Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС Феномен полиса и развитие политической культуры античности

Восточная и Западная политико-правовая теория.

Они отличаются концептуальным своеобразием. Они настолько различны по своему характеру и подходам решения политико-правовых проблем, что выделить в них общие черты очень затруднительно.

Их объединяет стремление к поиску лучшего совершенного управления государством. Попытка обосновать его стабильность и процветание. Выстраивание концепции взаимодействия человека с окружающим миром.

РАЗЛИЧИЯ

Восток Запад
Концепция человека
Этой концепции в научном смысле не существует. Понятие человек заменяется коллективом, неотъемлемой частью которого он является и существовать без которого не может. Коллективизм древневосточного мышления имеет под собой географические и климатические предпосылки, когда сами условия жизни располагая людей к объединению Человек изначально рассматривается как индивид, личность, с ореолом не только обязанностей, но и прав. Это обусловлено климатическими и географическими факторами. Отношения хаотичны и свободны.
Складывается устойчивая диспотическая форма правления Тяготеют к аристократии (и демократии)
П-п мысль отличает глубоко нравственный морально-этический характер. Принципы управления получают нравственное обоснование. Большое внимание уделяется морального облику правителя Моральна составляющая практически не выражена. Ее отличает рационализм – обращение к естественным законам природы, причем в их практическом смысле.
Религиозный характер. На Востоке миф постепенно перерождается в религию. Перерождения не происходит. Западная религия возникает гораздо позже (античное время)
Отличаются практическим (прикладным) характером. Их занимают проблемы способов управления государством, конкретные методы поддержания послушания граждан П-п мысль не была обременена практическими нуждами, а потому развивалась более свободно и абстрактно (мышление о понятиях, сути вещей). Была естественно-научная направленность. Западную мысль интересуют общие понятия, абстрактные проблемы (закон, право, справедливость)
Осознание права
Понятие права не известно  

 

Античная п-п теория заложила основы европейского понимания права и государства. Ее развитие проходило в 3 этапа:

1. Ранний (космологический) этап – 9-6 век до н.э.

2. Классический (софистический) – 5-первая половина 4 века до н.э.

3. Эллинизма (метафизический) – 4-2 век до н.э.

На особенности п-п теории оказал влияние ряд факторов:

1. Полисное устройство ДР.Греции.

Полис – город – государство. Но это не совсем так. Полис не тождественен государству в современном понимании этого слова. Он никогда не был особым институтом управления, а являлся лишь формой жизнедеятельности, способом существования древнего общества. Особенности полиса заключаются:

- для полиса характерно изначальное стремление к замкнутости, некоторой самоизоляции в эконом и соц отношении

- полис представлял собой гражданскую общину, т.е. коллектив свободных граждан(рабы не учитываются). Эта идея свободной гражданской общности являлась ключевой для всей п-п мысли. Полита являлась естественным проявлением каждодневной жизни древних греков. Она являлась развитием их существования. Ключевым понятием является общность. Индивид рассматривался как личность, но в рамках полисной общности. Противопоставление отдельного гражданина полису считалось недопустимым. Это считалось преступлением и противоречащим воли богов.

- полис, как замкнутая автономная община, мог существовать только при небольшой численности его граждан. Отношения между гражданином и рабом совершенно исключались из полисного устройства. Поэтому и в п-п мысли всегда имеет место противопоставление полисной организации другим варварским формам социального общения.

- свобода являлась не столько индивидуальной, сколько коллективной ценностью. Потому что свободным считался лишь тот, кто являлся гражданином полиса. Праве человека Древней Греции – права гражданина.

- сама концепция полиса, т.е. существование коллектива, порождает идею равенства его членов.

- цельность и совершенство полиса основывались на подчинении его существования и функционирования закону и право-справедливости. Полисные законы считались олицетворением божественного совершенства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древний Китай | ВОПРОС. Взаимодействие формирующейся п-п теории с естественно-научными знаниями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.