Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные органы управления природопользованием и охраной ОС




Действует Указ Президента от 8 (или 9) марта 2004 года «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» (последняя редакция – от 24 мая 2011 года, но, может, и ещё чего поменяли).

Какие органы представляют интерес в осуществлении экологического управления.

Министерство природных ресурсов и экологии (головной орган в нашей системе).

В его состав входят две федеральные службы и два агентства.

1) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС (росгидромет).

2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (росприроднадзор).

3) Федеральное агентство водных ресурсов.

4) Федеральное агентство по недропользованию.

Посмотреть положения о министерстве, об этих службах и агентствах.

Управление и надзор разграничиваются в деятельнсоти этих органов.

 

Также в подчинении Правительства находится одна служба – федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – ростехнадзор (выведена из подчинения министерства). Посмотреть положение о ней тоже надо.

Долгое время ростехнадзор и росприроднадзор пересекались, а теперь – у них нормально разграничили подчинённость, а у ростехнадзора, хоть и стало меньше полномочий, но больше независимости стало.

 

Ещё одна служба, состоит в Министерстве здравоохранения и социального развития – федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор со своими санитарными нормами и требованиями).

Её положение тоже посмотреть.

 

Все эти органы можно было поделить на межотраслевые и отраслевые, но лектор не стала.

 

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Находится в подчинении Президента (а не Правительства).

 

Министерство сельского хозяйства. В его составе сейчас находится федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (не прямое ведение экологического надзора, но тем не менее).

 

В министерство экономического развития входит федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – то есть учёт ведётся на уровне кадастров природных ресурсов.

 

Есть агентства, находящиеся в прямом ведении Правительства:

1) Федеральное космическое агентство.

2) Федеральное агентство по рыболовству.

 

В некоторых учебниках ещё относят такие, как:

ФСБ (Федеральная служба безопасности), МВД (Министерство внутренних дел), в большей части ГИБДД – замеры выхлопных газов производится ГИБДД, создание экологических полиций…


29. Правовой механизм охраны ОС

Правовой механизм имеет более длительный период существования – с 1960-го года он получил своё развитие.На определённом этапе стало понятно, что правового недостаточно, и появился экономический механизм.

Правовой механизм охраны ОС - систему орган.-правовых мероприятий, направленных на охрану, воспроизводство и рациональное использование компонентов природной среды.

Структура: 1) Природоохранительные (или природоохранные) нормы.2) Экологизированные нормы.3) Правовые нормы-гарантии.4) Эколого-правовые отношения.

 

1 ) Природоохранительные (или природоохранные) нормы. Цель– закрепить базовые императивы, предписания, принципы природоохранной деятельности.

 

2) Экологизированные нормы.Целью - является донесение до хозяйствующих субъектов (независимо от форм собственности) содержания требований природоохранительных норм.

 

3) Правовые нормы-гарантии.Цель– обеспечить выполнение (исполнение) требований природоохранительных и экологизированных норм.

Здесь, конечно же, применение различных видов юридической ответственности (административная, уголовная, дисциплинарная ответственность – с 2004 года исключили материальную ответственность).

 

4) Эколого-правовые отношения.Это результат применения вышеперечисленных норм права (природоохранительных, экологизированных и норм-гарантий).

 

Правовой механизм имеет давнюю историю развития, но в 90-х годах стало ясно, что его эффективность невысока. Оказывается, существует ряд условий, при которых правовой механизм может действовать эффективно.

Условия эффективности правового механизма:

1. Содержание природоохранительной нормы должно иметь экологическое обоснование.

Под экологическим обоснованием подразумевается – её содержание должно быть экологичным, максимально учитывать естественные законы развития природы и общества и учитывать традиционно сложившиеся отношения между человеком и природой.

Пример, когда без учёта естественных законов строятся: под мостом есть дорога возле Московского проспекта – и там не учли сток паводковых вод, от этого проблема, что канализационные системы не справляются.

Идеальная модель – когда природоохранная роль учитывала бы и естественные законы, и общественные интересы.

2. Второе условие – обязателен процесс экологизации, то есть максимальное внедрение в систему законодательства в целом требований природоохранительных норм (в иные нормативно-правовые акты внедрятся должны экологические нормы).

3. Помимо правовых гарантий исполнения экологических норм должны применяться и иные гарантии, то есть не просто запугивать природопользователя применением различных видов ответственности.

Наряду с правовыми должны применяться: экономические гарантии, организационные (организационно-правовые) гарантии, идеологические гарантии.

Экономические гарантии опираются на необходимый уровень финансирования всех природоохранных мероприятий.

Организационные гарантии подразумевают совершенствование системы органов управления, надзора и контроля в этой сфере.

4. Все условия эффективности должны действовать в комплексе. Отсутствие того или иного элемента приводит к тому, что правовой механизм неэффективен.

 

Таким образом, о неэффективности правового механизма стали говорить давно, и идея иного воздействия (в частности, экономического воздействия) возникла в нашей стране ещё в конце 80-х годов. И были отражены в Постановлении ЦК КПСС «О коренной перестройке дела…», а потом уже экономический механизм появился в законах.

 

 

30. Экономическое регулирование в области охраны ОС (экономический механизм):

 

Экономический механизм осуществления природоохранной деятельности основывается на экономической заинтересованности природопользователей в охране ОС.

Основывается на положении: охрана ОС будет тогда эффективно осуществляться, когда она будет экономически выгодна. То есть материальный стимул должен лежать в законе об охране ОС.

Глава 4 в ФЗ «Об охране ОС», в статье 14 перечислены методы экономического регулирования.

По их содержанию все эти методы экономического воздействия, которые содержатся в статье 14, можно объединить в три основные группы:

1) Экономические санкции – это меры принудительного взимания с природопользователей платы за негативное воздействие на окружающую среду.

2) Экономические стимулы. В статье 14 прямо указано: предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране ОС.

В прежнем 1991 года было ещё льготное кредитование, возможности повышения цен на экологически чистые продукты… Но широкого применения это всё равно не получило.

Лектор не видела даже предоставления налоговых льгот в Налоговом Кодексе, и получается столкновение – ведь в ФЗ «Об охране ОС» они закреплены, а в НК РФ нет.

3) Экономические гарантии. Утратили свою значимость, потому что в этой главе исчезла глава с финансирование.

Экономические гарантии подразумевают финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития, различных экологических программ, мероприятий по охране ОС, осуществление экологического страхования, введение учёта и экологической оценке природных объектов и природно-антропогенных объектов и некоторые другие гарантии (экологическое страхование, аудита, сертификации – но должного развития у нас это не получило).

 

Статья с 14 по 18 ФЗ «Об охране ОС». Однако только статья 16 (плата за негативное воздействие), статья 17 (поддержка предпринимательства в этой сфере) и экологическое страхование – это всё, что реально действует в этой статье.

Но экологическое предпринимательство тоже нешироко применяется. И экологическое страхование у нас тоже не прижилось, у нас «может осуществляться обязательное государственное страхование», добровольного нет (а раньше было обязательно государственное страхование и добровольное).

 

 

.

Плата за негат воздействие. Негативное воздействие на ОС является платным. Формы платы определяются ФЗ «Об охр ОС», иными ФЗ. 2. Виды негативного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления и т.д.

Исчисление, взимания платы за негативное воздействие определяется Правит-вом РФ. Внесение платы, не освобождает субъектов хоз и иной деят-сти от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещения вреда ОС.

Экологическое страхование. Осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Экологическое страхование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.