Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектурно - ландшафтная организация а/дорог

Лекция №3

 

Ландшафт - территориальное деление местности по признакам (освоенность, пути)

Роль ландшафтных факторов в дорожном строительстве и благоустройстве.

Строительство а/дорог ведёт к созданию нового вида ландшафта - антропогенного ландшафта, появление которого связано с человеческой деятельностью. Строительство а/дорог большой протяженности связано с перемещением огромных масс грунта и других строительных материалов. В результате создаются пространственное сооружение, построенное из этих материалов на поверхности земного ландшафта. Так как современные автомобили требуют обеспечение высоких скоростей, то и автомобильные дороги строят прямолинейными или с плавной кривизной, с небольшими продольными уклонами. Всё это вызывает необходимость создание в естественном рельефе насыпей и выемок и устройство специальных технических сооружений (мостов, эстакад, виадуков, тоннелей, галерей и др.). По своей природе а/дорога представляет собой сочетания исправных и естественных материалов. Искусственные материалы - это щебень, а/бетон, цемент - бетон, ж/изделия, ИССО. В тоже время - это естественные материалы. Для дорожного строительства большие, чем других видов строительных работ (гражданских и промышл. зданий) имеет значение характер и особенности местности. Это связано с тем, что а/дорога является линейным сооружением, когда её большая протяженность (длина) может достигать сотен и более км., приходится над землёй на 1,5-2,0 м., занимает ширину 15-20 - до 100 м. Характер участка строительства а/дороги определяется в первую очередь с точки зрения природного ландшафта, особенностей природно-климатических условий, рельефа местности, наличием крупных природных форм - лесов, рек, озёр, болот и т.д. В то же время этот участок после строительства будет нести отпечаток антропогенного воздействия - воздействия человека. Уже считается, что в настоящее время природного ландшафта в чистом виде на земле уже осталось мало (даже в нашей огромной стране чистых нетронутых уголков очень мало). Это может быть урбанизированный ландшафт - ландшафт городской или другой с жилой или промышленной застройкой, коммуникациями. Может быть ландшафт с с/хоз. пашнями, лугами, полями и огородами, ландшафт промышл. ущербом -территории открытых и закрытых разработок - карьеры каменных материалов, угля, рудники, лесоразработки. Эти виды ландшафта являются антропогенными, то есть связанными деятельностью человека.

Так как а/дороги объект линейный, большого протяжения, то она может пересекать все виды ландшафтов. И каждый из них накладывает свой отпечаток свои ограничения при выборе трассы а/дороги.

В урбанизированном - учет различных зон и коммуникаций.

В сельскохозяйств-м - учёт ценных земель.

В промышленном горно-добывающем,

Лесодо-бывающем - учёт границ их территории, целевой разработки изменения устойчивости рельефа и т.д.

В Природном - трасиривать с природными ландшафтного проектирования с максимальным сохранением естественных форм рельефа, растительности, природной среды. Исходя из этого, с архитектурной точки зрения а/дороги - это строительный объект, который должен быть увязан с окружающей средой.

Основные формы нарушения ландшафта при строительстве и эксплуатации а/дорог Строительство и эксплуатация а/дорог вызывают целый ряд негативных воздействий на окружающую среду, которые не всегда поддаются экономической оценке. Это прежде всего уничтожение природного ландшафта, изъятие с/хоз. угодий, ускоренная эрозия почв, загрязнение, воздуха, воды и почвы, шумовое воздействие и т.д. Основной формой нарушения ландшафта при строительстве а/дороги, ж/д. является создание нового искусственного объекта в окружающей среде, объекта пространственного с 3-я измерениями и требующего выделения при строительстве протяженного линейного коридора в окружающей среде.

В зависимости от рельефа местности а/дорога может быть в высоко насыпи (прохождение пониженных мест), в выемке (прохождение повышенных мест, где необходима срезая грунта) и в нулевых отметках при h<l м.

В последнем случае а/дорога воспринимается как горизонтально-линейная форма противоречие между природными и искусственными создается лишь в горизонтальн(плоскости это противоречие дополняют водоотводные канавы, которые ещё больше выделяг а/дорогу в ландшафте местности. Это ещё не худший случай. Хуже если дорога проходит насыпи высотой > 2 м. При протяжении участка более 0,3 км. Создаётся как бы Земляной вал его протяженностью, иссиметричность внешних контуров и плана, наличием искусственно материала - дор. покрытия элементов обстановки (знаки, отражения). Всё это приводит созданию чужого искусственного объекта в природном ландшафте(рис. 3.1). Полунасып полувыемки ещё в большой степени подчёркивают искусственность (чужеродность) объекта, выемках зрительное восприятие зависит от длины выемки, её глубины и крутизны откосе Если выемка небольшой длины, то создается впечатление обрамляющих а/дорогу 2-х холме При достаточно большой длине и крутых откосах, создается стенообразный, давящий характ< (рис. 3.2). Сильно пересеченная или горная местность создаёт ещё более ярко выраженнь контраст между естественным рельефом и а/дорогой как искусственным обекто Строительство а/дороги в горах связано с большой извилистостью, созданием серпанти строительством ИССО (эстакад, мостов, виадуков, тоннелей, галерей, подпорных стенок т.д.(рис.3.3-3.4)).

Итак, главное противоречие между естественным, природным ландшафтом и дороге заключается в антогонизме естественного и искусственного, то есть форм, созданных природе и человеком. И архитектурное искусство должно заключаться в том, чтобы при строительст] сгладить этот антагонизм до минимума. В урбанизированном ландшафте а/дорога проходит г застроенной территории и сложность заключается в том, что она нарушает сложившую» целостность этой территории со всеми её коммуникациями, сложностью с транспортные развязками с другими дорогами. На скоростных магистралях также пересечения должны бы сопряжены до минимума, а пересечения с местными дорогами исключены полностью (рис. 3.5

С другой стороны несмотря на то, что строящаяся городская дорога нарушает целостность урбанизированного ландшафта, она создаёт новый пространственный коридор, который изменяет визуальную оценку сложившейся застрой, вносит новые архитектур» композиционные отношения. Если а/дорога проходит по с/хоз. ландшафту, он теряет ценность земли. Вместе с тем с/хоз. ландшафт имеющий рядовые посадки деревьев и кустарников (вспаханными рядами полей, не диссонирует с новым искусственным объектом. Однако в любо случае полоса отвода должна быть сопряжена до минимума после тщательной рекультивация земель, нарушенных при строительстве а/дороги и с/х поля примыкают близко к а/дороге. В то же время исследования показали, что загрязнения, вызванные автомобильным движение (свинцовые соединения) являются вредными для с/х культур, вырощенных у дорог. Целесообразным сохранять определённый разрыв между а/дорогой и с/х угодьями, лис выращивать в промежуточной зоне только технические с/х культуры.

Кроме создания нового искусственного объекта в естественной природной среде во время строительства дороги происходят значительные нарушения природного ландшафта зоне прилегающей к дороге. Многое зависит от качества работ. Если оно низкое, практически вся полоса отвода подвергается нарушению естественного рельефа и растительного покров уничтожаются деревья и кустарники. Технологические проезды дорожной техники и грузовых автомобилей располагаются по ширине на десятки метров, создаются бесчисленные отвал грунта и строй материалов.

В итоге требуются дополнительные затраты по рекультивации земель, посадке деревья и кустарников. Особенно тяжелы последствия при строительстве транспортных развязок, когда обширные зоны природного ландшафта подвергаются изменению и утрачиваются естественный характер. Большие проблемы возникают также при устройстве карьеров грунта. Если они располагаются непосредственно в полосе отвода строительства а/дороге или в визуальной доступности от неё, то создаются крайне неэстетичные отвалы земли и выработки, видимо дороги. Такие зоны рекультивируются с большим трудом и требуют больших затрат.

С точки зрения архитектурно-эстетических принципов проектирования а/дорог хорошим является устройство в заброшенных карьерах искусственных водоемов для летнего отдыха, особенно это удобно если такие водоёмы соединяются с естественными источника воды - небольшой рекой или ручьем (рис 3.5).

Строительство а/дороги как транспортного коридора приводит к тому, что в этом коридоре начинают группироваться другие транспортные коммуникация, инженерные сети. (точки зрения архитектурно-эстетических принципов особенно не эстетичны (загрязняют окружающие наши дороги огромное количество проводов воздушных линий электропередачи связи, подвешенных на мачтах, столбах. Провисшие провода, и многочисленные частокол! столбов архитектурно загрязнят придорожную среду, поэтому необходим максимальный отхо, от этих элементов (рис. 3.6).

Реконструкция а/дорог (то есть перевод её в другую техническую категорию) связано i проведением робот по уширению земляного полотна, увеличением рабочих отметок, радиусов, кривых, спрямлению отдельных участков, наносит большой урон окружающему природном; ландшафту. При уширении земляного полотна уничтожаются придорожные посадки, a npi изменениях в плане (спрямлениях), которые нуждаются в особой организации (например условиях площадок отдыха). Реконструкция с большими изменениями в продольном профиле может вызвать необходимость значительных трансформаций в ландшафте, например i углублению выемок и т.д. Неумелая эксплуатация а/дорог также может представлять co6oi источник отрицательных воздействий на ландшафт. Так плохо организованный водоотвод вызывает размоины на высоких насыпях, размывом водоотводных сооружений, откосов выемок, неукрепленных водостоков и в конечном итоге к эрозии придорожной местности Существование самой дороги как объемного сооружения, нарушает ВТР прилегающей ландшафта. Так, если а/дорога построена на склоне, то з/полотно выступает в качестве дамбы задерживающий дождевой сток с верховой стороны. На суши способствуют также скоплении снега и понижению весной температуры почвы в природной полосе, что приводит i запаздыванию выходов, а при нашем коротком лете это является немаловажным.

Неблагоприятным антропогенным фактором является использование химически) противогололедных материалов, приводящих к засолению почвы и отрицательным изменениял в растительном слое у дорог.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Основы корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа применительно к правоохранительной и управленческой деятельности | Архитектурно - ландшафтная организация условий движений автомобилей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.