Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортно-экспедиционное обслуживание контейнерных грузов при доставке экспортных грузов




Транспортно-экспедиционное обслуживание контейнерных грузов при завозе импортных грузов (продолжение лекции о ТЭО контейнеров)

Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов в контей­нерах при завозе импортных грузов рассмотрим на примере их ввоза в СНГ через морские порты. В общем случае ТЭО контей­нерных грузов включает в себя следующие виды услуг:

• выделение порожнего контейнера в порту отправления;

• подача порожнего контейнера в пункт грузоотправления;

• доставка контейнера, загруженного грузоотправителем, до порта отправления;

• выполнение экспортных формальностей в стране отправле­ния и транзитных странах;

• морская перевозка груза до российского порта назначения;

• организация грузовых операций в российском порту (опера­ции по внутрипортовому экспедированию);

• выполнение импортных таможенных формальностей;

• доставка грузов из порта до склада грузополучателя;

• возврат порожнего контейнера.

Как правило, экспедитор может взять на себя выполнение всех этих услуг или только их части в зависимости от договора с клиентом. Чаще всего экспортные таможенные формальности выполняет сам грузоотправитель (или его экспедитор в порту от­правления).

При организации доставки импортного груза в контейнерах транспортно-экспедиционные операции выполняются в следую­щей последовательности.

1. Коммерческая работа экспедиционной компании с клиен­том по доставке импортного груза начинается с получения пись­менного или устного запроса на котировку ставки на перевозку и обработку груза. Запрос включает в себя:

• наименование груза;

• особые свойства груза (опасный, рефрижераторный, скоро­портящийся и др.);

• тип необходимого контейнера под загрузку груза;

• наименование пункта отправления и пункта назначения;

• возможность перегрузки груза в процессе доставки;

• предполагаемый объем каждой партии груза;

• желательное транзитное время и т.д.

2. На основании информации, полученной из заявки клиента, экспедитор запрашивает ставки морского фрахта у морских пере­возчиков (ответ на запрос, как правило, поступает в течение не­скольких дней). Кроме ставки морского фрахта при выборе мор­ского перевозчика необходимо уделять внимание следующим фак­торам:

• наличие порожнего оборудования (контейнеров) в порту от­правления;

• срок действия ставки (ставка фрахта имеет ограниченный срок);

• условия кредитования фрахта (экспедитор может согласовать с судоходной линией отсрочку оплаты фрахта в случае, если кли­ент требует отсрочки платежа);

• частоту отходов судна в порту отправления;

• предоставление дополнительных услуг.

3. В соответствии с условиями доставки экспедитор выбирает одну из транспортно-технологических схем перевозки груза из порта назначения до склада грузополучателя. При этом необходи­мо учитывать основные особенности использования различных видов транспорта, особо значимые при ТЭО.

Отправка контейнеров автомобильным транспортом позволяет осуществить доставку груза из порта назначения до склада грузо­получателя в максимально короткое время (скорость доставки гру­зов около 500...700 км/сут). Перевозка автомобильным транспор­том по сравнению с железнодорожным транспортом целесооб­разна на расстояние до 1 500 км.

При доставке груза автомобильным транспортом из порта до места назначения следует учитывать, что на автомобильных доро­гах действует ограничение нагрузки, приходящейся на ось АТС, за превышение которой взыскивают дополнительную плату. Сле­дует также учитывать относительно высокую возможность полом­ки АТС в пути следования.

Для перевозки импортных грузов под таможенным контролем автотранспортные организации получают лицензии таможенного перевозчика, что является обеспечением доставки груза, причем таможенный перевозчик берет на себя ответственность за достав­ку груза перед таможенными органами. При этом ставки на пере­возку обычным и таможенным перевозчиком до одного и того же пункта могут отличаться в 2 – 2,5 раза.

При перевозке товаров, уже готовых к потреблению (продукты питания, бытовая техника и т.д.), а также ценных грузов целесо­образно отправлять АТС из порта колоннами и снабжать воору­женной охраной.

Кроме того, при заключении договора перевозки с автотранс­портной организацией на вывоз груза из порта экспедитор дол­жен предусмотреть в договоре ответственность автомобильного перевозчика за сдачу порожних контейнеров после доставки груза на склад получателя на терминал, указанный экспедитором.

Доставка груза из порта железнодорожным транспортом до ме­ста назначения может осуществляться следующими способами:

• в крытых железнодорожных вагонах. В этом случае груз пере­гружается из контейнера судоходной линии в вагоны. Крытые же­лезнодорожные вагоны бывают нескольких типов и отличаются по объему (чаще всего 122 и 138 м3). Перед загрузкой груза в ваго­ны экспедитору необходимо тщательно их осмотреть и для обес­печения сохранной перевозки груза при необходимости отремон­тировать. Наиболее часто встречающиеся дефекты, на которые экспедитору необходимо обратить внимание в первую очередь, – это негерметичность крыши вагона и неисправность запорных устройств. Для обеспечения своевременной подачи порожних ва­гонов в порт под загрузку экспедитору целесообразно заключить договор с узловой железнодорожной станцией (депо) на ремонт, подготовку и подачу порожних вагонов в порт. Все дополнитель­ные расходы по подготовке вагонов экспедитор должен учитывать в общих расходах на перевозку;

• двадцатифутовых контейнерах железнодорожного перевоз­чика. При перегрузке груза из контейнеров судоходной линии в контейнеры железнодорожного перевозчика с последующей от­правкой по железной дороге основной проблемой является тран­зитное время. При отправке двух или трех контейнеров на одной платформе они перевозятся до станции назначения без перегру­зок в пути с транзитным временем, соответствующем отправке груза в крытом вагоне. В случае отправки одного контейнера на платформе на узловых станциях этому контейнеру подыскивают «пару», т.е. контейнер, следующий в попутном направлении.

Экспедитору при выборе транспортно-технологической схемы доставки необходимо учитывать, что в ожидании попутных кон­тейнеров контейнер может сниматься с платформы на каждой узловой станции;

• контейнерах судоходной линии. В этом случае необходимо за­ранее получить согласие судоходной линии, поскольку некото­рые из них очень неохотно отдают свои контейнеры для отправки по железной дороге. При планировании такой отправки экспеди­тору необходимо:

убедиться, что станция назначения имеет оборудование для обработки контейнеров;

обеспечить контроль возврата порожнего контейнера; иметь агента-экспедитора, который организует выполнение ПРР, таможенное оформление и возврат порожних контей­неров.

4. На основании полученной ставки морского фрахта, ставки на выполнение ПРР, железнодорожного тарифа или договорной ставки на автотранспортную перевозку, тарифов, связанных с выполнением необходимых формальностей и экспертиз (в зави­симости от вида груза) и желаемого уровня рентабельности, экс­педитор определяет сквозную ставку для конкретной выбранной транспортно-технологической схемы доставки груза и сообщает ее клиенту. По требованию клиента сквозная ставка может быть подробно расписана по статьям.

5. После согласования с клиентом сквозной ставки, типа ис­пользуемых контейнеров, условий оплаты фрахта, условий опла­ты прочих услуг экспедитора подписывается договор на ТЭО.

6. После подписания договора клиент высылает экспедитору заявку (экспедиторское поручение) на доставку груза с указани­ем реквизитов грузоотправителя.

7. Экспедитор высылает реквизиты грузоотправителя агенту су­доходной линии в российском порту, а тот, в свою очередь, вы­сылает их агенту в порту отправления.

8. Агент в порту отправления связывается с грузоотправителем (или его экспедитором) и организует выделение и подачу порож­них контейнеров под загрузку.

9. Экспедитор получает сообщение о том, что букинг[2] состоял­ся и ожидаемую дату прибытия судна с контейнером в порт на­значения. За несколько дней до прибытия контейнера в россий­ский порт агент судоходной линии извещает экспедитора о при­бытии контейнера.

10. По прибытии контейнера в порт экспедитор выполняет опе­рации по внутрипортовому экспедированию:

организует грузовые работы в порту (оформление разнарядки на отгрузку груза, предъявление контейнеров для таможенного досмотра, выполнение процедуры отгрузки груза конечному по­лучателю);

оформляет транспортные и таможенные документы на вывоз груза из порта.

Подробно операции по внутрипортовому экспедированию с последующей отправкой груза автомобильным или железнодорож­ным транспортом рассмотрены в подразд. 2.1.

Схема организации перегрузки импортного груза в контейне­рах через морской порт представлена на рис. 5.

 

Рис. 5. Схема организации перегрузки импортного груза в контейнерах через морской порт:

1 – запрос на котировку ставки на перевозку и обработку груза; 2 – запрос ставки морского фрахта; 3 – запрос ставки наземного перевозчика; 4 – коти­ровка сквозной ставки на доставку груза; 5 – договор на ТЭО; 6 – заявка на перевозку груза; 7 – заявка на отправку груза с реквизитами грузоотправителя; 8 – извещение о выделении и подаче порожних контейнеров с датой их прибы­тия под загрузку; 9 – извещение об ожидаемой дате прибытия судна (контейне­ров); 10 – заявка наземному перевозчику на перевозку контейнеров; 11 – под­тверждение наземного перевозчика; 12 – разрешение судоходной линии на по­лучение контейнеров с терминала; 13 – запрос инструкций клиента; 14 – инст­рукция клиента; 15 – разнарядка (инструкция на отгрузку груза); 16 – разреше­ние терминала на вывоз контейнеров; 17 – погрузка контейнеров на ТС и от­правка до места назначения; <=== – движение груза

 

 

Для максимального использования полезного объема исполь­зуемых контейнеров, получив информацию о габаритных разме­рах ГМ, подлежащих перевозке и их массы, необходимо подгото­вить схему размещения груза в контейнерах.

На основании информации о том, какие грузы и где будут за­гружаться в контейнеры, необходимо дать заявку агенту судоход­ной линии на выделение порожних контейнеров. Во всех случаях вывоза порожних контейнеров с территории порта агент вправе потребовать предоставление гарантийного письма на возврат кон­тейнеров к оговоренному сроку или даже внесения залога за кон­тейнеры.

При планировании загрузки грузов в контейнеры перевозчика на территории порта соответствующие заявки на выделение по­рожних контейнеров заблаговременно передаются в экспортный отдел судоходной линии, а в заявках на завоз экспортного груза в порт делается запись о необходимости загрузки груза в контейне­ры судоходной линии.

Дату и время загрузки груза экспедитор получает от начальни­ка склада (терминала), на который прибывает груз. Именно склад является организатором и исполнителем работ, связанных с за­грузкой груза.

В необходимых случаях процесс загрузки контролируется неза­висимыми сюрвейерами.

Сюрвейер заблаговременно подает заявку на участие в этой операции с подтверждением экспедитора оплаты работы сюрвей­ера по составлению соответствующих актов.

При загрузке грузов в контейнеры на складах грузоотправите­лей, куда порожние контейнеры доставляются автомобильным транспортом, в договорах с перевозчиками должна быть преду­смотрена их ответственность за повреждение контейнеров, а так­же их утрату или возврат с нарушением сроков нахождения кон­тейнеров у клиента.

При оформлении автомобильных накладных на порожние кон­тейнеры в них, кроме подробного адреса места загрузки контей­нера, должен быть указан телефон и фамилия контактного лица, отвечающего за загрузку контейнера экспортным грузом и оформ­ление транспортных и товаросопроводительных документов. Об от­грузке порожних контейнеров из порта необходимо информиро­вать грузоотправителя по той же схеме, что и при отправке груза в порт.

При загрузке в контейнеры грузов, для крепления которых используется специальное оборудование, необходимо предвари­тельно обеспечить получение этого оборудования.

Поскольку экспедитор принимает на себя большую ответствен­ность, получая порожние контейнеры у судоходной линии, необ­ходимо, прежде чем направлять порожние контейнеры клиенту, не только оговорить с ним (в письменном виде) его ответствен­ность за их возможное повреждение, утрату или задержку возвра­та сверх установленных сроков, но и убедиться в возможностях клиента по правильной организации работ по загрузке грузов в контейнеры. Необходимо проверить:

состояние подъездных путей к складам, на которых будет про­изводиться загрузка контейнеров;

соответствие подъемно-транспортного оборудования для снятия контейнеров с ТС и их последующей погрузки параметрам контей­неров и условиям выполнения с ними ПРР;

квалификацию специалистов, которые могли бы организовать работы по загрузке контейнеров и креплению в них груза;

специалистов по таможенному оформлению груза (если груз должен пройти таможенное оформление в региональной тамож­не) и т.д.

Возможна также ситуация, при которой ПРР с крупнотоннаж­ными контейнерами можно осуществлять только на определенных железнодорожных станциях, удаленных от складов клиента. В этом случае порожние контейнеры должны будут доставляться клиенту автомобильным транспортом, а груженые (также автомобильным транспортом) возвращаться на железнодорожную станцию.

Операции по погрузке-разгрузке крупнотоннажных контейне­ров на железнодорожных станциях, доставке порожних контейне­ров на склад клиента автомобильным транспортом и груженых контейнеров со склада клиента на железнодорожную станцию, как правило, требуют привлечения в пункте отгрузки груза ква­лифицированного экспедитора, умеющего организовать работу с железнодорожным транспортом. Выполнение этих операций гру­зоотправителем может повлечь за собой как повреждение или ут­рату порожних контейнеров, так и хищение груза, вплоть до пол­ной невозможности реализации всего процесса доставки груза.

Во избежание серьезных финансовых потерь экспедитора, свя­занных с принятием им на себя ответственности за организацию перевозки железнодорожным (или автомобильным) транспортом порожних и груженых контейнеров, контейнеры и груз должны быть застрахованы в страховых компаниях.

После выгрузки контейнера на склад порта и оформления таль­манской расписки она заверяется штампом таможни, что в даль­нейшем является официальным подтверждением выгрузки груза на склад временного хранения. При приеме на склад массовых грузов (лес, удобрения, металлолом и т.д.), завоз которых до на­копления судовой партии выполняется в течение нескольких дней или недель, на каждую суточную партию оформляется краткая таможенная декларация.

Если контейнер прибыл в порт уже прошедшим таможенное оформление, для получения таможенного разрешения на его по­грузку требуется:

транспортный документ, по которому контейнер прибыл в порт, с отметкой региональной таможни «Выпуск разрешен»;

четвертый экземпляр грузовой таможенной декларации;

счет (инвойс), заверенный на региональной таможне;

доверенность грузоотправителя;

тальманская расписка со штампом таможни порта, которая подтверждает выгрузку груза на склад.

При таможенном оформлении груза на таможне порта требу­ется полный комплект документов, предусмотренный таможен­ным законодательством.

По требованию таможни порта груз, прибывший в контейне­ре, может быть досмотрен в порту, для чего на основании уве­домления о таможенном досмотре порту Лередается заявка на предъявление контейнеров на таможенный досмотр и заявка на выделение бригады грузчиков для полной или частичной разгруз­ки контейнеров. Организацией таможенного досмотра и получе­ния разрешения таможни на отправку груза на экспорт занима­ются декларанты.

После окончания погрузки груза на судно у судового агента необходимо получить оригиналы коносаментов на груз, которые не отправляют судовой почтой, копии коносаментов и манифес­тов в количестве, оговоренном инструкциями грузоотправителя и капитанскую расписку, заверенную судовой печатью.

В обобщенном виде ТЭО грузов в контейнерах, отправляемых на экспорт через морской порт, выполняется в следующей после­довательности.

1. Получив заявку клиента (грузоотправителя) на доставку гру­за, пригодного для перевозки в контейнерах, экспедитор выясня­ет, каким видом транспорта (автомобильным или железнодорож­ным) контейнеры будут доставляться в порт отправления, и по­дает заявку наземному перевозчику на осуществление перевозки. Кроме того, экспедитор подает заявку владельцу контейнеров на выделение порожних контейнеров.

2. Порожние контейнеры доставляются в пункт отправления, где затариваются грузом в соответствии с правилами загрузки кон­тейнеров. При загрузке контейнеров на складах грузоотправителя организация инспекции груза сюрвейером является обязанностью грузоотправителя, однако в обязанность экспедитора в этом слу­чае входит подача всех порожних контейнеров грузоотправителю одновременно и вывоз груженых контейнеров только после их оп­ломбирования инспектором.

3. Одновременно с процессом выделения и подачи порожних контейнеров в пункт отправления экспедитор бронирует место на морском судне и направляет агенту в порту погрузки инструкцию по оформлению грузовых документов.

4. По прибытии контейнерного груза в порт отправления экспе­дитор оформляет поручение на отгрузку экспортного груза. В неко­торых случаях пограничная таможня может потребовать предъявле­ния контейнеров для выборочного или сплошного досмотра. В этом случае экспедитор должен немедленно известить грузоотправите­ля и запросить у него инструкции по дальнейшим действиям (на­пример, вызвать сюрвейера на таможенный досмотр с последую­щим опломбированием пломбой сюрвейера или организовать та­моженный досмотр без присутствия сюрвейера с предоставлени­ем оригинала акта таможенного досмотра с заверенным в торго­во-промышленной палате переводом).

5. После погрузки контейнера на судно капитан расписывается в коносаменте (тем самым удостоверяя принятие контейнера на борт судна для перевозки в порт назначения), который передает­ся агенту в порту отправления.

6. Коносамент из порта отправления пересылается в порт на­значения. По данному коносаменту агент в порту прибытия полу­чит контейнер.

7. Агент в порту отправления предоставляет агенту в порту при­бытия точные сведения о грузе, его маркировке и загрузке контей­нера.

8. Агент в порту назначения разгружает контейнер, уведомляет получателей груза о его прибытии и выдает или доставляет груз грузополучателю в обмен на оригинал коносамента, но только после того, как убедится (получит подтверждение), что все пла­тежи за перевозку внесены.

Схема организации ТЭО перевозки экспортного груза в кон­тейнерах через морской порт представлена на рис. 6.

Рис. 6. Схема организации транспортно-экспедиционного обслужива­ния перевозки экспортного груза в контейнерах через морской порт:

1 – рамочный внешнеторговый договор, заключенный между грузоотправителем и внешнеторговой компанией (условия EXW); 2 – рамочный внешнеторговый договор, заключенный между внешнеторговой компанией и конечным грузопо­лучателем (условия CIF); 3 – договор транспортной экспедиции; 4 – запрос став­ки; 5 – направление формы заявки клиенту (вопросник); 6 – ответ на вопросник (заявка клиента); 7 – договор с наземным перевозчиком; 8 – договор с контей­нерным терминалом; 9 – котировка ставки с указанием транспортно-технологической схемы доставки груза после подтверждения клиентом становится поруче­нием на организацию перевозки; 10 – приложение к внешнеторговому договору; 11 – согласование сроков и способа вывоза груза; 12 – заявка владельцу контей­неров на выделение порожних контейнеров; 13 – указание владельца контейне­ров терминалу на выделение порожних контейнеров экспедитору; 14 – заявка наземному перевозчику на выполнение перевозки; 15 – подтверждение наземно­го перевозчика; 16 – извещение о выданных порожних контейнерах; 17 – пере­возка порожних контейнеров; 18 – извещение о подаче порожних контейнеров; 19 – перевозка груженых контейнеров; 20 – извещение об отправке груженых контейнеров; 21 – резервирование места на морском судне и направление морско­му перевозчику инструкций по оформлению грузовых документов; 22 – подтверж­дение морского перевозчика в приеме груза к перевозке; 23 – поручение на от­грузку экспортного груза (агенту морского перевозчика направляется в копии); 24 – договор между морским перевозчиком и контейнерным терминалом; 25 – погруз­ка на морское судно; 26 – выдача грузовых документов; 27 – извещение клиента об отгрузке груза на экспорт и пересылка грузовых документов; 28 – выгрузка груза в порту назначения и выдача его получателю;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 9749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.