Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 28 Человек, индивид, индивидуальность, личность

Биологическое и социальное в человеке.

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков:

а) Анатомические особенности как биологического вида:

· Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности;

· Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции;

· Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях;

· Большой мозг и сложная нервная система;

· Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка;

· Длительная зависимость детей от родителей;

· Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам.

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

· концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими (натуралистическими), сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например, расизм – в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

· Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)

 

Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы: Отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление индивида и общества образуют исходный пункт различных концепций индивидуализма).

Индивидуальность - неповторимая своеобразие какого либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность (индивида) в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т.п.).

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

n Устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

n Индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Проблемы личности в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора. И именно этот выбор конституирует его как личность.

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе.

Отправная точка в социологических исследованиях личности - неиндивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет.

Социология личности имеет разные уровни исследования:

n Изменения социального типа личности и степени ее свободы в зависимости от характера общественного строя;

n Соотношения автономных факторов социализации личности в разных социальных системах;

n Личность в организации;

n Потребности, мотивы и ценностные ориентации личности.

Человек - есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Человек кристаллизует в себе все, что накопленное человечеством в течение веков. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Осознание человека себя как такового всегда опосредованно его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность. И вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта исторического процесса.

Социализация личности это активное вовлечение индивида в деятельность различных социальных коллективов и общности людей, в ходе которого индивид усваивает социальные и моральные нормы, культурные ценности, полезные навыки практической работы и конкретные знания, т.е. когда у него формируются социально-значимые черты (социальная составляющая личности).

Фазы социализации личности: 1) адаптация, приспособление к существующим условиям (с момента рождения)

2) интеоризация - усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения (доминирует в процессе социализации личности в юном возрасте, когда идет активное становление собственного воззрения на мир). Строгих границ между этими фазами нет.

Социальная типология личности весьма разнообразна, на каждой ступени исторического общества она обуславливается, в конечном счете, общественным разделением труда и, следовательно, тесно связанной с ним, социальной структурой общества. Для каждого социального типа характерен определенный набор социальных функций, конкретных видов социально значимой деятельности, которым должен овладеть индивид, принадлежащий к данному социальному строю. Социализацию индивида во всех ее тонкостях изучает конкретная наука - социология. В социальной философии теорией личности рассматривается более широкий круг проблем, где вопросы теории социализации носят подчиненный характер и решаются с позиций становления личности как свободной и творческой индивидуальности.

Цель социализации - доведение до сознания человека меры дозволенного. Социализация учит умению жить в обществе, в согласии с ним. Однако, есть обратная сторона медали. Жесткая система социализации несет в себе реальную угрозу ее деперсонализации (становится как все).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема сущности и существования в философском учении о человеке | Тема № 29. Человек и природа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.