Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики потребителей, влияющие на покупательское поведение

Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими характеристиками, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований. К этим характеристикам потребителей, влияющим на покупательское поведение относят:

1) Личностные факторы включают: возраст, стадию жизненного цикла семьи, род занятий, уровень дохода на семью и на одного члена семьи, стиль жизни, тип личности и самопредставления.

Жизненный цикл семьи – совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем развитии.

Стиль жизни – стереотипы жизненного поведения личности, выражающиеся в ее деятельности, интересах, мнениях. Стиль жизни или образ жизни позволяет представить общую характеристику деятельности человека и его взаимоотношений с внешним миром.

Самопредставление – сложные мысленные представления личности о себе, о собственном «я».

Тип личности – уникальная совокупность психологических характеристик, которыми определяются стойкие и повторяющиеся реакции человека на факторы окружающей среды. Тип личности описывается в следующих терминах: уверенность в себе, доминирование, общительность, независимость, защищенность, приспособляемость, агрессивность.

2) культурные:

а) культура – совокупность основных ценностей, моделей восприятия и стереотипов поведения, заложенных в члена общества его семьей и различными социальными институтами.

б) субкультура – группа людей, придерживающаяся определенной системы ценностей, основанной на их общем жизненном опыте и положении в обществе.

в) общественный класс – относительно стабильные и большие группы общества, члены которых имеют приблизительно одинаковые интересы, поведение и систему ценностей. Принадлежность к тому или иному общественному классу определяется не каким-либо единственным фактором, например, заработком, а сочетанием рода занятий, дохода, образования, материального благосостояния и других характеристик.

3) социальные:

а) референтная группа – группа, оказывающая прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Первичные референтные группы: семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Вторичные референтные группы: религиозные организации, профессиональные ассоциации и профсоюзы. Референтная группа определяет стандарты поведения и стиля жизни человека, его взгляды на себя и на других, подталкивает к подчинению неким правилам, что может повлиять на его выбор товаров и торговых марок.

б) семья – это важнейшая потребительская ячейка общества, поэтому маркетологи всесторонне изучают ее: они интересуются расширением ролей в семье и воздействием, которое оказывают на выбор товаров и услуг мнения разных ее членов – мужа, жены, детей.

в) роли потребителей при совершении покупки:

- инициатор – человек, который первый предлагает купить определенный товар или услуги;

- влиятельное лицо – человек, который своим советом и позицией влияет на процесс принятия решения;

- лицо, принимающее решение – человек, который принимает решение о покупке в целом или частично, купить ли, что купить, как купить или где купить;

- покупатель – человек, который совершает покупку после того, когда решение о покупке уже принято;

- пользователь – человек, который приобретает и использует товар или услугу.

г) роль и статус, роль – это совокупность действий, которые, по мнению окружающих, должен выполнять индивид; статус – оценка, которую дает общество каждой роли. У каждой роли есть свой статус, который отражает отношение общества к этой роли.

4) психологические факторы:

а) мотивация – процесс побуждения в действию; мотив – это движущая сила к удовлетворению потребности. Существуют разные теории мотивации. Например, теория мотивации Абрахама Маслоу и Зигмунда Фрейда.

По Маслоу – потребности имеют иерархическую структуру: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самореализации. В первую очередь человек стремится удовлетворить более низшую потребность, после этого – более высшую.

По Фрейду – люди не осознают реальных психологических сил, которые формируют их поведение. Человек, взрослея, подавляет множество побуждений, но они не пропадают, а могут подсознательно толкать к определенному поведению или покупкам в будущем.

б) восприятие – процесс, благодаря которому человек отбирает, организует и интерпретирует информацию, формирую в своем сознании картину окружающего мира. Каждый день на человека действует огромное количество раздражителей, но не все обращают его внимание, не все он правильно понимает и запоминает.

В) усвоение – это изменения в поведении человека в результате накопления жизненного опыта. Усвоение является результатом взаимодействия побуждений, раздражителей, факторов среды, ответных реакций и подкрепления.

г) мнения и отношения; мнения – представление индивида о чем-либо, основывающееся на реальном знании, предположении или уверенности. Отношение – устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности в отношении предметов или идей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель покупательского поведения. Сущность и параметры позиционирования товара | Формирование товарного ассортимента. Сущность и классификация товаров в маркетинге
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.