КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальные органы управления природопользованием и охраной ОС
Действует Указ Президента от 8 (или 9) марта 2004 года «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» (последняя редакция – от 24 мая 2011 года, но, может, и ещё чего поменяли). Какие органы представляют интерес в осуществлении экологического управления. Министерство природных ресурсов и экологии (головной орган в нашей системе). В его состав входят две федеральные службы и два агентства. 1) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС (росгидромет). 2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (росприроднадзор). 3) Федеральное агентство водных ресурсов. 4) Федеральное агентство по недропользованию. Посмотреть положения о министерстве, об этих службах и агентствах. Управление и надзор разграничиваются в деятельнсоти этих органов.
Также в подчинении Правительства находится одна служба – федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – ростехнадзор (выведена из подчинения министерства). Посмотреть положение о ней тоже надо. Долгое время ростехнадзор и росприроднадзор пересекались, а теперь – у них нормально разграничили подчинённость, а у ростехнадзора, хоть и стало меньше полномочий, но больше независимости стало.
Ещё одна служба, состоит в Министерстве здравоохранения и социального развития – федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор со своими санитарными нормами и требованиями). Её положение тоже посмотреть.
Все эти органы можно было поделить на межотраслевые и отраслевые, но лектор не стала.
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Находится в подчинении Президента (а не Правительства).
Министерство сельского хозяйства. В его составе сейчас находится федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (не прямое ведение экологического надзора, но тем не менее).
В министерство экономического развития входит федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – то есть учёт ведётся на уровне кадастров природных ресурсов.
Есть агентства, находящиеся в прямом ведении Правительства: 1) Федеральное космическое агентство. 2) Федеральное агентство по рыболовству.
В некоторых учебниках ещё относят такие, как: ФСБ (Федеральная служба безопасности), МВД (Министерство внутренних дел), в большей части ГИБДД – замеры выхлопных газов производится ГИБДД, создание экологических полиций… 29. Правовой механизм охраны ОС Правовой механизм имеет более длительный период существования – с 1960-го года он получил своё развитие.На определённом этапе стало понятно, что правового недостаточно, и появился экономический механизм. Правовой механизм охраны ОС - систему орган.-правовых мероприятий, направленных на охрану, воспроизводство и рациональное использование компонентов природной среды. Структура: 1) Природоохранительные (или природоохранные) нормы.2) Экологизированные нормы.3) Правовые нормы-гарантии.4) Эколого-правовые отношения.
1 ) Природоохранительные (или природоохранные) нормы. Цель– закрепить базовые императивы, предписания, принципы природоохранной деятельности.
2) Экологизированные нормы.Целью - является донесение до хозяйствующих субъектов (независимо от форм собственности) содержания требований природоохранительных норм.
3) Правовые нормы-гарантии.Цель– обеспечить выполнение (исполнение) требований природоохранительных и экологизированных норм.
Здесь, конечно же, применение различных видов юридической ответственности (административная, уголовная, дисциплинарная ответственность – с 2004 года исключили материальную ответственность).
4) Эколого-правовые отношения.Это результат применения вышеперечисленных норм права (природоохранительных, экологизированных и норм-гарантий).
Правовой механизм имеет давнюю историю развития, но в 90-х годах стало ясно, что его эффективность невысока. Оказывается, существует ряд условий, при которых правовой механизм может действовать эффективно. Условия эффективности правового механизма: 1. Содержание природоохранительной нормы должно иметь экологическое обоснование. Под экологическим обоснованием подразумевается – её содержание должно быть экологичным, максимально учитывать естественные законы развития природы и общества и учитывать традиционно сложившиеся отношения между человеком и природой. Пример, когда без учёта естественных законов строятся: под мостом есть дорога возле Московского проспекта – и там не учли сток паводковых вод, от этого проблема, что канализационные системы не справляются. Идеальная модель – когда природоохранная роль учитывала бы и естественные законы, и общественные интересы. 2. Второе условие – обязателен процесс экологизации, то есть максимальное внедрение в систему законодательства в целом требований природоохранительных норм (в иные нормативно-правовые акты внедрятся должны экологические нормы). 3. Помимо правовых гарантий исполнения экологических норм должны применяться и иные гарантии, то есть не просто запугивать природопользователя применением различных видов ответственности. Наряду с правовыми должны применяться: экономические гарантии, организационные (организационно-правовые) гарантии, идеологические гарантии. Экономические гарантии опираются на необходимый уровень финансирования всех природоохранных мероприятий. Организационные гарантии подразумевают совершенствование системы органов управления, надзора и контроля в этой сфере. 4. Все условия эффективности должны действовать в комплексе. Отсутствие того или иного элемента приводит к тому, что правовой механизм неэффективен.
Таким образом, о неэффективности правового механизма стали говорить давно, и идея иного воздействия (в частности, экономического воздействия) возникла в нашей стране ещё в конце 80-х годов. И были отражены в Постановлении ЦК КПСС «О коренной перестройке дела…», а потом уже экономический механизм появился в законах.
30. Экономическое регулирование в области охраны ОС (экономический механизм):
Экономический механизм осуществления природоохранной деятельности основывается на экономической заинтересованности природопользователей в охране ОС. Основывается на положении: охрана ОС будет тогда эффективно осуществляться, когда она будет экономически выгодна. То есть материальный стимул должен лежать в законе об охране ОС. Глава 4 в ФЗ «Об охране ОС», в статье 14 перечислены методы экономического регулирования. По их содержанию все эти методы экономического воздействия, которые содержатся в статье 14, можно объединить в три основные группы: 1) Экономические санкции – это меры принудительного взимания с природопользователей платы за негативное воздействие на окружающую среду. 2) Экономические стимулы. В статье 14 прямо указано: предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране ОС. В прежнем 1991 года было ещё льготное кредитование, возможности повышения цен на экологически чистые продукты… Но широкого применения это всё равно не получило. Лектор не видела даже предоставления налоговых льгот в Налоговом Кодексе, и получается столкновение – ведь в ФЗ «Об охране ОС» они закреплены, а в НК РФ нет. 3) Экономические гарантии. Утратили свою значимость, потому что в этой главе исчезла глава с финансирование. Экономические гарантии подразумевают финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития, различных экологических программ, мероприятий по охране ОС, осуществление экологического страхования, введение учёта и экологической оценке природных объектов и природно-антропогенных объектов и некоторые другие гарантии (экологическое страхование, аудита, сертификации – но должного развития у нас это не получило).
Статья с 14 по 18 ФЗ «Об охране ОС». Однако только статья 16 (плата за негативное воздействие), статья 17 (поддержка предпринимательства в этой сфере) и экологическое страхование – это всё, что реально действует в этой статье. Но экологическое предпринимательство тоже нешироко применяется. И экологическое страхование у нас тоже не прижилось, у нас «может осуществляться обязательное государственное страхование», добровольного нет (а раньше было обязательно государственное страхование и добровольное).
. Плата за негат воздействие. Негативное воздействие на ОС является платным. Формы платы определяются ФЗ «Об охр ОС», иными ФЗ. 2. Виды негативного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления и т.д. Исчисление, взимания платы за негативное воздействие определяется Правит-вом РФ. Внесение платы, не освобождает субъектов хоз и иной деят-сти от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещения вреда ОС. Экологическое страхование. Осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Экологическое страхование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |