Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский союз

Интеграционные процессы в Западной Европе.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д.

Для реализации целей Договора о ЕЭС создана наднациональная управленческая структура.

Европейский совет – фактически действует с 1974 г., однако его статус официально был закреплен в 1986 г. Единым европейским актом В него входят руководители государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. Европейский совет определяет общие политические ориентиры развития ЕС. В соответствии с регламентом Европейский совет заседает два раза в год. На этих заседаниях обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС, а также общее состояние мировой экономики и политики, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются соответствующие программы и решения стратегического характера. Если возникает необходимость, то созываются внеплановые заседания Совета для принятия решений по сложным актуальным проблемам. Принимаемые Европейским советом политические решения затем трансформируются в правовые акты и решения, принимаемые соот­ветствующими институтами ЕС.

Совет Европейского союза (Совет министров) является высшим законодательным органом ЕС. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет (совместно с Европарламентом) руководство бюджетом, заключает международные соглашения.

В состав Совета ЕС входят представители стран – членов ЕС в ранге министров национальных правительств. На практике фактически существует более 25 советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соот­ветствующих министров стран-участниц (например, Совет по транспорту объединяет министров транспорта стран ЕС).

Европейская комиссия (Комиссия европейских сообществ – КЕС) – исполнительный орган ЕС, который разрабатывает законодательные предложения ЕС как по собственной инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета и направляет их в Совет. Комиссия следит за применением законодательных актов, принятых Советом, в случаях нарушений может применять санкции, например, передавать соответствующие дела в Суд европейских сообществ.

Кроме того, Комиссия имеет полномочия принимать решения в таких сферах, как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и т.д., управлять бюджетом и фондами, несет ответственность за бюджетные расходы. По своей структуре Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов (по различным направлениям деятельности), члены Комиссии независимы в своей деятельности от национальных правительств, поскольку она (вместе с Европейским парламентом) является наднациональным органом.

Европейский парламент – избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии, других институтов ЕС, утверждает бюджет ЕС и заключает межгосударственные соглашения. С 1979 г. Европарламент избирается прямым голосованием.

Суд Европейских сообществ (Европейский суд) –урегулирует разногласия стран-членов ЕС между собой и ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства-члены ЕС, не выполняющие его постановлений.

Однако компетенция Суда не распространяется на новые сферы деятельности ЕС, учрежденные Маастрихтским договором (общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество стран-членов ЕС в области правосудия и внутренних дел).

В 1989 г. в соответствии с Единым европейским актом для содействия Суду ЕС, был дополнительно учрежден Суд первой инстанции. Его компетенцию составляет рассмотрение исков отдельных лиц и компаний против институтов и органов ЕС, споров, связанных с правилами конкуренции, применением антидемпинговых процедур, рассмотрение трудовых споров и др.

Кроме главных органов в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов (Счетная палата), Экономический и социальный комитет и Комитет регионов – консультативные органы, обеспечивающие соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов. Действуют Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование проектов, связанных со структурным переустройством в странах – членах ЕС; Европейский инвестиционный фонд, предоставляющий гарантии по кредитам в основном малым и средним предпринимателям, и наконец Европейский центральный банк, созданный в соответствии с Маастрихтским договором и с 1999 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в Валютно-экономическом союзе.

Специфическим инструментом является общий бюджет ЕС. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенного тарифа ЕС на импортируемую на территорию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчислений государствами-членами в размере 1 % от собираемого налога на добавленную стоимость. Кроме того, важным источником единого бюджета ЕС являются отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП.

 

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

I этап (1957–1968);

- создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам

- В начале 60-х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на поддержание свободной торговли в рамках Сообщества и создание льготных условий для деятельности местных фермеров

Европейская комиссия устанавливает цену продавца, зерновые, предлагаемые ниже этой установленной. Не могут быть импортированы в ЕС. Кроме того Комиссия закупает у фермеров излишки зерновых, с тем, чтобы помочь им реализовать продукцию по средней приемлемой цене. В том же порядке, что и для зерновых, согласовываются цены на мясо, яйца, птицу, овощи, фрукты. В рамках КСХП Европейская комиссия может субсидировать модернизацию фермерских хозяйств в странах сообщества. Общая сельхозполитика определяет также единую политику в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции в страны, не входящие в ЕС

ЕСХП финансируется Европейским фондом направления и гарантий (EAGGF). Реформа ЕСХП постоянно снижает его долю в бюджете ЕС, но она до сих пор составляет около половины затрат ЕС.

 

IIэтап (1968–1987)

 

- создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран;

- В 1973 году к первым шести странам присоединились Великобритания, Ирландия и Дания.

 

После того, как большинство западных стран перешли к плавающим курсам своих валют, страны ЕЭС в целях стимулирования своей экономической и валютной интеграции договорились о сужении пределов колебаний своих валют по отношению друг к другу (±1,125%) и коллективном плавании своих валют по отношению к доллару и другим валютам (пределы колебаний ±2,25%),т.е. ввели режим «змея в туннеле» -- или ЕВРОПЕЙСКАЯ "ВАЛЮТНАЯ ЗМЕЯ" – режим совместного плавания валютных курсов стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС), существовавший с апреля 1972 г. по март 1979 г. Осуществление этого режима, получившего название " вызвало серьезные трудности и противоречия. В 1973 г. они отменили пределы колебаний курсов своих валют по отношению к доллару и другим валютам ("туннель" перестал существовать), а пределы взаимных колебаний были установлены в ±2,25%.

В этом обновленном режиме не участвовали Великобритания, Италия и Ирландия.

В связи с неустойчивостью валютного положения в 1974-1976 гг. дважды вынуждена была выходить из него Франция.

Поиски новых форм валютной интеграции привели к возникновению Европейской валютной системы (ЕВС).

- С марта 1979 года начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества.

Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы.

ЭКЮ European Currency Unit (Европейская валютная единица), валютная единица, использовавшаяся в европейской валютной системе ЕЭС и ЕС в 1979—1998 годах. 1 января 1999 года ЭКЮ было заменено на евро по курсу 1:1.

Соотношение ЭКЮ с валютами других стран определялось исходя из того, что ЭКЮ служило обобщённым представителем корзины валют стран, входивших тогда в европейскую валютную систему. Экю было введено только в безналичный расчет. Тем не менее, для частного сектора в некоторых странах ЭКЮ выпускались в виде монет, облигаций и государственных займов.

ЭКЮ во многом имело характеристики настоящей валюты:

  • явилось полноценным эталоном меры.
  • являлось счетной единицей для всего, что касается ЕВС, а также для экономической и финансовой деятельности, и учета в Сообществе.
  • являлось резервным стоимостным активом.
  • выпускалось под обеспечение валютных резервов и являлось объектом выплаты процентов.
  • являлось средством расчетов в операциях между центральными банками стран-членов ЕВС.

- В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

- В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании - около 3/4. В новых странах - участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС - один из тринадцати.

III этап (1987–1992)

- создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы;

- В 1987 году вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран - участниц Сообщества - создание Европейского Союза - объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды деятельности ТНК | IV этап с 1992
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.