КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития экологического права
Предмет и методы правового регулирования Нет единого понятия предмета. В классическом варианте под предметом экологического права понимаются две группы отношений. Неправильно природу считать равнозначным субъектом правоотношений, поэтому неверно считать, что природа является субъектом. Предмет – это отношения физических и юридических лиц по поводу природы. Две группы: 1) отношения по охране; и 2) отношения по использованию природной среды. То есть природоохранные и природоресурсные отношения. Есть авторы, которые считают, что наряду с отношениями по охране и использованию, есть отношения по поводу собственности на природные ресурсы и объекты, и отношения по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.Есть и ещё одна точка зрения, группа авторов (Анисимов, Рыженко и Черноморец). Они предлагают несколько иной подход: предмет составляют три группы отношений. Первая группа: отношения, возникающие по поводу воздействия человека на состояние ОС в различных сферах деятельности (в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве…). Здесь как раз природоохранные отношения. Вторая группа: отношения по поводу охраны отдельных видов природных объектов. Охране животного мира, земель, вод, лесов… Аргументируется тем, что при использовании обеспечивается и охрана (ВК, ЛК и так далее содержат и охранную часть). Третья группа: отношения по поводу установления особого эколого-правового режима на отдельных территориях. Зоны экологического бедствия, особые природные объекты.
Два метода: административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный). Императивности больше, хотя планируется, что договорные отношения всё больше будут внедряться в экологическое законодательство.
Имеется точка зрения, что у экологического права присутсвуются два присущих только её метода: 1) Метод экологизации (исходит из того, что происходит экологизация во всём законодательстве и влечёт за собой экологизацию хозяйственной деятельности человека). 2) Метод экономического воздействия, экономического регулирования.
М разделить на 3 этапа. 1) с 1917 по 1968 = после революции одним из первых декретов был «Декрет о земле», кот носил более экономический хар-р => происходила национализация всех природ ресурсов, в т.ч. и земли. В 1919 г. бвл принят «Декрет о недрах», в 1920 г. – «О сроках охоты». Некоторую систему внес в 1922 г. Земельный кодекс, кот провозглашал землю как главный природ. ресурс. Использование др прир ресурсов основывалось также на ЗК. В 1960 г. был принят закон СССР «Об охр природы». 2) с 1968 по 1988 гг. = в 1968 г. б приняты Основы союзного законодательства о земле. Эти Основы говорили, что отныне лесн, водн, горные и др. ресурсы регулир спец законодательством, а впоследствии принимаются основы законодательства о недрах, потом основы лесного законодательства. В 1977 г. с принятие Конституции СССР впервые в ней б закреплена обязанность граждан беречь природу. В 1980-82 гг. б приняты закон об охр атмосферного воздуха и Закон об охр и использ животн мира. В этот период развивается самостоятельные природно-ресурсовые отрасли: земельн, горное, недровое и др. В ВУЗах преподавалась дисциплина «природо-ресурсовое право и правовая охрана природы СССР». дисциплины «правовая охрана природы» еще не было такой дисциплины. 3) с 1988 по настоящее время = 7.01.1988 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем б четко выявлены недостатки законодательства. Одним из прогрессивн законов был закон 1991 г. «Об охране окруж природной среды». Он заложил основу современного законодательства об охр о.с. с 1988 г. правовая отрасль стала наз «Экологическое право» и стало преподаваться в ВуЗах как самост предмет.
10. Принципы экологического права ФЗ «Об охране ОС» Основные принципы охраны ОС (Закон об охр о.с.): 1) соблюдение права человека на благоприятную ОС; 2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности чел-ка; 3) научно обоснованное сочетание экологич-х, экономич-х и соц-х интересов ч-ка, общества и гос-ва для обеспеч-я устойчивого развития и благоприятной ОС; 4) охрана, воспроизв-во и рациональное использ-е природных ресурсов 5) ответственность органов гос власти РФ, органов гос власти субъектов РФ, органов местного самоупр-я за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности на соотв-щих террит-ях; 6) платность природопольз-я и возмещение вреда ОС; 7) независимость контроля в области охраны ОС; 9) обязательность оценки воздействия на ОС при принятии решений об осущ-нии хоз и иной деят-сти; 10) обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хоз и иную деят-сть, кот м оказать негативное воздействие на ОС, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осущ-нии хоз и иной деят-сти 12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13) допустимость воздействия хоз и иной деят-сти на прир среду исходя из требований в области охраны ОС; 14) обеспеч-е снижения негативного воздействия хоз и иной деят-сти на ОС в соотв с нормативами в области охраны ОС; 15) обязательность участия в деят-сти по охране ОС органов гос власти РФ, органов гос власти субъектов РФ, органов местного самоупр-я, общественных и иных некоммерческих объединений, юрид и физич лиц; 16) сохранение биологич разнообразия; 17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны ОС к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
18) запрещение хоз и иной деят-сти, последствия воздействия кот непредсказуемы для ОС, 19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС, 20) ответственность за нарушение законод-тва в области охраны ОС; 21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны ОС; 23) международное сотрудничество РФ в области охраны ОС.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |