Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и функции философии




IV. Задачи и функции философии. Основные разделы философии.

Основные функции философии:

1)Мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему.

2)методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей.

3)познавательная – обеспечивает приращение новых знаний о мире.

4)социально-коммуникативная – позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности.

Философия
← две ипостаси →
информация о мире в целом и отношении человека к этому миру ↓ комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности ↓
мировоззренческие функции методологические функции
1. Гуманистическая функция – философия помогает осмыслить жизнь человека, найти ее смысл и укрепить свой дух. 1. Эвристическая функция состоит в содействии приросту знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.
2. Социально-аксиологическая функция: а) конструктивно-ценностная подфункция - с помощью философии осуществляется разработка представлений о ценностях: Добре, Справедливости, Правде, Красоте; происходит формирование представлений об общественном идеале; б) интерпретаторская подфункция – осуществляется объяснение существующей социальной действительности; в) критическая подфункция – на основе философии происходит критика структур, состояний тех или иных социальных действий и явлений, и их соотношение со своими идеалами. 2. Координирующая функция состоит в координировании методов в процессе научного исследования.
3. Культурно-воспитательная функция– формирование культурной личности, выработка диалектического мышления. 3. Интегрирующая функция состоит в том, что философия способствует объединению определенного множества элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.
4. Объяснительно-информационная функция: разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. 4. Логико-гносеологическая функциязаключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

 

Таким образом, философия есть сложная динамическая система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Эта информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются следующие разделы:

· онтология – учение о бытии;

· гносеология – учение о познании;

· диалектика – учение о развитии (и всеобщий метод);

· социальная философия;

· этика – учение о должном, морали;

· эстетика – учение о прекрасном;

· философские проблемы частных наук;

· философия религии;

· история философии;

· философия философии – теория философского знания.

На протяжении всего своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о всеобщих принципах, методах познания. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук («атом», «вещество»).

Но чем же тогда философия отличается от науки как особого вида познавательной деятельности?

Критерии научности:

1. Объективность предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть, без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.
2. Рациональность доказательность, обоснованность; опора на разум, а не на мнение и авторитет.
3. Эссенциалистская направленность нацеленность на воспроизведение сущности.
4. Системность упорядоченность знания по осознанным принципам в форме теории и развернутого теоретического понятия.
5. Проверяемость обращение к научному наблюдению и испытание логикой.

 

Все эти критерии применимы к части содержания философского знания: к онтологии, гносеологии, методологии научного познания. Философия входит в состав научной сферы знания частью своего содержания и в этом отношении есть наука, вид научного знания. Но философия и обществоведческая дисциплина. Философия изучает и общество, а в нем – соотношение коллективного сознания и общественного бытия, специфику социального познания. Философия тесно связана с частными общественными науками – правоведением, экономикой, политологией, обобщая под определенным углом зрения данные этих наук. Но она не сводима ни к научному, ни к общественному виду знания. Философия есть еще и мировоззрение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.