КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции рынка и его виды
Тема 4. Рынок как экономическая форма организации товарного хозяйства.
Рынок – это совокупность отношений товарного обмена. В условиях рыночной системы хозяйства все продукты труда принимают экономическую форму товаров. Продаваемая на рынке полезная вещь требует эквивалентного возмещения. Равенство меновых пропорций возникает потому, что во всех товарах воплощен затраченный на их производство труд, образующий стоимость товаров. Стоимость определяет качественную однородность товаров, что позволяет их сопоставлять и количественно соизмерять на рынке. Величина стоимости измеряется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, произведенными при существующих нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. Предполагается, что в этих условиях производится основная масса товаров. Основные функции рынка: ü интегрирующая; ü регулирующая; ü стимулирующая; ü информационная; ü посредническая; ü ценообразующая; ü санирующая. Интегрирующая функция состоит в соединение сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Регулирующую функцию рынок осуществляет оперативным реагированием на изменения спроса и предложения. Колебание спроса и предложения оказывает немедленное воздействие на цены. Рост цен – сигнал к расширению производства, снижение цен – сигнал к его сокращению.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании НТП и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Информационная функция рынка воплощена в ценах. Состояние и динамика рыночных цен позволяют исследовать и прогнозировать рыночную конъюнктуру, в конкретный период времени. При анализе конъюнктуры рынка используются следующие показатели: • состояние производства (рост, спад, стабильность); • наличие товарных запасов, их величина; • динамика цен, процента, курса ценных бумаг; • величина прибыли, зарплаты, издержек; • состояние занятости трудоспособного населения, уровень безработицы. Состояние конъюнктуры рынка предопределено циклическим характером развития общественного производства и случайными факторами (войны, природные катаклизмы, мода и др.). Существуют способы совершенствования конъюнктуры рынка. Например, можно стимулировать рост инвестиций посредством регулирования величины денежных сбережений населения, пересмотра налоговых и процентных ставок. На конъюнктуру воздействует и изменение масштабов вмешательства государства в экономические процессы. Посредническая функция рынка позволяет экономически обособленным производителям в условиях общественного разделения труда совершать взаимовыгодный обмен результатами своей деятельности. Рынок обеспечивает деловую порядочность своих субъектов. В процессе конкуренции отторгаются антирыночные действия продавцов и покупателей. Место на рынке занимают субъекты с высокой репутацией. Ценообразующая функция рынка обеспечивает признание общественно необходимых затрат, только их согласен оплатить покупатель. Рынок как бы усредняет индивидуальные материальные и трудовые затраты, воплощенные в продуктах и услугах одного назначения.
Рынок выполняет санирующую функцию, очищая общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц с помощью конкуренции. Дифференциация производителей – необходимый элемент рынка. Социальная защита – это функция государства, а не рынка. В то же время уровень социальных гарантий достигает наивысших пределов именно в условиях высокоразвитой рыночной системы. Рынок содержит в себе и негативные свойства. Так, конкуренция, лишая реальных перспектив экономически неэффективные структуры, способствует росту безработицы, увеличению дифференциации доходов населения. Без поддержки государства рынок не сможет самостоятельно реализовать научно-технические программы, удовлетворить общественные потребности в таких товарах и услугах, которые нельзя выразить в рыночной цене. Это так называемые общественные блага (природосохраность, национальная оборона, государственное управление и др.). Рынок полностью не сможет решить проблемы образования, здравоохранения. Рыночная система обязательно предполагает определенную степень регулирования со стороны государства системой специализированных организаций, действующих в рамках рыночных институтов. Инфраструктура рынка включает: биржи (товарные, фондовые, валютные); аукционы, ярмарки; предприятия оптовой и розничной торговли; банк, страховые компании, фонды, биржи труда; информационные центры; юридические конторы; рекламные агентства и т.п. Все эти элементы очень тесно связаны друг с другом. Если они находятся в сбалансированном состоянии, то и вся экономика функционирует нормально. И, наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (пр., банковской сферы) негативно отражается на всей рыночной экономики в целом. Структура рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Очевидно, что единой рыночной структуры не существует. По каким критериям классифицируют структуру рынка? Во-первых, по объектам рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг и т.д.
Во-вторых, по субъектам рынка – рынок покупателей и рынок продавцов. В-третьих, критерием выступают географические границы рынка – местный рынок недвижимости, мировой рынок, национальный рынок товаров и услуг. В-четвертых, критерием классификации может служить степень ограничения конкуренции на рынке – совершенная конкуренция, монополия. Рыночная структура может быть классифицирована также по отраслевому признаку (автомобильный или нефтяной); по характеру продаж (оптовый, розничный); по соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный, «теневой» рынок) и т.д. Рынки классифицируются по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку. Соответственно объектам купли-продажи выделяют рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок труда. Рынок товаров, услуг и информации включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства. Целевое назначение рынка потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием. Рынок услуг – совокупность купли-продажи услуг образования, здравоохранения, общественного питания и др. В условиях вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений возрастает значение рынка информации. Поставщиками информации выступают академические институты и учебные заведения, научно технические общества. Рынок средств производства представлен в виде отраслевых рынков: · машин и оборудования; · объектов промышленного строительства; · топлива и минерального сырья; · сельскохозяйственного сырья, лесных материалов; · научно-технических знаний. Инфраструктура рынка товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, ярмарками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбором и снабжением информацией участников рыночных отношений. Рынок капиталов состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты для обеспечения инвестиционного процесса. Инвестиции способствуют экономическому росту.
Непосредственное отношение к денежному рынку имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги – кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателем. Основные виды ценных бумаг – это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.) – производные от основных. Акция – ценная бумага, выпускаемая корпорацией и дающая право ее владельцу на получение дивиденда. Продаются и покупаются акции не по номиналу, а по курсу. Облигация – ценная бумага, которая приносит ее владельцу фиксированный доход в виде процента на срок до погашения этой облигации. Облигации выпускаются государством, муниципальными органами, корпорациями. Акции и облигации покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, функционирующем в виде фондовой биржи. Реализация функций фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции. В систему рынков факторов производства входит рынок труда. На бирже труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций между предпринимателями и рабочими. Биржи труда оказывают материальную поддержку в случае вынужденной безработицы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. Рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов, позволяет предприятиям успешно функционировать при наличии весьма ограниченной информации, обеспечивает гибкость и высокую адаптивность к быстро меняющимся условиям. В условиях рыночной экономики наиболее рационально используются достижения науки техники (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии). Рынок позволяет регулировать и координировать деятельность людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов способствует более полному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Вместе с тем рыночный механизм не является идеальным. Рыночный механизм неспособен обеспечить в необходимых объемах производство общественных товаров (образование, здравоохранение и др.), сохранить невоспроизводимые ресурсы, выработать экономический механизм защиты окружающей среды. Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу малообеспеченных, не обеспечивает стабильное экономическое развитие (ему свойственны циклические подъемы и спады, инфляции, безработицы) и т.п. Все это требует государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |