Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения

Потребности и способности.

 

Само удовлетворение наших потребностей находится в тесной связи с нашими способностями.

Во-первых, способности – это индивидуальные свойства, т.е. то, что отличает одного от другого.

Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности, поэтому длинные гибкие пальцы или рост – это физиологические особенности.

В-третьих, способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют определенной деятельности. (Например: музыкальные способности предполагают наличие слуха и чувства ритма; есть способности воображения, необходимые в конструкторской деятельности; двигательные способности – которые могут пригодиться спортсменам).

Важной проблемой является вопрос о происхождении и природе способностей. На этот вопрос существуют две основные точки зрения:

1) Начиная с Платона и других древнегреческих мыслителей, существует точка зрения, что наши способности носят биологический, природный характер.

2) Вторая представлена материалистами, смысл которой в том, что человек не рождается с самого начала способным к той или иной деятельности. Человеческие способности формируются и развиваются в правильно организованной деятельности под влиянием обучения, воспитания и самовоспитания. Способность – прижизненное, а не врожденное образование, однако формируются наши способности на базе врожденных задатков.

Способности имеют врожденный природный фундамент, который называется задатками.

Задатки – это врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, анализаторов (т.е. нервных окончаний), которые составляют природную основу развития способностей.

Задатки многозначны. На основании одного и того же задатка могут быть сформированы разные способности, например, острая наблюдательность, хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей и художника, и следователя, и геолога.

На основе художественного типа способностей могут сформироваться способности и актера, и музыканта, и писателя; на основе мыслительных способностей могут сформироваться и способности математика и лингвиста. Ключевым моментом здесь является практика обучения, реальное вхождение в соответствующую деятельность. Способности на основе художественного типа задатков могут проявляться очень рано, что создает иллюзию их врожденности. Моцарт начал писать пьесы в 3-4 года, Брюллов начал рисовать (поступил в академию художеств) в 9 лет, Пушкин с 8 лет писал стихи, Некрасов – с 9 лет, и др.

Однако отсутствие достижений в раннем возрасте не свидетельствует об отсутствии способностей вообще. Такие выдающиеся люди как Пастер (врач), Карл Линней (биолог), писатели Скотт, Аксаков, Гончаров, Шишков проявили себя в относительно позднем возрасте.

Задатки – важные условия развития способностей. Люди много большего достигают, если у них есть задатки. Но для того, чтобы задатки стали основой формирования способностей, нужен интерес к делу, которым ты занят, трудолюбие и воля.

Таким образом, способности тесно связаны с характером и направленностью.

Наши способности носят исторический характер. В ходе развития общества, производства возникают новые потребности, люди включаются в новые виды деятельности, тем самым стимулируется развитие и формирование новых способностей.

Среди способностей выделяют общие способности и специальные способности. Общие способности – это такие способности, которые необходимы и проявляются в большинстве видов человеческой деятельности. К общим способностям, как правило, относят интеллектуальные, мыслительные способности, проявляющиеся в сообразительности, находчивости, быстром и глубоком запоминании, внимании, критичности и самостоятельности ума. Если умственными способностями одарены все люди в той или иной степени, то есть способности, которыми обладает далеко не каждый. Например, музыкальные способности есть не у всех. Музыкальные, литературные, хореографические, художественные, спортивные способности – это специальные способности.

Специальные (с латыни – особые) – это способности, являющиеся возможностями выполнения определенного вида деятельности.

Для оценки развития способностей употребляются понятия одаренность, талант и гениальность. Одаренность - это в большей степени характеристика способностей с точки зрения природных задатков человека к той ли иной деятельности. Талант – это очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Талант – это всегда сочетание способностей, их конкретная совокупность. Талант характеризуется достижениями высокого порядка, но остающимися в рамках того, что уже создано, достигнуто людьми в той или иной деятельности. Пробуждение талантов всегда общественно обусловлено. Формирование таланта зависит от потребностей эпохи, от конкретных задач, стоящих перед обществом и государством.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гениальность – это всегда творение чего-то нового, принципиально отличного, это новая эпоха в какой либо деятельности, в развитии культуры. Своими делами гениальные личности влияют на судьбы многих других людей, оставляют след в истории всего человечества.

Гениальность - это высшая степень проявления творческих сил личности. Гениальность – это зачастую сочетание разных способностей в разных видах деятельности. Многих широко разносторонних гениев выдвинула эпоха Возрождения. Например, Леонардо да Винчи был великим художником, механиком, естествоиспытателем, создателем оружия и и.д. Наш великий соотечественник А.С. Пушкин прославился как гениальный поэт и писатель, философ, историк, рисовальщик, стрелок. Лермонтов был гениальным поэтом, писателем, художником, офицером, боксером.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение задач | История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Периоды детского возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.