пред­ставительства

 

По рис. 1.2 и 1.3 видно, что поверенный и представитель по­стоянно находятся в определенных правовых отношениях с принципалами и третьими лицами. Такие отношения можно условно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние отношенияэто отношения поверенного и пред­ставителя со своими принципалами на основании договора пору­чения или доверенности для представительства соответственно.

Внешние отношения это отношения поверенного и предста­вителя с многочисленными третьими лицами, носящие характер посредничества или представительства соответственно.

Третьими лицами могут являться:

официальные власти (администрации портов и аэропортов, же­лезнодорожных и автомобильных дорог, таможенные и погранич­ные органы, органы внутренних дел и полицейские власти, кон­сульства, нотариусы, судебные органы и т.п.);

договорные партнеры (отправители и получатели груза, фрах­тователи ТС, организации, обслуживающие груз и ТС, сюрвейе­ры (инспекторы, эксперты, занимающиеся обследованием груза, ТС, транспортного оборудования и дающие заключение об их состоянии), снабженческие организации и т.п.).

Основным видом коммерческих сделок, которые заключаются между принципалами и третьими лицами напрямую или при по­мощи поверенных и представителей, на транспорте является до­говор перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель — уплатить за перевозку груза перевозчику установленную плату.

По договору перевозки как перевозчик, так и грузоотправи­тель груза могут быть принципалами, а грузополучатель выступает в качестве третьего лица. Иными словами, и перевозчик, и грузо­отправитель груза могут прибегать к услугам посредников (пове­ренных или представителей), передавая им определенные права действовать от их имени и за их счет.

Тех представителей, которые действуют по доверенности гру­зовладельца (грузоотправителя или грузополучателя), или пове­ренных, которые действуют от имени грузовладельца и за его счет по договору поручения (комиссии), называют экспедиторами, а операции, которые они выполняют по договору транспортной экс­педиции, считаются транспортно-экспедиционными.

Представителей, действующих по доверенности перевозчиков, или поверенных, действующих от имени и за счет перевозчиков по договору поручения (комиссии), называют агентами или бро­керами, а выполняемые ими операции по договору транспортно­го агентирования называют агентскими или брокерскими соот­ветственно.

Исходя из трактовки терминов «представительство» и «договор поручения» по ГК РФ, агент или экспедитор не несут ответствен­ности перед третьими лицами и принципалом, если они действу­ют от имени этого принципала и в рамках полномочий, от него полученных, а их действия не содержат признаков вины. Агент или экспедитор являются лишь связующим звеном между прин­ципалом и третьими лицами. Соответственно любая сделка, под­писанная агентом или экспедитором от имени своего принципа­ла, создает определенные права и обязанности между принципа­лом и третьим лицом.

Однако экспедитор или агент могут выполнять определенные действия и без полномочий принципала, когда они полностью уверены в их целесообразности п в том, что впоследствии прин­ципал одобрит эти действия. Утверждение принципалом догово­ра, заключенного агентом или экспедитором без уведомления принципала, называется ратификацией. В то же время экспедитор или агент может не выполнять отдельные поручения принципала, если есть предположение, что их выполнение принесет ущерб принципалу и что принципал впоследствии не примет такое дей­ствие.

Вышесказанному дается описание в ст. 184 гл. 10 ГК РБ «За­ключение сделки неуполномоченным лицом»:

1. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.

2. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

Необходимость прибегать к услугам экспедиторов и агентов для грузовладельцев и перевозчиков изначально предопределялась проблемой поиска партнеров. Так, у грузовладельцев существует объективная потребность в сбыте своей продукции, для чего им приходится обращаться к услугам перевозчиков. Напротив, пере­возчики заинтересованы в гарантированном сбыте своих услуг гру­зовладельцам. Для этого и грузовладельцам, и перевозчикам вы­годно обращаться к профессиональным посредникам (экспедито­рам и агентам) на рынке транспортных услуг. Наряду с поиском партнера, который бы удовлетворял транспортные потребности клиента, экспедиторы и агенты выполняют и другие функции, возложенные на них по договору транспортной экспедиции и транспортного агентирования соответственно. Основной функци­ей экспедитора является забота о грузе, а основной функцией агента является забота о ТС. Таким образом, объект работы экс­педитора — груз, а объект работы агента — ТС. На рис. 1.4 представлено положение экспедитора и агента на рынке транспорт­ных услуг. Однако на практике функции экспедитора и агента чаще всего выполняет транспортно-экспедиционная организация, ко­торая интегрирует в себе деятельность экспедиторов и агентов.

Рис. 1.4. Положение экспедитора и агента на рынке транспортных услуг:

функции экспедитора: 1’ — работа с грузом; 2’поиск перевозчика;

функции агента: 1" — поиск грузовладельца; 2"— работа с транспортным средством; 3 — заключение договора перевозки

 





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2478; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Международная торговая практика широко использует такие понятия как мировые деньги, мировые рынки, мировые цены
  2. I. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  3. II. Основы определения страхового тарифа.
  4. III. Метод определения платежеспособности физических лиц, разработанная Сбербанком России.
  5. T – среднее время обслуживания вызовов,
  6. VI. Методы определения себестоимости и цены НИР
  7. WBS для определения результатов проекта
  8. Абсолютные величины. Основные понятия статистики.
  9. Автоматизированные ИТ библиотечного обслуживания
  10. Автомобильные и авиационные бензины. Детонационная стойкость (физико-химическая сущность процесса, пути повышения стойкости, методы определения). Химическая стабильность бензинов.
  11. Административные правонарушения, связанные с несоблюдением правил охраны дорог и дорожных сооружений, организации транспортного обслуживания населения.
  12. Алгоритм взвешенного равноправного обслуживания.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.196.126.39
Генерация страницы за: 0.009 сек.