Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общества в немарксистских философских концепциях

Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры. Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека. Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности. Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность).

Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем:

1) Сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека.

2)Человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.

3)Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.

4)Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (самосознание).

5)Вместе с тем сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.

6)Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр.

7)Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.

8)Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом.

9)Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.

Происхождение и сущность сознания. Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны, также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ним - нет. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - психические явления и мозг тесно связаны как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями - прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане, идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношений материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материальной системы.

Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы.

Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Следующий уровень отражения – нейрофизиологический. Затем идет уровень психики. Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Особую роль здесь играют инстинкты. Инстинкт – это целесообразная и целенаправленная приспособительная деятельность, основанная на непосредственном отражении реальности, обусловленная врожденными механизмами и совершаемая под влиянием биологических потребностей.

Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Человек отличается от природы наличием развитой психики. Есть она и у высших животных. Психическое идеально и нематериально. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов внешнего мира. Природа психики символична, пример картины Рафаэля. Одно и тоже может быть символами разных явлений. Аналогично при одинаковых нейрофизиологических процессах разные люди увидят разное, что говорит о неоднозначности соотношения мозга и психики. Психика есть нечто чисто человеческое, а отсюда чисто человеческое имеет специфическое символическое содержание. Непосредственно для человека психика выступает как появление ощущений, восприятий, представлений. В ходе взаимодействия в мозгу формируются динамические структуры, отражающие материальную среду. Они обеспечивают отражение действительности и являются регулятором процесса взаимоотношений человека со средой.

Структура сознания. В сознании можно выделить три основные сферы:

1.Когнитивная сфера сознания, ее составляют познавательные способности, процесс познания и результат познания. Познавательные способности, это, прежде всего, чувственно-сенситивные способности, состоящие из возможности к ощущениям, восприятиям и представлениям, и абстрактно-мыслительная способность, складывающаяся из способности к формированию понятий, суждений и умозаключений. На основе этих способностей, а также на интуиции, создаются чувственные и понятийные образы, образующие предметно-содержательную основу мышления. Мышление это есть процесс оперирования чувственными и гносеологическими образами с целью выработки новой познавательной информации. Так же в состав познавательных способностей входят память и внимание. Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте. Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, способность длительно хранить информацию внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Познавательные способности начинают процесс познания, далее осознание, затем получение знания. Осознание – это переживание, определенное отношение к содержанию того, что отражается. Знание – способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него. Результат познания – степень ясности понимания сущности объекта.

2. Эмоциональная сфера сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним миром, это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний. Выделяют: 1. инстинктивно-аффектные состояния, т.е. предчувствия, видения, галлюцинации, стрессы; 2. эмоции (гнев, страх, восторг); 3) чувства с большей отчетливостью и осознанностью, наличием обратной образно-визуальной связи (наслаждение, отвращение, любовь, симпатия).

3. Мотивационно-волевая сфера. Здесь представлены мотивы деятельности, интересы и потребности. Понятие воли определяется как способность к осуществлению цели, к преодолению препятствий, т.е., воля есть решимость совершать те или иные поступки.

Сфера бессознательного. Бессознательное --- совокупность психических состояний, явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся контролю со стороны сознания. Все бессознательное, в отличие от воспоминаний, не может быть усилием воли введено в сознание. Бессознательное это явления, видения, сновидения, сомнамбулизм, невменяемость, инстинкты, автоматизмы. Автоматизмы и интуиция могут зарождаться в сфере сознания и переходить в бессознательное. Состояние бессознательного отличают по степени близости к сознательному. Функция бессознательного – охранительная: уменьшение нагрузки на сознание и увеличение творческих возможностей человека.

Сознание, мышление, язык. Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Материальная основа мышления --- высшая нервная деятельность. Мышление в некотором смысле отождествляется в философии с психикой. Мышление есть процесс оперирования образами чувственно-сенситивными и понятийными. Мышлению свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда является мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. Мышление есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. Мышление не существует в отрыве от других психических процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью человека. Поэтому мышление осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.

Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммуникативную функции. Может быть естественным и искусственным. Язык - явление социальное как средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. Вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и фиксирования опыта и знаний.

Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Общественное сознание - отражение общественной жизни в определенных идеях, взглядах, теориях. Индивидуальное сознание это сознание отдельного индивида. Индивидуальное сознание и общественное сознание тесно взаимосвязаны. Где существует общественное сознание? Оно надличностно, но не вне личностно. Общественное сознание не может существовать без личности. Личность генерирует общественное сознание. И в то же время, общественное сознание имеет относительно самостоятельное существование.

Структура: Теоретический уровень общественного сознания (теории, концепции) и обыденный уровень (совокупность взглядов, которыми люди руководствуются в повседневной жизни). С обыденным уровнем связан другой уровень – это общественная психология (это оценка происходящих событий сточки зрения обыденного уровня) С теоретическим уровнем связана идеология: система теоретической оценки тех или иных событий с тоски зрения того или иного социального класса, слоя. Форма сознания отражает многоступенчатость общественного бытия, т.е., это система определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Выделят следующие формы общественного сознания: наука, религия, этика, эстетика, экономика, политика, право, философия, экология. Каждая форма общественного сознания отражает определенный вид деятельности человека. Каждая форма имеет обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию.

 

Тема № 24 Общество: основы философского анализа в марксистско-ленинской философии.

Общество --- это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Поэтому общество можно определить как естественно-историческую целостную систему, которая представляет собой органическое единство экономической, социальной, политической и духовной структур.

Экономическая сфера. Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие существования любого общества. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Решающий структурообразующий элемент всей системы общественных отношений является материальное производство. Оно представляет собой единство 1) производительных сил и способа производства (предмет труда, результат труда, орудия труда, человек, живой труд) 2) производственных отношений, которые складываются независимо от общественного сознания (это прежде всего отношения производства, распределения, обмена и потребления). Производственные отношения, рассмотренные в разных аспектах, позволяют раскрыть различные типы связей, что фиксируется в категориях, позволяющих выразить эти многообразные связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Базис - экономический строй общества, система производственных отношений, над которой возвышается надстройка, включающая общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. С помощью этих категорий выделяются отношения первичной и вторичной зависимости. Базис воздействует на надстройку (государственное устройство), надстройка также влияет на базис, т.к. это сфера практической деятельности людей, стремящихся упрочить, изменить, преобразовать существующую систему общественных отношений. Причина - интересы (прежде всего материальные). Положение социальных групп в обществе определяется их отношением к собственности, следовательно, их заинтересованностью в присвоении, защите существующих средств производства.

Производственные отношения охватывают сферу отношений, возникающих в процессе производства материальных благ, обмена и их распределения. Люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности. Характер производственных отношений определяется способом соединения производителя со средствами производства, т.е., формой собственности. Рента, владение, зарплата и др. Это есть отношения собственности. Отставание производственных отношений от производительных сил приводят к антагонизму в обществе.

Другие общественные отношения возникают на основе производственных отношений. Например, производственные отношения ---отношения обмена деятельностью на основе разделения труда. Обмен результатами практической деятельности между представителями разных профессий. Отношения распределения материальных благ происходят из отношений собственности и условий оплаты.

Социальная сфера --- отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев. Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. Отношения связаны с удовлетворением социальных потребностей, они отражают уровень благосостояния общества. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в социальных группах.

Политическая сфера. Это производство политической деятельности классов, социальных групп, национальных общностей, движений, общественных организаций. Направлена на удовлетворение политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются политическим устройством общества. Крайняя форма --- революция. Политические отношения развиваются под влиянием всей совокупности социально-экономических и идеологических отношений. В свою очередь, они и воздействуют на них. При этом сила воздействия сильно неодинакова и зависит от совершенства данной политической системы и сложившимися механизмами ее взаимодействия с социальными институтами. Ведущее звено политической системы --- государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господства в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти, они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. К тому же имеют место еще и функции государства, относящиеся к интересам подавляющего большинства членов общества, например, национальной безопасности, экологии и т.д.

Духовная сфера --- отношения людей по поводу разного рода духовных ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. Не только живопись, музыка и т.д., но и знания людей, наука, мораль, нормы поведения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование духовных начал в жизни, в поведении. Складывается исторически, воплощает множество факторов, как-то географические, национальные и другие особенности развития общества, национальный характер и самосознание.

Итог. Сущность материалистического понимания общества и истории состоит в том, что:

1. Производство и вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

2.Исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер.

3.Главной движущей силой, преобразовывающие жизнь общества, являются народные массы.

4.Средства для изменения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.

В философии марксизма выделяют следующие социальные законы и категории:

1.Закон определяющей роли способа производства по отношению к другим сферам деятельности.

2. Закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке.

3. Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производственных сил.

4.Закон прогрессивной смены общественно-экономических формаций.

5.Закон социальной революции.

6.Закон возрастающей роли народных масс в истории.

7.Закон относительной самостоятельности общественного сознания.

8.Закон возвышения потребностей.

 

Тема № 25 Общество: основы философского анализа в западной философии.

Общество можно анализировать по-разному. Русский мыслитель А.А.Богданов (1873-1928 гг.), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. “Всякая человеческая деятельность является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, художественную - можно рассматривать как некий материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. ” В основе социальной философии могут лежать различные подходы, тогда соответственно получаются и различные модели. В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физических, географических, биологических. Шарль Фурье (французский социалист-утопист) - пытался создать социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальная теория - есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обусловленной природной склонностью человека к какому-либо виду коллективного труда. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается места и концепция социальных событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса свобода всего лишь модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие является вынужденным”, “все действия необходимы”. Еще одним недостатком натуралистического подхода является то, что он рассматривает человека как некий социальный атом, а общество как механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах. Иными словами, натурализм замечает в человеке только природную субстанцию. В результате и человеческие связи приобретают биологический характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители XVII-XVIII вв.), или половая любовь (Фейербах). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае, каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Теоретическое обоснование этой исключительно эгоистической жизненной позиции дал немецкий философ Макс Штинер в книге “Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае в социальную философию вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.

В некоторых философских системах содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть только свободный человек. В свете данной концепции человек как моральное существо не нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравственный мотив порождается свободой волеизъявления личности. Этот мотив заключается в том, чтобы человек выполнил свой моральный долг, не ожидая компенсации ни в этом, ни в ином мире.

Главным недостатком идеальных концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отражение как атрибут материи | Понимание общества в современных философских концепциях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.