Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема «маленького человека» в произведениях Ф.М.Достоевского

 

Ф.М.Достоевский – явление всемирной литературы – открыл новый этап ее истории и во многом определил лицо, пути и формы ее дальнейшего развития.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены: и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Основной темой первых произведений Достоевского является тема «маленького человека». Федор Михайлович неоднократно говорил, что развивает в литературе традиции Н.В.Гоголя: «Все мы из гоголевской шинели вышли». Достоевский продолжил исследование души «маленького человека», углубился в его внутренний мир.

Роман «Бедные люди» (1845) стал первым произведением в русской литературе, где маленький человек заговорил сам.

Достоевский написал роман в письмах, иначе главные герои Варенька Доброселова и Макар Девушкин вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» - это его натура.

Для бедного человека основа жизни – это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» понимают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого практически добиться невозможно.

«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?» Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи» (1848) – «мечтатель». Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной, серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения.

Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры. «Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем. Чистота и бескорыстность возвышают его в своих же глазах.

Картины жестокой действительности по разному накладывают отпечаток на мысли и судьбы людей в произведениях Достоевского.

Так, герои романа «Преступление и наказание» (1866) мучительно сознают безысходность своего положения. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?...» - эти слова «спившегося» чиновника Мармеладова звучат как вопль о спасении. В них, собственно, выражена основная идея романа. Это крик души человека, задавленного своей неизбежной судьбой.

У доведенных до отчаяния «маленьких людей» начинают появляться идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Так, беспросветная жизнь Петербурга, со всеми ее неприглядными сторонами привела бедного студента Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», к дилемме «тварь ли я дрожащая или право имею?» Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия «маленьких людей».

В Родионе Раскольникове эта идея произвела поразительные изменения, меняя его волю, характер, становясь стержнем его личности. Убежденность Раскольникова, что человечество испокон веков делится на два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, таких, как, например, Наполеон; это избранные люди, которые имеют право во имя человечества переступить закон, в конце концов заполнило все его естество. Он не только стал носителем наполеоновской идеи, но и ее воплощением.

Другое столь же искреннее и честолюбивое заблуждение Раскольникова – искренняя вера в то, что спасти несчастных «обыкновенных» людей может только сильная личность. Ему на ум приходит мысль, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, ибо не для себя он хочет убить старушку-процентщицу, а ради других униженных и оскорбленных.

Но преступление против «гадкой» старушки вскоре становится и преступлением против тех людей, которых хотел осчастливить главный герой. Теория, которая должна была вывести Раскольникова из жизненного тупика, завела его в самый беспросветный из возможных тупиков.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов «маленьких людей». Как и Раскольников, Соня – жертва существующего несправедливого порядка вещей. Голод и нищета заставили ее, как и Раскольникова, переступить черту нравственности. Она вынуждена ради материального достатка своей семьи торговать телом. Но Соня духовно сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Она отказывает главному герою в праве вершить человеческие судьбы. Соня твердо убеждена в том, что никакие тяготы жизни не могут оправдать преступления и насилия.

Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя «затемнена» гордыней и озлоблением человека. Писатель предоставляет своему герою, не потерявшему человечность, возможность, пройдя через жестокие страдания, муки совести, духовно возродиться. Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге романа «Преступление и наказание», видимо, означает победу добра, возвращения героя к Богу.

Таким образом, главная особенность миропонимания Достоевского –человеколюбие, обращение внимания не на положение человека на социальной лестнице, а на его душу – это основное качество, по которому нужно судить о человеке. Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для мыслящего, чувствительного, думающего, но бедного, практически беззащитного «маленького человека».

 

 

Тема семьи в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Над романом Толстой работал с марта 1873 по апрель 1887 г. В отличие от «Войны и мира», новое произведение уже в самом начале получило точную жанровую характеристику. «Роман этот, - писал Толстой Н.Н. Страхову весной 1873 г., - именно роман, первый в моей жизни, очень взял меня за душу, я им увлечен весь…». По признанию писателя, он любил в «Анне Карениной» «мысль семейную», отличая ее от «мысли народной», положенной в основу «Войны и мира».

В романе «Анна Каренина» изображен такой период в жизни страны, когда, по словам одного из героев романа, в России «все переворотилось и только еще начинало укладываться». Жизнь героев разворачивается на фоне глубоких социальных противоречий семидесятых годов. Смысл переломной эпохи, «ее неисчислимых бедствий» раскрывается в романе в драматической истории крушения последней, казалось бы, незыблемой крепости – «дома», «семьи». Аристократические семьи, у которых есть все, что составляет благополучие и счастье, разрушаются в «Анне Карениной» одна за другой.

Больше всего страдают от болезней эпохи люди с чистым сердцем и большим умом - Анна и Левин, главные герои романа. В отличие от других персонажей романа они не мирятся с привычной общепринятой ложью и мучительно, каждый по-своему, ищут: Анна – истинной, правдивой любви, Левин – правдивой жизни.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Этими словами Толстой открывает роман, подвергнув в нем глубокому анализу семейные отношения не только в той среде, где живут его главные герои, но и всех других слоев общества пореформенной России.

Ослабление и распад семейных связей изображены в романе Толстого как следствие отчуждения, проникшего в отношения людей, еще недавно связанных узами родства, дружбы, добрососедства. Уже в самом начале произведения дается краткая, но емкая характеристика семьи Стивы Облонского: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они». Для самого Стивы семья – чисто внешняя оболочка, необходимая часть общественного устройства. Показательны его рассуждения о том, что не может же он, в самом деле, быть верным своей жене. Он раскаивается только в том, что «не умел лучше скрыть от жены…». Однако Облонский не лишен положительных качеств, добр, честен, он жалел жену, детей и себя самого. Когда жена прощает его, он испытывает истинное счастье и радость, его мир вновь обрел устойчивость. Но, вероятнее всего, потом все будет по-прежнему, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои отношения.

Очень точно характеризует понимание семьи такими, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли Облонской: «как-то у них женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят непроходимую между семьей и этим».

Семья Карениных раскрывает уже иной тип отношений. Долли вспоминает, что ей не нравился самый дом их, «что-то фальшивое во всем складе их семейного быта». Хотя Каренин – совершенно иной тип человека, чем Стива, но у обоих понимание семьи во многом одинаковое. Для Алексея Александровича Каренина семья – не более чем узаконенная форма отношений. Хотя этот человек живет, руководствуясь, прежде всего, рассудком, разумом, для него очень важны мнение света, традиции общества. Но он лишен человечности, чувств. Каренин - чиновник, окаменелая и черствая «министерская машина». Глубоко несчастна с ним его жена – Анна. Она ищет истинной, правдивой любви.

Драма Анны приобретает в романе глубокий смысл. Трагедия героини становится не только личной, она приобретает социальную окраску. Анна хочет уйти от мужа и создать семью с Вронским, но все ее попытки терпят крах. Для Вронского семья и дело – вещи абсолютно разные, он лишен единства и слитности всех интересов. Вронский хотя и любит Анну неподдельно, но приоткрывает ей лишь часть души. А в этом случае невозможно создать семью. Для большинства героинь Л.Н.Толстого идеальная семья – истинное и единственное счастье. И трагедия Анны Карениной в основе именно семейная. Ее идеал – любовь бескомпромиссная. Убедившись, что для нее нет надежды на такое чувство, не видя смысла в жизни, она покончила собой.

Иной путь выхода из подобной ситуации пытается найти в романе Константин Левин. Именно этот герой осуществил свой семейный идеал. Но, сделавшись счастливым семьянином, Левин переживает трагедию, которая заставляет его не раз думать о самоубийстве. Для него семья – главное условие духовно содержательной, истинно нравственной и трудовой жизни. В образе Левина Толстой пытается осуществить сопряжение «мысли семейной» с «мыслью народной». Так, Левин, пытаясь разрешить личные проблемы, размышляет о судьбе всей русской нации и даже человечества в целом. В нравственно-философских исканиях Левина отразились общественные взгляды автора.

Путь главных героев романа - Анны и Левина различен. Искания Анны замкнуты в кругу личного счастья, счастья «для себя». Левин ищет всеобщей правды и даже, как ему кажется, находит ее в конце романа. Параллельность, независимость развития судеб Анны и Левина – кажущаяся; композицию романа определяет не параллельное развертывание двух сюжетных линий, а связывающее эти линии единство его основной мысли. Отрицая мир социальной неправды и нравственного зла, Левин и Анна приходят к одинаковым выводам: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло…»; «Надо бы прекратить эту зависимость от зла. И было одно средство – смерть».

Но пессимистические выводы не последние выводы в «Анне Карениной», оптимистическая философия побеждает пессимизм. И если героиня погибает, то Левин ищет путей выхода из сложившегося положения, он не сдается.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 30 Философский анализ будущего | Проблематика и стиль чеховских рассказов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 11045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.