Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление договора транспортной экспедиции в гражданском законодательстве РБ




 

ГК РСФСР 1922 г. (в БССР он применялся до 1927 г) посвятил специальные главы договорам. В их число вошли договоры поручения и комиссии1. Отсутство­вали договоры перевозки и экспедиции.

Договор перевозки создавался вне рамок гражданского зако­нодательства, путем принятия союзных законодательных актов, регулирующих деятельность отдельных видов транспорта -УЖД СССР 1922 г. (устав железных дорог), КТМ СССР 1929 г. (Кодекс торгового мореплавования), ВК СССР 1935 г (Воздушный кодекс). Как гражданско-правовой договор самостоятельного типа договор пе­ревозки впервые появился в союзном законодательстве в 1961 г. Ему посвящалась ст. 72 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г (далее Основы 1961 г.).

С конца 50-х гг. прошлого века транспортно-экспедиционная деятельность в стране осуществлялась организациями сис­тем железнодорожного, морского, автомобильного транспорта. Транспортно-экспедиционную деятельность практики определя­ли как «совокупность вспомогательных и не обязательных для перевозчика операций, дополняющих его основные функции по перемещению груза». Существовало единственное исследование в форме монографии, автор которой анализировал деятельность морских торговых портов как экспедиторов внутреннего и внешнеторгового оборота. Вторично к этой теме возвратились спустя 16 лет при комментировании главы IV «Морской порт» КТМ СССР 1968 г.

Ученые многократно обращали внимание на до­говор экспедиции. Находили в нем признаки, присущие договорам перевозки, подряда, хранения, комиссии. Отсюда тенденция увязать договор экспедиции с бли­жайшими по содержанию типами договоров гражданского зако­нодательства - вплоть до стремления растворить новый самосто­ятельный договор в типически

сходных гражданских договорах, чаще всего в договоре комиссии. Практически отсутствовали сравнительно-правовые данные о нормах советского и зарубеж­ного законодательств, регулирующих деятельность транспорт­ных экспедиторов.

Разница в «реальном» и «идеальном» вариантах изучения те­мы экспедиции существенна. Конечно, в обязательстве экспе­дитора нетрудно было заметить элементы, свойственные другим договорам гражданского права. Однако в обязательстве экспе­дитора они органически и по-новому связаны. Каждый из них, взятый в отдельности, не может обеспечить полностью дости­жение цели договора экспедиции1.

В стране не было какого-либо союзного законодательного или иного правового акта, который каким-то общим образом регулировал правоотношения, возникавшие на основе экспеди­ции. Договор экспедиции если и затрагивался текущим законо­дательством, то не более чем фрагментарно. Каждый вновь из­даваемый нормативный акт сосредоточивался лишь на разрознен­ных случаях практического использования договора экспедиции, главным образом в сфере обслуживания населения.

Причину можно объяснить так. Отношения союзных орга­низаций всех видов транспорта (кроме автомобильного) с кли­ентурой и между собой относились к ведению Союза ССР (ч. 2 ст. 3 Основ 1961 г.) А регулирование отношений автомобиль­ного транспорта между собой и с клиентурой относилось к ве­дению союзных республик. Они не могли решать вопросы нор-мотворческой деятельности Союза ССР.

Объектом юридического нормирования договор экспедиции впервые стал в изданных в соответствии с Основами 1961 г. рес­публиканских гражданских кодексах 1963-1964 гг.

В стране действовала государственная монополия внешней торговли. В гражданском законодательстве влияние указанной монополии выражалось в ч. 3 ст. 3 Основ 1961 г. следующими словами: «Отношения по внешней торговле определяются спе­циальным законодательством Союза ССР, регулирующим внешнюю торговлю, и общим гражданским законодательством Союза ССР и союзных республик». Не относились к общему гражданскому законо­дательству и, следовательно, не подлежали применению к от­ношениям по внешней торговле нормативные акты, изданные специально для регулирования отношений между советскими организациями. То были нормативные акты административно­го характера. Действие норм административного права стороны гражданско-правового договора не могли изменить или исклю­чить своим соглашением. Большую часть специального законо­дательства СССР составляли постановления Правительства СССР. Министерства широко практиковали издание актов ве­домственного и межведомственного характера.

В СССР транспортно-экспедиционной деятельностью могли заниматься только государственные предприятия и организации. Крупнейшим экспедитором внешнеторговых грузов был морской торговый порт. Но свои услуги он предоставлял на ограниченной территории - в пределах отведенной ему акватории и терри­тории (ст. 62 КТМ СССР 1968 г.). Организацию перевозок внешнеторговых грузов и их транспортно-экспедиторское обс­луживание на территории СССР и за границей обеспечивала организация, входящая в систему МВТ СССР (Министерство внешней торговли) - В/О «Союзвнештранс». Порядок и условия выполнения транспортно-экспедиторских и складских операций с внешнеторговыми грузами в морских торговых портах устанавливался ММФ СССР (Министерство морского флота) по согла­сованию с МВТ СССР и ГКЭС (Госкомитет Совмина СССР по внешнеэкономическим связям), а порядок передачи этих грузов организациям других видов транспорта и приема внешнеторго­вых грузов от этих организаций - также по согласованию с ми­нистерствами и ведомствами, в ведении которых находились со­ответствующие виды транспорта (ч. 3 ст. 62 КТМ СССР 1968 г.). Представителями всесоюзных внешнеторговых объединений в морских торговых портах являлись отделения В/О «Союзвнештранс», действовавшие от имени и по поручению соответствую­щих внешнеторговых объединений. Основным актом межведом­ственного характера считалось Генеральное соглашение между ММФ СССР, МВТ СССР и ГКЭС о порядке перевалки и транспортно-экспедиторской обработки экспортных, импортных и других внешнеторговых грузов в портах ММФ СССР.

 

При таких обстоятельствах едва ли приходится удивляться то­му, что становление договора транспортной экспедиции проте­кало (как и в случае с договором перевозки) вне рамок граж­данского законодательства.

Впервые договор транспортной экспедиции появился в ст. 105 Основ 1991 г. Его появлению предшествовала ситуация, мало похожая на правовую. Пока в стране не наступила пере­стройка, ведомственные нормотворцы были относительно зако­нопослушными. Их поведение изменила перестройка 80-х гг. В стране резко увеличились число и размер краж внешнеторговых грузов, особенно на железнодорожном транспорте. Возникли межминистерские трения. Грузовладельцы и пресса страны друж­но именовали железнодорожного перевозчика «пломбовозом» (за уклонение от ответственности за разворованный у него груз со ссылкой на целостность пломбы). В 1991 г. ММФ СССР предложило и настаивало на включении в проект Основ граж­данского законодательства Союза ССР и союзных республик по­ложения о договоре транспортной экспедиции. Предложение не нашло отклика у МВТ СССР, МПС СССР, Госарбитража СССР и Минюста СССР: первое отнеслось безразлично, вто­рое принципиально возражало, а два последних искренне не могли понять разницу между договорами поручения, комиссии и экспедиции применительно к сфере обслуживания внешне­торговых грузов1. В первом чтении проекта Основ 1991 г. нор­мы о договоре транспортной экспедиции отсутствовали.

Появился он после того как ММФ СССР вторично обратилось к Правительству СССР со своим предложением, приложив к нему на этот раз проект международной конвенции о договоре транспортной экспеди­ции. Нормы ст. 105 Основ 1991 г. были затем восприняты ГК РБ. Такова история появления в отечественном законодательстве договора транс­портной экспедиции как гражданско-правового договора само­стоятельного типа.

В 80-е гг. прошлого века изменения в экономической поли­тике СССР привели к образованию множества экспедиторских организаций различных форм собственности. Свою хозяйствен­ную политику они определяли самостоятельно. В одиночку про­фессионально защищать свои интересы на государственном уровне и на внешнем рынке практически было невозможно. Экспедиторские организации стали объединяться в ассоциации. В 1995 г. была создана Белорусская ассоциация международных экспедиторов (БАМЭ).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.