Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные изменения антропометрических показателей

Длина и масса тела, а также окружность грудной клетки являются основными антропомет­рическими показателями, характеризующими темпы роста и развития организма, а также поз­воляющие понять возрастные особенности многих физиологических процессов. С учетом роли генетического фактора принято для каждого региона земного шара периодически составлять свои оценочные таблицы этих показателей. В последние годы с этой целью используют так называемые центильные таблицы или шкалы, позволяющие выделить среди обследуемых детей и подростков, развивающихся средними темпами (25—75 центилей), выше или ниже этих темпов (меньше 25 или больше 75 центилей.

Такие таблицы представлены шестью колонками цифр, которые отражают значения признака, ниже которых он может встретиться у 3,10,25,75,90 и 97% детей данной возрастно-половой группы. Пространст­во между цифрами (его называют «коридором» или «областью») отражает тот диапазон или разнообразие признака, который свойствен определенному проценту (3, 7, 15 или 50%) детей группы (пояснительная таблица).

. Пояснительная таблица к центильным шкалам

 

№ кори­дора Диапазон Области величин Практические действия
  <3% Очень низкие величины Необходимо обследование
  3—10% Низкие величины Необходимо обследование при наличии отклонения в здоровье
  10—25% Величины ниже средних
  25-75% Средние величины  
  75—90% Величины выше средних
  90—97% Высокие величины Необходимо обследование при наличии отклонения в здоровье
  > 97% Очень высокие величины Необходимо обследование

 

Дентальные шкалы позволяют также определить гармоничность развития: если разность номеров «коридоров» между любыми из трех показателей не превышает 1, развитие оцени­вается как гармоничное, если она составляет 2 — оно считается как дисгармоничное; если разность достигает 3 и более — развитие оценивается как резко дисгармоничное. Шкалы дают возможность определить соматотип ребенка: микросоматический, мезосоматический и макросоматический (соответственно, сумма «коридоров» всех трех показателей не более 10,11-15 и 16-21).

Микросоматический тип свидетельствует о том, что физическое развитие ребенка ниже среднего, мезосоматический тип — среднее, а макросоматический — выше среднего. При­мер: у 8-летнего мальчика длина тела —135 см, масса тела — 32 кг, окружность груди—67 см; все три показателя относятся, судя по таблице А, к 5-му «коридору», т.е. оцениваются выше среднего; разность номеров «коридоров» между этими показателями равна нулю, т.е. развитие гармоничное; сумма номеров «коридоров» (5 + 5 + 5) = 15, т.е. мальчик относится к мезосома-тическому типу. Из этих данных следует, что развитие ребенка выше среднего, гармоничное, по мезосоматическому типу.

Представленные в таблицах данные позволяют дать общее представление о дина­мике длины и массы тела. Например, у новорожденных мальчиков длина тела — 51—54 см; в 1 год -74—75 см; в 5 лет — 105—112 см; в 7 лет — 117—126 см; в 10 лет — 133— 144см; в 14лет— 155—169 см. Масса тела мальчиков—при рожде­нии — 3,1—3,8 кг; в 1 год — 10,1— 11,2 кг; в 3 года — 13,3—17,0 кг; в 5 лет — 16,1—19— 8 кг; в 7 лет — 20,9 — 24,7 кг; в 10 лет — 28,8 —35,7 кг; в 14 лет — 43,0—60,0 кг. Средний рост 18-летних девушек — 165 см, средняя масса тела — 58 кг, средняя окружность грудной клетки — 85 см. Среднегодовая прибавка роста на первом году жизни составляет 25—35 см, в 2—8 лет — 4—6 см, в 8—14 лет — 7—10 см (пубертатный скачок или спурт); соответственно средняя прибавка массы тела составляет 6-7 кг, 1,5—2,0 кг и 5,0 кг.

Указанные антропометрические данные, так же как и другие (например, зубной возраст, определяемый по числу молочных и/или постоянных зубов, степень полового созревания, костный возраст, определяемый по точкам окостенения), являются важными показателями при определении биологического возраста. При нормальном течении онтогенеза биологичес­кий возраст ребенка соответствует паспортному (допустимые колебания — не более двух лет). В отдельных случаях имеет место отставание биологического возраста от паспортного (ретардация) или, наоборот, опережение (акселерация).

До 9—10 лет ведущими показателя­ми для определения биологического возраста являются рост, число постоянных зубов и нерв­но-психическое развитие, в последующем, кроме того — величина погодовой прибавки и вы­раженность полового созревания. Судя по рентгенограммам, окостенение головчатой и крючковидной костей про­исходит в 1 год, трехгранной — в 3 года, полулунной — в 4 года, ладьевидной — в 5 лет, кости-трапеции в 6 лет, трапециевидной — в 7 лет, гороховидной — в 12 лет.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастная периодизация онтогенеза растущего организма | Термины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.