Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обеспечения эффективности исследования

 

Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Определим необходимые понятия.

Прин­цип — это правило, которому следуют при осуществлении той или иной дея­тельности.

Среди принципов следует назвать, прежде всего, принцип объективности. Со­гласно этому принципу, любое исследование должно искать объективные фак­торы, связи, зависимости. Это определяет успех исследования. Но использова­ние данного принципа вовсе не означает, что надо исключать все субъектив­ное. Многое в исследовании определяется интуицией, ее необъяснимым влиянием на поведение человека, на поиск истины. Принцип объективности — это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реаль­ностью, это возвращение к объективному в конечном результате размышле­ний, анализа идей и мыслей.

Объективность — это маяк и критерий исследовательской деятельности, система доказательства и оценок.

Принцип системности — это принцип поиска и определения связей, целостнос­ти, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды.Почему этот принцип определяет эффективность? Потому что он позволяет концентрировать исследования на сущности, на главном, оценивать связи, раз­граничивать их на внешние и внутренние, понимать свойство как проявле­ние целого в одном случае и как проявление отдельного — в другом.

Принцип последовательности требует проведения исследования по опре­деленной, заранее разработанной технологии. «Слона можно съесть только по частям», — гласит восточная мудрость, которая образно может харак­теризовать этот принцип. В использовании этого принципа большое зна­чение имеет ответ на вопрос: с чего начать и как двигаться к результату?

Принцип целеустремленности означает, что любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Исследование — это не только разрешение воз­никшей проблемы, но и определение, к какой цели может вести это разре­шение, в какой мере оно способствует достижению цели. Цель определяет выбор решений и последовательность их разработки, цель интегрирует дея­тельность в самых сложных ее вариантах: многоаспектность, совместное ис­следование, разветвленность исследования, сложность проблемы и т.д.

Принцип «обгонять, не догоняя». Иной вариант образного представления это­го принципа формулируется как «не открывать велосипед». Любое исследова­ние необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на по­вторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное.

Этот принцип может восприниматься неоднозначно. В исследованиях иногда бывает очень полезно усомниться в известном, проверить его новыми способами. Иногда именно это может быть импульсом для возникновения новых подходов, продолжения исследования, мотивации идей. Все зави­сит от характера проблемы. Поэтому данный принцип надо дополнить принципом исследовательского сомнения. Это не скептицизм, мешающий в поиске нового, это оценка существующего по новым критериям объек­тивности, точности, полезности.

Принцип свободы мышления, который определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей.

Принцип управления мышлением. Как и всякий процесс, мышление долж­но быть не спорадическим и стихийным, а управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно не осуществлялось. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом груп­повой мыслительной деятельности. Это правило ведет к эффективности исследования.

Принцип качественной и количественной определенности исследования. Он заключается в том, что, по возможности, исследования надо проводить, опираясь на количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений, т.е. совокупность тех свойств, которые определяют их суть и особенности.

Принцип фактологического обеспечения исследования, который заключается в том, что исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности.

Принцип реализации креативного образования менеджера, которое форми­руется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в прак­тической деятельности и развивается в процессах исследования.

Принцип опоры на исследовательское мышление менеджера, развитие ко­торого должно мотивироваться в практике управления и в проведении исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное ре­шение проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно, иссле­довательски, инновационно.

И еще один принцип следует добавить к этому перечню — принцип трудо­емкости. Суть его заключается в том, что всякое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависит и его организация, и рациональное использование всех ресурсов, а, следова­тельно, и эффективность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ее формирования | Оценки в исследовании систем управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.