Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помощи детям




Педиатрия (по-гречески paidos — ребенок и iatreia — лечение). Основопо­ложник отечественной педиатрии С. Ф. Хотовицкий в 1847 году привел следу­ющее определение: «Педиатрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечения болезней у детей».

Нельсоновское «Руководство по педиатрии»: «Педиатрия изучает любые от­клонения в состоянии здоровья или роста и развития ребенка. Особенность пе­диатра состоит также в обеспечении для всех детей благоприятных условий до­стижения или природного потенциала развития».

Последний отечественный учебник «Пропедевтика детских болезней» про­фессоров Мазурина и Воронцова. Педиатрию «... можно определить как меди­цину периода роста, формирования и развития человеческого организма, кото­рый является наиболее ответственным в жизни человека. Это так называемая прогрессивная стадия в жизненном цикле человека».

Не буду останавливаться подробно на истории педиатрии. Об этом вы мо­жете прочесть в учебниках профессора И. М. Воронцова, профессора Н. П. Шабалова и профессора Г. Л. Микиртичан.

Но для иллюстрации только две цитаты крупнейшего петербургского педи­атра профессора Николая Петровича Гундобина. Монография «Особенности детского возраста». Издана в 1906 году в Санкт-Петербурге. «Пренебрегать анамнезом или стеснять его ограниченным временем я считаю непозволитель­ным. Время, потраченное на расспросы больного, не может считаться потерян­ным даже при полной неудаче в ответах; в это время опытный врач незаметно изучает ребенка и мать... Только клиническое наблюдение у постели больного научит ставить диагноз и предсказание, назначить правильную терапию и оце­нить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данно­го случая. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают

указаний на ту почву, на которой развивается данное заболевание... Одно дело лечить болезнь, и совершенно иное лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста».

Итак, педиатрия сегодня.

Условно педиатрия подразделяется:

1. Профилактическая педиатрия. Система мероприятий для предупреждения заболеваний и инвалидизации. Она включает:

· Первичную профилактику. Предполагает предупреждение развития заболе­ваний, инфекций.

Круг мероприятий для реализации этой задачи различен —вакцинация против коклюша;

обеззараживание молока — пастеризация; про­филактика рахита — назначение витамина D матери и ребенку.

Вторичную профилактику. Выявление заболевания на ранней стадии с целью предупреждения осложнений. Пример — скрининг-диагностика врожден­ных заболеваний, например фенилкетонурии. Последующее назначение диеты пациентам с фенилкетонурией с исключением фенилаланина позволяет сохранить психическое здоровье. Антибактериальная терапия при стрептококковой инфекции (ангина) назначается для предупреждения таких осложнений, как ревматизм, гломерулонефрит.

Третичную профилактику — мероприятия по предупреждению прогрессирования уже выявленных заболеваний и инвалидизации. Примеры: бициллинотерапия у детей с ревматизмом; диетотерапия при заболеваниях желудоч­но-кишечного тракта.

Цель профилактической педиатрии — достижение, сохранение и поддержа­ние здоровья.

По Уставу ВОЗ «Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де­фектов». С этого момента имеется уже несколько сотен поправок к этой фор­мулировке.

Позволю напомнить, что, по мнению экспертов, ВОЗ, определяет здоровье населения страны: наследственные факторы — 20%; состояние окружающей среды — 20%; условия и образ жизни — 50%; уровень развития медицинской науки и организация медицинской помощи — 10%.

Кратко коснемся одной из педиатрических проблем, имеющей важное зна­чение для состояния здоровья в последующий период жизни — так называемое «продленное детство». Получены убедительные доказательства, что ускоренные темпы роста и развития негативно влияют на формирование потенциального здоровья. Жан-Жак Руссо писал в семидесятые годы XVII века: «Природа хо­чет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим на­рушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях».

Ускорение темпов развития на первом году жизни становятся пожизненны­ми и ведут к ускорению всего жизненного цикла. Значительно раньше развива­ются заболевания, свойственные взрослому периоду жизни, — атеросклероз, онкологические заболевания. Ускорение темпов онтогенеза сопровождается дисгармонией, гетерохронией развития, что само по себе уже предрасполагает к повышенной заболеваемости ребенка. Одной из серьезных причин этого феномена является увеличение потребления белков и высокой калорийности пищи, чему в значительной степени способствует замена грудного молока ис­кусственными смесями. Грудное вскармливание позволяет достичь оптималь­ных темпов роста и развития ребенка и является одним из существенных фак­торов, формирующих здоровье человека не только в период детства, но и в последующие периоды жизни.

Поэтому уже в первой лекции по педиатрии мне хотелось бы заострить ваше внимание на проблеме грудного вскармливания. В последующем мы часто бу­дем обсуждать различные аспекты этой проблемы. Сейчас только одно выска­зывание профессора Николая Павловича Шабалова: «3а всю историю человече­ства не было ни одного гения науки, искусства, литературы, вскармливаемого в первые месяцы жизни искусственно».

Как оценить, здоров ли ребенок? Ни одна существующая формулировка здоровья не может быть применена в практической деятельности, поскольку от­сутствуют конкретные его критерии.

С развитием отечественной педиатрии первым и важным критерием отнесе­ния ребенка раннего возраста к группе здоровых явилось «эйтрофическое» раз­витие. М. С. Маслов, А. Ф. Тур предполагали следующие критерии «эйтрофии»: чистая, розовая, бархатная кожа без признаков гиповитаминозов; нормальная толщина подкожно-жирового слоя; хорошие тургор тканей и тонус мышц, со­ответствующее возрасту развитие скелета; отсутствие признаков рахита; соот­ветствующее возрасту психомоторное развитие и хороший психоэмоциональ­ный тонус; хороший аппетит и нормальная работа всех органов; хорошая сопротивляемость инфекциям; масса тела, рост, индексы физического разви­тия, отличающиеся от нормы не более чем на 5%.

В 1965 году профессор С. М. Громбах предложил для комплексной оценки состояния здоровья ребенка следующие критерии:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.