Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ветхозаветное искусство

ЛЕКЦИЯ 3

 

1. Скиния.

2. Одежды Первосвященника.

3. Ветхозаветная поэзия.

 

1. Скиния. Начиная с 25-й гл. кн. «Исход» Пятикнижие неоднократно рассказывает об устройстве у древних израильтян богослужения, центром которого во время странствования по пустыне была "скиния" Завета: «И построят Мне святилище, и буду Я пребывать среди них» (Исх. 25, 8).

Скиния (происходит от евр. "шехина" – осенение Божие, благодатный покров) была по сути походным храмом, сооруженным в виде огромной палатки.

Известные строчки из Псалтири "простираяй небо яко кожу" в оригинале так и звучат: "Ты простер небо как палатку".

Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания.

Ветхозаветная скиния представляла собой образ вселенной: «Двенадцать находившихся там хлебов соответствуют двенадцати месяцам; семь лампад [светильников] — Солнцу, Луне и пяти [известным тогда] планетам [Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн]; а четыре рода материалов, из которых была соткана завеса, — четырём стихиям [земля, море, воздух и огонь]» (Иосиф Флавий, «Иудейские древности» III, 7:7).

Скиния является:

– местом, где Бог обнаруживает Своё присутствие и откуда (точнее, между крыльями херувимов на крышке Ковчега Завета, находящегося в Святая святых) Он говорит с Моисеем после его пребывания на горе Синай;

– местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения. Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву;

– местом проявления Славы Божией (Шехины). Для всех живших в те времена, когда существовала Скиния и Храм, пребывание Славы Божией в Храме не было вопросом веры; это было простое знание, факт, столь же очевидный, как пребывание в небесах Солнца и Луны.

Согласно Писанию, в пустыне облако Славы Всевышнего всегда покрывало Скинию, когда же оно поднималось, это являлось знаком для отправления в путь. Кроме этого, Скиния служила также:

– местом публичного собрания всего народа;

– хранилищем высшей национальной святыни, Ковчега Завета.

Согласно книге Исход, повеление о строительстве Скинии Моисей получил на горе Синай, ещё до получения Скрижалей Завета. Это повеление приводится в Библии целиком, с большим количеством деталей, и занимает около 7 глав (Исх. 25 – 31).

Повеление начинается с описания пожертвований (Исх. 25:3-7), которые следует собрать с сынов Израиля на строительство Скинии. Для строительства Скинии и её составляющих были необходимы пятнадцать различных материалов:

«И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, серебро и медь; и синету, и багряницу, и червленицу, и виссон, и козью шерсть, и кожи бараньи красные, и кожи тахашевые, и дерева шиттим, елей для светильника, пряности для елея помазания и для благовонного воскурения, камни ониксовые и камни вставные для эйфода и для наперсника» (Исх.25:3-7).

Изготовление культовых атрибутов было поручено самым искусным мастерам.

Трудились над сооружением Скинии около полугода. Когда работы были окончены и все принадлежности Скинии были готовы, последовало указание Бога о возведении Скинии, освящении её утвари и помазании в священнический сан Аарона и его сыновей первого числа месяца нисан (в котором и произошёл Исход евреев из Египта), на второй год после Исхода.

Возведение Скинии описано в последних стихах книги Исход и заканчивается описанием спуска Славы Господа (Шехины) на Скинию:

«Покрыло облако Скинию собрания и слава Господня наполнила скинию… Облако Господне стояло над Скинией днём, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во всё путешествие их» (Исх. 40:34-38).

Детальное описание устройства Скинии содержится в Исх. 25 – 31 и Исх.35 – 40.

Скиния располагалась в соответствии со сторонами света. Располагавшаяся в центре стана скиния состояла из следующих частей: "святое святых", "святилище" и "двор скинии".

Шатёр представлял собой каркас из деревянных досок, обложенных золотом, покрытый четырьмя покрывалами. Его устройство позволяло разбирать всю конструкцию на части, пригодные для ношения. Размеры шатра составляли 31 локоть в длину, 10 локтей в ширину и 10 локтей в высоту. Шатёр был разделён на две части занавесом. Задняя его часть называлась Святая святых. Перед Святая святых находилось священное пространство, Святилище, отделённое завесой от передней части ограждённого двора. Таким образом, шатёр состоял из трёх деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад, и был закрыт завесой с восточной стороны. Обе разделяющие завесы имели размер 10х10 локтей.

На стены и верх скинии набрасывались покровы, представляющие важнейшую её часть и придававшие ей вид шатра. Их было четыре.

Первый, нижний слой, служивший потолком шатра, составляли 10 отдельных полос из крученого виссона, голубой, пурпуровой и червленой шерсти. На полосах были искусно вытканы херувимы. Полосы были сшиты по пять вместе. Образовавшиеся таким образом две половины покрова соединялись вместе посредством 50 золотых крючков. Длина всего покрова была 40 локтей и шириной в 28 локтей. Покров этот, закрывавший верх шатра, покрывал также и стены шатра (Исх. 26:12-13 6).

Второй покров, который клали поверх первого, был сделан из козьей шерсти, обычного материала для шатров. Он состоял из 11 полотнищ, которые сшивались по 5 и 6 вместе, и получившиеся два куска скреплялись вместе с помощью медных крючков. В результате, размеры этого покрывала получались 44 локтя в длину и 30 локтей в ширину.

Третий покров был сделан из красных бараньих шкур.

Четвёртый покров составляли кожи животного, именуемого в тексте «тахаш», вероятнее всего, покрывавшие лишь верх шатра.

Стены состояли из перпендикулярно поставленных досок. Все доски были обложены золотом. Снизу каждая доска вставлялась в два серебряных подножья.

Также доски были скреплены пятью горизонтальными поперечными засовами снизу, сверху и посередине с каждой стороны. Все засовы были обложены золотом. Кольца засовов были сделаны из золота.

Вход в Скинию располагался с восточной стороны и был закрыт особым пологом общей длиной в 20 локтей. Полог был связан из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, а также из крученого виссона. Полог был узорчатой работы.

Вокруг Скинии сооружался прямоугольный двор довольно больших размеров 120×60 локтей (около 1985 м², если принять локоть за 52.5 см), ограждённый шестьюдесятью полыми столбами из дерева ситтим с медными подножиями. Между столбами были натянуты расшитые занавеси, искусно сплетённые из крученого виссона, образуя стены высотой в 5 локтей (около 2,6 м). Каждая такая занавесь была 5х5 локтей, и всего их было 56.

Во дворе, напротив входа, размещался большой жертвенник всесожжения, из окованного медью дерева (поэтому он назывался также «медный жертвенник»). На нём приносились жертвы, и на нём постоянно должен был гореть огонь. Здесь собирался для молитвы народ.

В самом центре двора стоял медный умывальник для священников. Все принадлежности двора были выполнены из меди.

У входа в шатёр были установлены пять столбов из акации, покрытых листовым золотом и установленных на медные подножья, на которых крепилась завеса, закрывавшая вход. Эта завеса была похожа на ту, которая закрывала ворота двора Скинии.

Внутри шатёр делился на две неравные части другой завесой (парохет), которая состояла из той же двухслойной тканой материи (пряжи и виссона синего, пурпурного и алого цветов), что и нижний покров, и была размером 10x10 локтей. Парохет крепилась золотыми крючками на четырёх столбах из акации, покрытых листовым золотом и установленных на серебряные подножья.

Устройство скинии, находящейся в ней утвари и облачения священников описано подробнейшим образом (Исх. 25-27).

Меньшее помещение в глубине было размером 10×10×10 локтей и называлось «Святая Святых», в нём находился только Ковчег Завета, самый святой предмет Скинии, а в нём – каменные Скрижали Завета. Также в Святая святых хранились сосуд с манной, которая была насущным хлебом и в то же время чудом Божьего промысла для голодных людей, и жезл брата Моисея первосвященника Аарона – знак священнического служения.

В Святая святых разрешалось входить одному Первосвященнику и только раз в году, на Йом Киппур.

Вторая часть, размером 21×10×10 локтей, называлась Святилище и была основным местом священнослужения. В Святилище располагались: налево от входа – семисвечник, символизировавший действие Божественной благодати (семиствольный золотой светильник); направо от входа – Стол хлебов предложения, сделанный из акации и обложенный золотом, с 12 хлебами предложения; посередине Святилища – Жертвенник воскурения, также сделанный из акации и обложеный золотом, для курения благовонных курений (назывался также «золотой жертвенник»).

В святилище имели право входить только священники.

Разнообразные материалы, цветные покрывала и каменья имели символическое значение, подобно тому как в нашей Церкви форма или цвет богослужебного предмета несут определенную символику. Во время странствования служители поднимали Ковчег со словами “ Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от Лица Твоего ненавидящие Тебя!” (Чис. 10, 35). Когда же народ делал остановку и левиты опускали Ковчег, тогда Моисей говорил: “ Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!” (Чис. 10, 36). Скиния напоминала евреям о постоянном присутствии Ягвэ в Израиле и Его водительстве. Через несколько веков трехсоставное устройство скинии повторилось в Иерусалимском храме.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библейские основы основы иконопочитания | Прообразовательное значение Скинии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.