Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спор об универсалиях. Номинализм и реализм




Схоластика – это главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах.

Существует 3 периода:

1.Ранняя схоластика (IX-XII в.); 2. Период зрелости(XIII в.); 3.Поздняя схоластика (XIV –XV в.)

Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика.

Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому вопросу известен как спор об универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существует 2 основных решения этого вопроса:

1.Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека – реализм (Иоанн Скот Эриугена, Альберт Великий, Фома Аквинский). 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) “до вещей” в божественном разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в человеческом разуме как результат абстракции - умеренный реализм (существует и крайний реализм - общее существует только вне вещей - Ансельм). П. Абеляр - существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основывается возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше утверждение относится не к вещам, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предполагает реальность общих понятий в уме бога. Это образцы, по которым бог творит вещи.

2. Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психических актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Теоцентризм Фомы Аквинского. ФОМА АКВИНСКИЙ (р. 1225/26-1274)-средневековый философ, теолог, "учитель церкви", основатель томизма. Написал около 60 произведений. Основные труды: "Спорные вопросы", "Сумма против язычников", "Сумма теологии".

Систематизировал теологию, создал учение о соотношении веры и разума. Человек, согласно Ф.Аквинскому, руководствуется не только разумом, ему необходимо божественное откровение. Следует отличать истины разума от высших истин, познаваемых через Откровение. Хотя эти истины различны, они не противоречат друг другу, вера и разум предполагают друг друга. Вера предостерегает разум от ошибок, предназначение разума — служить вере: разум готовит человеческое сознание к восприятию веры, доказывая истины, которые вера предопределяет; разум объясняет и развивает истины веры в научной форме; разум защищает истины, данные через Откровение. Это учение было направлено главным образом против теории двух истин (двойственной истины), развивавшейся в аверроизме. Борьба Ф.Аквинского с Аверроэсом и аверроистами, опиравшимися на Аристотеля, заключалась прежде всего в освобождении переводов и истолкований произведений Аристотеля от искажений и ошибок, допущенных мусульманскими философами, атакже в опровержении концепции единой мировой души, несовместимой с Христианским учением о личном бессмертии. Исходя из учения Аристотеля и развивая идеи Альберта Великого, Фома Аквинский создал всеобъемлющую философско-теологическую систему, включающую в себя онтологию, антропологию, этику и другие разделы, вплоть до правил финансовой деятельности.

Пять доказательств существования Бога:

1) Доказательство от движения, называемое сегодня кинетическим. Исходит из того, что все вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение есть соединение материи с формой, переход возможности в акт. Следовательно, в понятие движения входит то, что движет и то, что движется. Нечто движущееся должно быть приведено в движение чем-то другим, а другое приводилось в движение третьим. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, иначе не было бы 1 двигателя, следовательно не было бы и 2 двигателя, 3 и т.д. Фома Аквинский делает вывод, что мы должны дойти до 1 причины движения, которая никем не движется и которая всем движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым является Бог.

2) Доказательство от производящей причины. Оно гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть Бога. Невозможно, рассуждает Фома, что бы нечто было собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Следовательно, подобно тому, как не может быть бесконечной цепь движений, не может быть и бесконечной и цепь действующих причин. Если не признать первопричину, не будет и последних, и наоборот, если в поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим производящую причину. Следовательно, необходимо положить некоторую производящую причину, которую все именуют Богом.

3) Доказательство от необходимости и случайности. Оно исходит из того, что в природе и в обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются, то есть, могут существовать или не существовать. Эти вещи не являются чем-то необходимым, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно с точки зрения Аквинского, что бы вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать, временами реально не существует. Отсюда, если вещи могут не существовать, то некогда они не существовали в природе, а если это так, то невозможно, что бы они возникли сами собой. Как явления случайные, они требуют наличия необходимой причины, существование которой вытекает из самой сущности. Поэтому, необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую саму по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных, а это есть Бог.

4) Доказательство от степени совершенства. Исходит из того, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме красоты, добра, благородства и т.д. По Аквинскому, о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Например, градацию красоты, проявляющуюся в отдельных предметах, можно выявить лишь в сравнении с чем-то более прекрасным, прекраснее чего не существует. Следовательно, должно существовать нечто самое лучшее, самое высокое. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всего существующего причиной блага и всяческого совершенства и это есть Бог.

5) Доказательство от божественного руководства миром. Исходит из того, что в мире как разумных, так не разумных существ, а так же в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Эта целесообразность или гармония особенно заметна при сходстве целей, которые преследуют живые существа, а именно, все стремятся достичь чего-то наилучшего, хотя одни делают это сознательно, а другие – инстинктивно. Это происходит не случайно и кто-то должен целенаправленно руководить миром. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в мире, и его мы именуем Богом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.