Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии к лекции № 3




«Основные аспекты содержания и методики физического воспитания»

Специалист, наблюдающий или анализирующий педагогический процесс должен себе отчетливо представлять, что спецификой обучения в области физической культуры и спорта является освоение двигательных действий.

Освоение двигательных действий предполагает передачу обучающимся в первую очередь таких знаний, которые открывали бы путь активному и сознательному освоению материала. Если педагог без предварительного объяснения начинает занятия с команды «делай за мной» или «делай как я», то такая форма вряд ли вызовет интерес занимающихся к упражнениям или действиям.

Сохранить весь контингент пришедших в зал, это значит, в период сообщения знаний следует учитывать и индивидуальные особенности занимающихся. При освоении двигательных действий следует обращать внимание на детали техники, которые занимающиеся должны постоянно держать под мысленным контролем.

Педагог должен убедиться в том, действительно ли у занимающихся степень владения двигательных действий приобрела силу двигательного навыка. Часто в спортивной практике можно услышать слова: «Да, это он умеет, однако, в изменяющейся ситуации не делает это или делает неверно. В действительности двигательный навык, в рассматриваемом случае или не сложился или только находится в стадии становления и требуется коррекция в планах подготовки. В этой ситуации менеджер должен предостеречь тренера от возможности делать поспешные выводы о бездарности занимающегося, что не редко бывает, а наоборот настроить тренера и спортсмена на усиленную работу не редко связанную с исправлением ошибок.

Предлагающийся в лекции материал позволяет обеспечить планомерную работу над ошибками, т.к. дает возможность всем участникам педагогического процесса ознакомиться с наиболее часто встречающимися причинами ошибок.

 

Лекция № 3

«ОСНОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

 

Обучение – составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение – взаимный контакт педагога и ученика, при этом педагог должен отдать, а ученик должен приобрести необходимый объем знаний и умений.

Способности учеников приобретать и осваивать умения и навыки, различны.

Факторы, влияющие на обучаемость двигательным действиям

- сложность самого упражнения;

- двигательная одаренность;

- накопленный двигательный опыт;

- возрастной ценз;

- эффективность методов обучения.

Формирование знаний, двигательный умений и навыков – это и процесс, и результат обучения. Двигательное действие состоит из движений. Движение – преодоление внешних и внутренних сил. Обучаясь действиям человек, познает их кинематические, динамические и ритмические параметры.

Овладение двигательными действиями начинается с формирования знаний.

Знания – обобщенное отражение в сознании объективного мира, окружающей действительности. Получая знания в области физической культуры и спорта обучающийся познает:

- социальную сущность и роль физической культуры и спорта;

- знания об организме человека и влияние физической культуры на него;

- режим дня, отдыха, питания и т.д.

- технику и тактику.

- правила поведения на занятиях, страховки, меры предотвращения травматизма;

- правила судейства, специфику оборудования;

- методику организации занятий.

Получение необходимых знаний – путь к активности и сознательности отношения занимающихся.

Виды знаний о двигательных действиях

  Наглядно - чувственные Словесно – логические (закономерности, понятия, теория

Составляющими знаний являются:

- восприятие;

- наблюдение, чтение, прослушивание, связь с предыдущим опытом, мысленное расчленение, выделение главного.

- запоминание – одна из сторон памяти, запоминание избирательно, оно непроизвольно, когда предыдущее связано с последующим.

Классификация уровней усвоения

1 уровень Ознакомление (умение распознать, опознать без глубоких знаний о структуре, свойствах и особенностях)
2 уровень Репродукция (способность повторить)
3 уровень Гностические умения, возможность повторить или использовать на практике по ранее усвоенному образцу
4 уровень Трансформации или переносы, из одной области в другую, вне зависимости от ранее используемых планов и программ

Степень владения (управления) двигательными действиями

Двигательное умение – осуществляется при активном участии мышления (мысленный контроль, медлительность, неэкономичность, расчлененность   Двигательный навык (автоматизированное выполнение, признаки противоположные умению)   Двигательные умения высшего порядка (спорт)

Взаимодействие (перенос) навыков может быть положительным (метание теннисного мяча – копья) и отрицательным.

Характер переноса навыка

Односторонний – предшествующий способствует новому навыку, но не наоборот;

Взаимный – с одного на другое и обратно;

Прямой – создание одного сразу влияет на другое;

Косвенный (опосредованный) – средства ОФП на спец.подготовку;

Ограниченный – как подводящие упражнения;

Обобщенный – так велосипедист и конькобежец – объединение идет

через похожие механизмы поддержания равновесия;

Перекрестный – с левой половины тела, на правую.

Все необходимо учитывать при планировании.

 

Структура процесса обучения

    Цель этапа Наименование этапов
Начальное разучивание Углубленное разучивание Закрепление и совершенствование
Сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия Сформировать умение выполнять в объёме намеченных технических требований. Закрепить умение в навык и сформировать способность его реализации в практических условиях
  1. Создание общего представления и установки на его овладение Углубить понимание закономерности технического действия и значение его частей Закрепить технику в должной мере
2. Восстановить предыдущий опыт движений близких по технике. Последовательно изучать звенья и части, детали, временные, пространственные и динамические характеристики. Совершенствовать во взаимосвязи с другими техническими действиями.
3. Разучивать звенья техники, предотвратив грубые ошибки. Добиться слитного выполнения при полной концентрации внимания. Сформировать дополнительные варианты при различных условиях.
4. Добиться основы выполнения техники действия в целом.   Совершенствовать индивидуальные детали и выполнение в затрудненных условиях.

Эффективность обучения зависит от создания плана (проекта) в виде программ отдельных занятий, форм контроля, коррекции.

Предупреждение и исправление ошибок.

Ошибки при выполнении движения могут быть:

А) грубые, значительные и незначительные;

Б) стабильные и нестабильные;

В) типичные и нетипичные.

Грубые - искажают технику; значительные – не выполнение общих деталей;

незначительные – неточности в деталях, что приводит к снижению эффективности.

Ошибки, возникающие в процессе выполнения, указания на которые позволяют избежать их в последующем называются нестабильными.

Если ошибка закрепляется в навыке, то эта ошибка стабильная.

Нетипичные ошибки – возникают эпизодически, по субъективным причинам.

Типичные ошибки – массовые ошибки, возникающие из-за неправильного подбора метода или методики обучения, возрастных и других особенностей.

Не разобравшись в причине ошибки, ее невозможно исправить. Возможными причинами ошибок являются:

- подражание в технике чемпионам, в то время когда физические качества не позволяют этого сделать;

- неверная последовательность обучения;

- преждевременное создание целостного представления, без учета значимости отдельных фаз;

- недостаточная информация об ошибках;

- недостаток развития качеств;

- неуверенность в своих силах;

- неправильное понимание задачи;

- неблагоприятные условия;

- отрицательный перенос знаний и навыков.

Мерами предупреждения ошибок являются:

- соблюдение закономерностей формирования двигательного навыка;

- подбор средств и методов;

- обеспечение надежной страховки;

- заблаговременное предупреждение о возможных ошибках;

- словесный отчет занимающегося;

- постоянная проверка.

Пути исправления ошибок:

- сопоставление ошибочного и правильного;

- выполнение двигательного акта в условиях, когда его ошибочно нельзя выполнить;

- подводящие упражнения;

- разная степень усилий, т.е. от простого к сложному.

 

Темы практических заданий к лекции № 3

 

1. Обучение, как составная часть педагогического процесса. Связь педагог – ученик, особенности обучения в сфере физической культуры.

2. Факторы, влияющие на обучение.

3. Знания, как начальная фаза обучения.

4. Наглядно-чувственные и словесно-логические знания о двигательном действии.

5. Восприятие и запоминание – как составные части знаний о физических упражнениях.

6. Классификация уровней усвоения (ознакомление, репродукция, гностические умения, трансформация).

7. Дайте определение двигательным умениям, двигательным навыкам, двигательным умениям высшего порядка.

8. Положительные и отрицательные навыки. Приведите пример из жизни.

9. Односторонний, взаимный, прямой, косвенный, ограниченный, обобщенный, перекрестный характер навыков и их примеры.

10. Структура процесса обучения двигательным действиям.

11. Классификация ошибок:

- грубые, значительные и незначительные

- стабильные, нестабильные;

- типичные и нетипичные.

12. Возможные причины ошибок.

13. Меры предупреждения ошибок.

14. Пути исправления ошибок.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.